научная статья по теме Преодоление национализма: от концептуальных положений к практике реализации Философия

Текст научной статьи на тему «Преодоление национализма: от концептуальных положений к практике реализации»

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета*

М.Д. МАГАРРАМОВ доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН *

Преодоление национализма: от концептуальных положений к практике

реализации

Проблема преодоления национализма в сегодняшней непростой ситуации приобрела особую остроту и актуальность. В значительной степени это связано с тем, что формирование основ правового государства и адекватного ему гражданского общества диктует утверждение гуманистических принципов в духовной жизни людей. Задача это сложная, но реализовать её можно в процессе обеспечения гражданского мира и межэтнического согласия.

О содержании и сущности понятия «национализм» написано немало. Под национализмом понимается идеология и политика, основа которых в идее национального превосходства и противопоставления одной нации всем остальным. Или «национализм» - психология национального превосходства и национальной исключительности одних народов над другими, направленная на разжигание вражды между ними посредством трактовки наций как высшей ценности и формы общности. Это механизм придания первенства национальному вместо социального. Существуют и другие определения рассматриваемого понятия. Но во всех дефинициях национализма отсутствует личность. Там приоритет вместо общегуманистического отдается национальному, оно абсолютизируется, народы противопоставляются друг другу. Между ними разжигается недоверие и вражда.

«Национализм или национальный эгоизм, т.е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народностей, к господству над ними - есть полное извращение национальной идеи; в нем народность из здоровой положительной силы превращается в

^ Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: nariman1940@mail.ru ** Магаррамов Магаррам Джабраилович, e-mail: m.magarram@gmail.com

болезненное, отрицательное усилие, опасное для высших человеческих интересов и ведущее ... народ к упадку и гибели»1.

В современном западном обществоведении изучением национализма занимаются этнографы, историки, социологи, психологи, психоаналитики и психиатры. Политологи опираются, как правило, на концепции Э. Смита, Г. Кона, Э. Геллнера, К. Хейеся, Б. Шейфера, Л. Снайдера. Исследователи, имея различные представления о национализме, обнаруживают и идентичные взгляды на некоторые важнейшие его аспекты. В это общепринятое входит то, что национализм часто является главным средством мобилизации народов при создании новых государств, для поддержки государственных усилий, направленных против внешнего политического влияния и поддержки государственного влияния на другие страны. Идеология национализма обещает народам свободы, богатства и силу во внешней политике. Многие народы черпают силы в национализме. Однако некоторые исследователи мало обращают внимания на то, что люди часто понимают национализм поверхностно. Это ведет к отрицательным и даже к трагическим последствиям (фашизму, межнациональным войнам и иным социальным катаклизмам).

Как социальное явление национализм реализуется в виде определённого образа мышления и поведения людей, объединенных в какие-то общности и действующих для достижения общих целей. Это обстоятельство позволяет рассматривать национализм как явление не только идеологическое, но и как социально-психологическое. Основание для такого суждения даёт анализ его происхождения и функционирования. Возникновение национализма обычно связано с искаженным отражением фактов в сознании людей, взаимодействующих в пределах социально-этнических общностей. Конкретное проявление национализма характеризуется аномальным состоянием сознания тех, кто выступает в качестве его носителей, индивидов, социальных групп или значительных масс людей, попавших по тем или иным социально-экономическим причинам под его тлетворное влияние. Эта аномалия прослеживается в ходе распространения национализма - стихийного или преднамеренного, но всегда происходящего на основе иррациональных психических процессов. Для таких процессов характерно некритическое восприятие и усвоение извращенных представлений о своей собственной и других социально-этнических общностях. Указанная аномалия сознания оказывается свойственной и тем, кто является объектом националистической и шовинистской политики, национальной дискриминации, а также гнёта в социальной практике.

Эти представления закреплены некритически воспринятым ответом негативного отношения к представителям других социально-этнических общностей. Вместе с тем националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она

Энциклопедия афоризмов. М.,2001, с. 315.

базируется на национально-психологических образованиях. Они под влиянием массовых интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в некоторую совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей.

Как известно, сегодня идёт острая схватка между мировоззрениями, добром и злом, культурой и невежеством, правдой и кривдой, гуманизмом и насилием, нравственностью и аморальностью, наконец, идёт борьба за умы и сознание людей. Она носит не локальный характер, масштабы её гораздо шире, охватывают весь мир. Сегодня против идей добра, гуманизма и правды объединились националисты разных стран. В этой мировоззренческой борьбе наша задача состоит в том, чтобы быть активными проводниками идей дружбы народов, мира, единства и правды. Ибо только такие идеи являются жизнеутверждающими, отвечающими интересам и чаяниям значительного числа людей, формой их гармоничного сосуществования друг с другом, мерилом нравственности и гуманизма.

Следует подчеркнуть, что национальное и националистическое -принципиально различные явления. Важно научиться различать подлинно национальные интересы от их националистических искривлений. Мы считаем, что к понятию «национальное» можно отнести стремления каждой нации в соответствии с законом сохранить свою самобытность, язык, традиции, уклад жизни и историю. Одним словом все то, без чего человек лишается национального самочувствия. Поэтому одной из главных задач государственных структур должна оставаться задача удовлетворения насущных потребностей конкретного человека, личности, субъекта, потребностей народов на путях глубокого обновления общества.

Другое дело национализм. Известный русский философ Н.А. Бердяев, рассуждая на тему национализма, писал: «Национализм играет огромную роль в возникновении войн, он создает атмосферу войны»2. Примером тому служат войны и кровавые межнациональные конфликты ХХ в. Более свежий пример - Украина. Здесь национализм сыграл колоссальную роль в развязывании проамериканским руководством гражданской войны против собственного народа. Националисты стремятся обеспечить превосходство своей нации, удовлетворить собственные интересы без учета интересов других народов или даже за счет их ущемления. Мы считаем, что национальная самобытность - это реальность. Но в ней есть как черты и признаки как достойные уважения и поэтому заслуживающие продолжения, так и черты, требующие преодоления. Но «дело не в уходе от национальной самобытности, а в творческом развитии достойного и очищении от отжившего, мешающего развитию национального»3.

2

Энциклопедия афоризмов, с. 314.

3 Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1991, с. 162.

Именно гиперболизация идеи национального, в частности национального самоопределения, по нашему мнению, способствовала девальвации, дегуманизации самой этой идеи и привела в начале 90-х гг. ХХ в. к резкому всплеску национализма на всем пространстве бывшего СССР. Именно в это время российские демократы выступили не только инициаторами, но и активными участниками реализации идеи самоопределения народов вплоть до создания самостоятельного национального государства. В Дагестане были созданы и функционировали движения, имеющие этническую основу.

Некоторые из них, в частности, кумыкское народное движение «Тенглик» («Равенство»), лезгинское народное движение «Садвал» («Единство»), ногайское народное движение «Бирлик» («Единство») доходили до требования фактического раздела Дагестана по этническому признаку и создания моноэтнических самостоятельных микрогосударств, предполагающих собственный суверенитет. Категорически против подобных требований выступало подавляющее большинство дагестанцев, республиканское руководство, ряд партий и общественных движений (аварское, даргинское, лакское и др.).

Первоисточником, основой того, что произошло в конце ХХ в. в бывшем СССР, являлось смещение приоритетов, неспособность понять и раскрыть значимость основного приоритета. Вроде бы все делалось ради человека, его свободы и процветающего будущего. Но он по-прежнему оказался «за бортом». Хотя российские демократы говорили о человеке, о его ценности, но главным для них оказался приоритет национального государства. Этим объясняется всплеск национализма в начале 90-х гг. прошлого столетия на всем пространстве бывшего Союза, который, к сожалению, и по сей день продолжается.

Можно выделить условия, способствующие проявлению национализма. Тенденции к суверенизации больших и малых народов с целью создания независимой государственности. Растущая нетерпимость по отношению к национальным меньшинствам, вне зависимости от их отношения к государству, в котором проживают. Растущее сопротивление определенной части населения развитых стран Западной Европы процессам интернационализации хозяйственной жизни в ущерб общенациональным4. Этот список можно ещё продолжить. Но при всем этом очевидно, что везде, где мы сталкиваемся с претензиями на исключительность, предпочтительность какого-то народа, мы имеем дело с национализмом, националистическим чванством и высокомерием, которые разъединяют людей, противопоставляют их друг другу. Объективно стимулируются тенденции подталкивания людей в унизительные межнациональные распри. А в случае реализации всех заявленных стремлений к самоопределению в виде обрете

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком