научная статья по теме ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАЗАКАХ И КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ДУХОБОРЦЕВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАЗАКАХ И КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ДУХОБОРЦЕВ»

ЭО, 2015 г., № 2 © С.А. Иникова

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАЗАКАХ И КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ДУХОБОРЦЕВ*

Ключевые слова: духоборцы, локальная и конфессиональная общность, казаки и казачьи традиции, мужские содружества

В статье рассматриваются представления о казаках, сложившиеся в секте духоборцев, причины и цели заимствования духоборцами отдельных элементов культуры казачества, переосмысление и использование этих элементов с целью солидаризации духоборческой общности, усиления позитивной самооценки и тем самым создания условий для успешного воспроизведения собственной культуры.

Секта духоборцев, возникшая в начале XVIII в. и к следующему столетию рассеянная на тамбовско-воронежских землях, в Слободской Украине, Екатеринославской губ. и землях Войска Донского, с начала XIX в. оказалась собрана на определенной территории и на протяжении двух веков члены ее проживали в отрыве от русского народа. Инициатива обособления от православных русских, негативно относившихся к сектантам, исходила от самих духоборцев. В 1801 г. они высказали ее сенатору, известному масону князю И.В. Лопухину, который в свою очередь постарался донести эту мысль до Александра I, недавно вступившего на престол и уже успевшего продемонстрировать свой политический либерализм и религиозную толерантность. Император одобрил это пожелание, полагая, что такое обособление духоборцев, без жесто-костей и насилия над их совестью, несовместимых с духом христианства, положит конец распространению секты среди православного населения.

Прожив сорок лет компактными поселениями в Таврии среди меннонитов и ногайцев, духоборцы при Николае I в 1841-1845 гг. были переселены в Закавказье, где тоже жили компактно, создав несколько духоборческих анклавов среди армян в Тифлисской губ., татар (азербайджанцев) в Елизаветпольской губ., а после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. - в присоединенной к России Карской обл.

Расселение среди неправославных и различные ограничения в перемещениях, особенно в Таврии, создавали некоторые трудности для хозяйственной деятельности сектантов, однако подобная изоляция имела и большие плюсы, поскольку минимизировала не только внешнее влияние на духоборцев, но и надзор со стороны светской и духовной власти, позволяла создать, параллельно с установленной в государстве, свою собственную систему общественного управления, организовать общественный и частный быт в соответствии с их религиозными установками. Усилия секты с начала XIX в. в Таврии, а затем еще в большей степени в Закавказье были направлены на создание подобия теократического государства - Духобории.

Не будучи православными и заявляя, что они и не русские, включив в секту значительное число украинцев и небольшое число мордвы, духоборцы считали себя особым народом и воспринимали конфессионим "духоборцы" как этноним.

Светлана Александровна Иникова - к.и.н., ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: ovis2@yandex.ru

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 14-01-0003 3а "Культурные особенности этнолокальных групп русских в исторической ретроспективе и на современном этапе".

Подавляющее большинство духоборцев, собранных в Таврии, являлись крестьянами, среди которых преобладали однодворцы, но были и удельные, ясашные крестьяне, небольшое число крепостных и казаков.

Учение духоборцев имело сильно выраженный антигосударственный и антиправительственный характер. Они не считали царя помазанником Божьим, а Россию своим Отечеством, которое обязаны защищать. Создание Духобории во главе с вождем, в плоти которого, как они верили, пребывает Бог Сын, было закономерным результатом претворения в жизнь их религиозных догматов.

Выстраивание некого подобия государственной организации и каких-то соответствующих институтов и общественных отношений требовало осмысления тех конкретных принципов, которые должны быть положены в ее основу, выбора образцов для подражания. В качестве такой модели духоборцы взяли казачье сообщество. Сразу же возникают вопросы, почему этим эталоном стало казачество, какими путями шло заимствование, что именно перенимали и как применяли.

Хотя казачество превратилось в служилое сословие, получало за службу жалованье и применительно к концу XVIII - началу XIX в. уже нельзя говорить о его независимости, но память о былой казачьей вольности, героическом прошлом, а также некоторые сохранявшиеся привилегии поднимали его статус не только в собственных глазах, но и в восприятии прочего населения. Отношение духоборцев к казачеству и к его традициям, бесспорно, отчасти базировалось на таком осознании статусного превосходства последнего.

Дух политической вольности, присущий вероучению духоборцев, был созвучен духу казачьей вольности. Духоборцы представляли свои отношения с государством как договор: они его защищают (или платят дань), а оно дает им за это определенные права и привилегии. Такие договорные начала сектанты усматривали как раз в отношениях казаков с высшей властью. Очевидно, что именно этот аспект в статусе казаков казался духоборцам наиболее привлекательным. Духоборцы, служившие в Екатеринославском казачьем войске, в 1792 г. во время следствия в екатеринославской консистории высказались по этому вопросу вполне определенно. Они заявили, что "считают они себя жителями России, людьми Божьими. Ее императорское величество государыню самодержицу всероссийскую признают и по ея повелениям были в козачьей службе, против неприятеля сражались и многие побиты и теперь состоят в службе; но подданными себя ничьими не считают, а козаками [...]". И далее они поясняли, что если государыня разрешит им свободно отправлять свое богослужение, то они будут защищать ее, закон и своих "единоземцев"; если же нет, "то они отрицаются признавать ея за государыню и ея закон, против неприятеля вооружаться" (РГИА 1).

Становление духоборческой секты в XVIII в. происходило на фоне борьбы правительства с казачьей вольностью. Однодворцы - бывшее служилое сословие, которые преобладали в секте, - тоже теряли свои права и привилегии. Духоборцам, очевидно, импонировала оппозиционность части казачества, тем более что среди сектантов были донские и екатеринославские казаки, выходцы из семей полтавских казаков.

Официально зафиксированная численность духоборцев-казаков невысока. Судя по статистике, в 1824 г. в процентном отношении они составляли менее 2% населения духоборческой таврической колонии (РГИА 2), но это те, кто перед переселением в Таврию числился казаками. На самом же деле группа, в большей или меньшей степени причастная к казачеству, была значительно шире.

В 1787 г. из однодворцев Слободской Украины и Екатеринославской губ. было сформировано Екатеринославское казачье войско, просуществовавшее до 1796 г. После расформирования служивших в нем казаков снова перевели в разряд однодворцев, мещан и войсковых обывателей, а желающие перешли на Кавказскую линию. Многие екатеринославские духоборцы, переселившиеся в начале XIX в. в Таврию и на тот момент числившиеся однодворцами, прошли казачью службу в Екатеринославском

войске, приняли участие в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., а некоторые даже получили награды.

Невозможно утверждать, что все влившиеся в секту малороссияне той же Екате-ринославской губ. были когда-то казаками Запорожской Сечи, но, несомненно, они являлись носителями ее культурного наследия.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в конце XVIII и начале XIX в. некоторые духоборцы бежали от рекрутчины или от помещиков в Турцию к обосновавшимся там казакам-некрасовцам. После царского манифеста от 30 августа 1814 г. они вернулись в Россию и поселились среди духоборцев в Таврии (ГАРК).

Важное значение имело и то, что среди "страдальцев" за веру, пользующихся особым авторитетом в любой религиозной секте, значительную группу представляли казаки, прошедшие ссылку в Архангельской губ. и на о. Эзеле. Казачья составляющая в секте, как видно из вышесказанного, на самом деле была значительно выше статистических показателей. Эти люди вносили в духоборческую среду культуру и идеологию казачества.

Само понятие "казак" в догматических псалмах духоборцев героизировалось, противопоставлялось понятию "мужик" и трактовалось как "Божий воин, смело говорящий Божье слово и борющийся со злом". В составленном в катехизической форме псалме задавался вопрос: "Что ты мужик или казак?". И следовал ответ: "Казак". Вопрос: "Почему ты казак?". Ответ: "Смею Божие слово сказать, Сатану связать" (ЖК 1909: пс. 5, вопр. 69, 70).

В другом псалме духоборец по своим религиозным убеждениям противопоставлялся "мужичку" и характеризовался как "молодец": "Что ты молодец или мужичек? -Молодец. - Почему ты молодец? - Не взыйдох в сойму суетную; возненавидел церкву лукавую. Обыйдоша сети дьявольские. Воспринял на себя брак тайный, божественный, от Ядема, святой души его" (Там же: пс. 11, вопр. 66, 67).

Духоборческая секта, таким образом, позиционировала себя как сообщество казаков-молодцов, сплоченных единой, самой праведной верой, руководимых самим Богом и естественно, стоящих выше любых человеческих (в том числе государственных) установлений.

Духоборческая религиозная идея о воплощении Бога Сына в их вожде, власть которого абсолютна, и созданные на ее основе институты были несовместимы с демократической идеологией казачества и его общественной организацией, изначально строившейся на принципах равенства всех членов, на выборности и подотчетности властей всех уровней. Казачьи традиции никоим образом не могли быть просто скалькированы: духоборцы существенно переработали их, зачастую настолько, что от них осталась лишь внешняя оболочка.

Текущие вопросы в каждом духоборческом поселении, как, впрочем, в любом русском селе, решали сходы, а важные для всей секты - съездки, которые проходили в столице Духобории с. Горелое и на которые селения делегировали своих представителей. Однако таким кажущимся демократическим путем принимались решения, заранее одобренные вождем и его советниками - старичками, старшиной и атаманом. Достаточно сказать, что эти решения всег

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком