научная статья по теме ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА»

ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

А.И. Конуров, кандидат философских наук

Статья посвящена происхождению и развитию феномена государственного суверенитета. Автор рассматривает особенности государственного устройства в государствах Древнего мира и Средневековья. Особое внимание уделяется анализу двоевластия и борьбы между светской и духовной властями в этих государствах.

Ключевые слова: Вестфальский мир, государственный суверенитет, двоевластие, духовная власть, светская власть

Понятие суверенитета тесно связано с понятием власти. Эта связь заключается в особых прерогативах носителя определенного типа власти. Если власть этого носителя обладает верховенством на определенной территории и независимостью от каких бы то ни было внешних сил, то эту власть можно именовать суверенной, а ее носителя - обладателем суверенитета. Таким субъектом является независимое государство, а суверенной властью, соответственно, - государственная власть в лице ее высшей инстанции. Это позволяет сделать вывод о том, что возникновение суверенитета можно условно отнести к периоду появления первых государств (1У-Ш тысячелетие до н.э.).

Однако это отнесение будет именно условным, так как, во-первых, процесс формирования государств носил длительный характер, а во-вторых, даже после складывания устойчивой государственности в ключевых регионах Древнего мира далеко не всегда имело место наличие единой верховной властной инстанции, к компетенции которой относились все исключитель-

ные полномочия данного государства и решения которой не могли быть отменены никем кроме нее самой. Наоборот, зачастую имело место двоевластие, конкуренция различных властных инстанций, что с позиций сегодняшнего дня порождает естественный вопрос о том, кого же все-таки считать в таком случае сувереном.

Наличие двоевластия в системе управления государствами древности в значительной степени определяется большой ролью религии в древнем обществе. Человек древности ощущает себя полностью во власти высших сил, которые необходимо задобрить, у которых нужно спрашивать одобрения на те или иные действия. Религия пронизывает все аспекты жизни древнего государства, оказывая решающее воздействие на отправление государственной власти.

Взаимоотношения светской и духовной властей в государствах Древнего мира являются очень тонкими, построены на нюансах, а их характер варьируется от страны к стране. Они не всегда являются антагонистичными, однако на определенных этапах элемен-

ты конкуренции проявляются практически во всех древних государствах Востока. Так, например, в таких государствах как Древний Египет, Вавилон, Персия и ряде других храмовые жрецы владели значительными богатствами, в том числе землей и рабами, а также обладали большой политической властью. В Древней Индии жрецы-брахманы вообще представляли собой высшую касту по отношению к кшатриям-воинам во главе с царем. В Иудее иерусалимские жрецы также сосредоточили в своих руках почти все экономическое, политическое и идеологическое могущество. В Китае наблюдалась конкуренция даосской и конфуцианской религий, при этом даосский культ возглавляли жрецы, а конфуцианский - светские правители.

Таким образом, говорить о суверенности власти государств Древнего Востока можно только с определенной натяжкой. Если внешний аспект суверенитета, независимость государственной власти на международной арене, присутствовал во властных отношениях древневосточных государств в полном объеме, то внутренний аспект, верховенство внутри страны, был представлен несколько расплывчато, т.е. окончательным верховенством ни светская, ни духовная власть, по всей видимости, не обладали. Причем речь в данном случае идет не о каком-то кратковременном периоде внутриполитического конфликта, когда два центра силы борются за полновластие, а именно о фундаментальном принципе государственного устройства Востока в древности.

Организация государственной власти в Древней Греции и Древнем

Риме была устроена несколько по-другому. В этих государствах жрецы также обладали определенными привилегиями и политическим влиянием, однако они не представляли собой самостоятельной замкнутой касты: как правило, должности жрецов были выборными и замещались мирянами. При этом занятие жреческих должностей не закрывало возможностей для дальнейшей военной или гражданской карьеры. Так, например, Цицерон и Плиний Младший были произведены в жреческий сан авгура, а Цезарь и Нерон состояли в жреческих коллегиях фламинов. Кроме того, на высшую жреческую должность Древнего Рима, должность Великого понтифика, после Октавиана Августа практически всегда назначались римские императоры, что означало соединение светской и духовной власти в одних руках. Иными словами, относительно государств античности уже можно вести речь о существовании конкретной верховной суверенной инстанции, уполномоченной принимать решения по всем вопросам, отнесенным к ведению государства.

Однако в средневековой Европе наблюдается отход от концентрации государственной власти на одном управленческом уровне, характерной для состояния суверенитета. Это было обусловлено несколькими факторами. Здесь в первую очередь необходимо выделить политическое доминирование Римской католической церкви в средневековой Европе. Распад Римской империи под натиском варваров привел к образованию на ее территории целого ряда новых государств. При этом, учитывая тот факт, что варвары на тот момент только

переходили к государственному состоянию, политическое развитие региона во многом было обращено вспять, и на смену разветвленной и сбалансированной системе государственной власти Рима пришли примитивные институты, представлявшие собой продукт незначительной эволюции институтов родоплеменного строя.

В этих условиях христианская церковь во главе с папой римским представляла собой единственный в Европе институт, сохранивший после распада Римской империи целостность своей структуры, обладавший единой всеобъемлющей мировоззренческой доктриной и имевший авторитет в глазах населения. При этом, несмотря на то, что сама Римская империя была разрушена, ее историческое наследие, тем не менее, оказывало значительное воздействие на политическое оформление раннесредне-вековой Европы, и для европейских монархов того периода апелляция к Риму и своей связи с ним как к источнику собственной легитимности была довольно распространенной, даже когда обоснования этих связей были очень зыбкими. Поэтому наличие в это время в Европе духовно-политического института, истоки которого безусловно восходили к периоду расцвета Римской империи и факт государственного статуса которого в позднем Риме не вызывал никаких вопросов, с естественностью выводили Римскую католическую церковь в число самых влиятельных политических сил.

Вторым фактором, обусловившим распыление суверенных полномочий по разным иерархическим уровням, стала феодальная раздробленность. По мере увеличения численности правя-

щих раннефеодальных европейских династий и расширения территории государств, в каждой стране увеличивается количество претендентов на престол, удовлетворить претензии которых в рамках сохранения жестко централизованных монархий не представлялось возможным. При этом высокий аристократический статус претендентов на престол обеспечивал каждому из них поддержку той или иной дворянской «партии» в надежде на вознаграждение за заслуги. Это закономерным образом вело к увеличению военных возможностей неподконтрольных центру политических субъектов, в то время как возможности самого центра держать страну под контролем соответственно ослабевали. Таким образом, центральная власть начинала приобретать все более номинальный характер, и в отдельных случаях это даже приводило к ликвидации института наследственной монархии и введению такого порядка, при котором монарх избирался наиболее крупными феодалами. При этом властные полномочия даже избранного монарха ограничивались только его изначальным княжеством, обязательства остальных крупных феодалов перед ним являлись строго ограниченными, и монарх не имел никаких прерогатив в отношении более мелких землевладельцев, что выразилось в известном принципе «вассал моего вассала - не мой вассал». Иными словами, суверенные полномочия монархов изымались у них не только сверху, Римской католической церковью, но и снизу, крупными и мелкими феодалами.

В качестве отдельного примера, в котором властные отношения средне-

вековой Европы продемонстрированы наиболее ярко, зримо и выпукло, можно привести Священную Римскую империю германской нации. Это государство существовало в Центральной Европе с 962 по 1806 гг. и на пике своего могущества включало Германию, северную и среднюю Италию, Швейцарию, Бургундское королевство, Нидерланды, Бельгию, Чехию, Силезию, Эльзас и Лотарингию. Оно было основано германским королем Оттоном I Великим и рассматривалось им как прямое продолжение Римской империи древности и империи Карла Великого.

Хотя на протяжении своего существования Священная Римская империя переживала и периоды расцвета, и периоды упадка, она никогда не достигала высокой степени централизации управления, представляя собой нечто среднее между федерацией и конфедерацией. Субъектный состав империи отличался исключительным многообразием: в нее входили различные курфюршества, герцогства, княжества, графства, вольные города, монашеские ордена, а также владения имперских рыцарей. Все эти субъекты имели наименование имперских сословий, но при этом обладали разной степенью правоспособности.

Финансовая система империи была устроена достаточно своеобразно. Формально финансирование общеимперских расходов должно было осуществляться за счет имперских налогов, однако в реальности уплата этих налогов становилась предметом торга между императором и имперскими сословиями и зачастую просто срывалась. В этих условиях финансирование расходов центральной власти приходилось осу-

ществлять за счет доходов собственно императорских владений, и поэтому центральная власть часто испытывала нехватку денег. Любопытным является тот факт, что Священная Римская им

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком