научная статья по теме ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

По страницам Словаря русских говоров Приамурья

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

© В.К. ПРИХОДЬКО,

кандидат филологических наук

Специфика христианских праздников рассматривается автором через призму восприятия и религиозных чувств диалектной личности. Описание эмоционально-чувственного мира жителей Приамурья сочетается с этнографическими сведениями (обычаи, одежда, кушанья, традиционный сценарий празднования).

Ключевые слова: семантика, диалект, русские говоры Приамурья, эмоция, чувство, престольные праздники, эмотивные коннотации.

В результате активного заселения Дальнего Востока со второй половины XIX века сложился уникальный говор с сильной русской составляющей, с доминирующими севернорусскими чертами. Словарь русских говоров Приамурья, созданный силами ученых-филологов Хабаровска и Благовещенска по результатам диалектологических практик с 1964 года, насчитывает свыше 7000 слов и выражений переселенцев из Забайкалья и других разных территорий России, Белоруссии, Украины. В Словаре отражаются материальные и культурные ценности переселенцев, психология, мировоззрение, верования, обряды [1]. Внимание привлекают лексемы, которые называют те или иные православные праздники и содержат при этом эмотивные коннотации, т.е. добавочные значения к основной семантике слова или фразеологизма. Это некая эмоциональная реакция, или, как выразилась В.Н. Телия, «некий эмоциональный "след"», точнее психическое напряжение с установками на одобрение

или неодобрение, сложившееся в условиях определенной культуры и испытываемое к какому-либо образу [2].

Например, лексическое значение христианского праздника «Пасха» -один из главных христианских праздников, установленный в честь воскресения Иисуса Христа из мертвых, а эмоциональные коннотации данного праздника - это сопутствующие празднику эмоции и чувства: радость и ликование, надежда на жизнь вечную, потому что Христос воскрес из мертвых, и как поют в православных храмах: «Смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Пасхальные образы - крашеные яйца, куличи, мясные блюда - символизируют, с одной стороны, изобилие и сытость, с другой - духовное возрождение, воскресение. Пасха в сознании верующих связана с положительными эмоциями, добрыми переживаниями, ассоциируется с состоянием легкости, счастья и всеобщей любви.

Эмотивность (или эмотивная коннотация) православных праздников тесно сочетается с понятием «религиозные чувства». Это эмоциональное отношение верующих к предметам, явлениям, событиям, как к чему-то сакральному, божественному и священному. С религиозными чувствами могут соединяться и другие человеческие эмоции: скорбь, грусть, любовь, благоговение, надежда, страх и т.д.

Переселенцы присваивали новым территориям на Дальнем Востоке названия тех мест, из которых мигрировали. Это находит отражение в топонимике региона: сёла Воронежское, Вятское, Забайкальское, Нижнетамбовское, Орловское, Пермское, Самарское, деревни Астраханка, Екатеринославка, Полтавка, Томская, Черниговка и др. [3].

Вместе с названиями за селами и деревнями закреплялся святой покровитель, именно его переселенцы считали своим заступником перед Богом, в честь него строили храм, а престольный (храмовый) праздник -праздник в память святого или события, которому посвящен сельский храм. Престольный праздник, как и Пасха, был одним из главных праздников [4]. «ПРЕСТОЛ, а, м. Устар. Престольный праздник в день святого, в честь которого построена церковь данного села, места. Мы в нашей деревне Николин престол хорошо отмечали. В каждой деревне свой престол был» [1. С. 345. Далее указаны страницы по этому изданию].

Престольный праздник на селе назывался еще «годовым праздником», в тот день было запрещено работать, полагалось наряжаться, надевать на себя все самое лучшее и готовить разные, соответствующие событию кушанья: «ГОДОВОЙ ПРАЗДНИК. Устар. 1. Совершающийся один раз в год, ежегодный праздник. Выходные только к годовым праздникам. Это в праздник годовой дадут надеть эти туфли. К годовым праздникам брали сахар» (88).

Церковный ритуал требовал, чтобы в престольные праздники совершался крестный ход с крестами впереди себя (отчего и пошло название

этого торжественного шествия), с престольными иконами, с хоругвями, которые проносили, обойдя сначала против часовой стрелки храм, то есть против движения солнца - «противосолонь». Затем с чтением молитв и пением шли по всей деревне, окропляли святой водой дома, колодцы, поля, домашний скот. Престольную икону заносили в каждый двор, там уже стояли столы с заготовленными продуктами и водой, которые освящали. На престольный праздник всегда съезжались гости: родственники, друзья: «ВСТРЕТЕНЬЕ, я, ж. Религиозный праздник Сретенье. У нас в Кедрово престольный праздник был встретенье. Второго февраля по-старому встретенье, вся родня приезжают из городу» (73).

К престольному празднику серьезно готовились. Мыли окна, белили в доме, скоблили пол, всё приводили в порядок. Старались украсить жилище: «ГУМАГА, и, ж. 1. Бумага. Сейчас шторы на окнах, а раньше на праздник из гумаги из белой вырезали. В субботу украшают дом, гу-магу режем» (101); «МОСТ, а, м. 1. Пол. Мост не крашеный был, перед праздником его чисто выскабливали» (246). Женщины старались сшить что-то нарядное, красивое, купить обновы: «КАЗАЧКА, и, ж. Устар. Женская кофта в талию с буфами на плечах и узким рукавом. Раньше мы в казачках ходили. Это така кофта в обтяжку. Девки на праздник казачки надевали. Казачки - кофты, их изрежут все, как клинушками» (170); «САРАПИНКА, СЕРАПИНКА, и, ж. Легкая хлопчатобумажная ткань в клеточку или в полоску; сарпинка. К празднику олочи сошьют, сарапинки купят на платье. Сарапинку аршинами брали, быват в полоску. Раньше сарапинкой называли, а счас - шотланка. Серапиночки выдавали помаленьку, на плаття, на платочки» (381); «ТАТЧИНА, ы, ж. Однотонный материал типа коленкора. Из татчины платья в праздники шили» (435); «ФАЙШОНКА, ФАЛЬШОНКА, и, ж. Устар. То же, что косинка в 1-м знач. Файшонки - это косыночки белые, чёрные, с зубчиками по краям, кружевные. На праздник я файшонку надену и на гулянье иду» (461).

На праздники пекли хлеб, пироги, печенье из лучшей муки: «ВАЛЬЦОВКА, и, ж. Мука высшего сорта; крупчатка. Из пшеницы делали вальцовку, называли сеянкой и вальцовкой. Раньше вальцовку по большим праздникам только ели, а теперь каждый день белый хлеб. Вальцовка раньше шла только на печенье» (52). Праздничный стол старались сделать богатым, чтобы накормить вволю и напоить всех гостей. Обед готовили с вечера или раннего утра в день праздника. Словарь русских говоров Приамурья фиксирует множество лексем-названий праздничных блюд из муки, изделий из теста. Это свидетельствуют о том, что женщины Приамурья любили и умели хорошо готовить. Выпечка была самая разная, например: «МАКОВЕЙ, я, м. Церковный праздник Первый Спас? А на Маковей пекли коржи с маком» (132); «СТРЯПКИ, пок, мн. То же, что стряпушки. На праздник стряпки пекли, неплохие они были,

каралички и булочки» (426); «ФИНТИКЛЮШКА, ФИРСТИКЛЮШКА, и, ж. Пренебр. Изделие различной, чаще замысловатой формы. Яриш-ный хлеб пекли, а ешшо тарочки, да всяки финтиклюшки. Еще различных финтиклюшек напекёшь из теста к праздникам всяким» (463); «ЧИНЁНКИ, ок, мн. Пироги с начинкой. Чинёнки на праздники пекли. Это пироги с начинкой. Они большие, на всю сковородку» (484).

В престольный праздник существовал обычай потчевать всех, кто заходил в дом, всех старались досыта накормить и вдоволь напоить. Обильные застолья сопровождались неторопливыми беседами, обменом новостями, пением, веселыми играми, плясками: «ВЫЧЁКИВАТЬ-СЯ, ю с ь, ешь с я, несов. Выплясывать, вытанцовывать. На праздники только знаешь вычёкиваться, выбивашь» (81). «По праздникам полечку, краковяк, дестеп, гопак танцевали» (101).

В Словаре русских говоров Приамурья встретились такие названия престольных праздников, как Митревка, Кирика, Кирики Улиты: «МИТРЕВКА, и, ж. Устар. Религиозный праздник в честь св. Дмитрия. У нас была казанска, у них - митревка, а масленку все праздновали» (241); «КИРИКА, и, ж. Устар. Религиозный праздник - день Кирилла и Улиты - 15 июля по старому стилю. Завтра Кирика будет - грозный праздник. Прокопьев, Кирика, Ильин - это грозный праздник»; КИРИКИ УЛИТЫ. То же, что Кирика. Скоро будет Илюха, потом Кири-ки Улиты». День Святых Кирилла и Улиты называли грозным праздником: «ГРОЗНЫЙ, ая, ое. Обильный грозами; грозовой. Давеча гремел-то как шибко: сейчас такой месяц грозный. Кирика Улита - грозный праздник, работать нельзя, грозы бывают в этот день» (100).

Кирик и Иулитта (Улита) - раннехристианские святые мученики. В православной церкви их память отмечается 15 (28) июля. Святая Иулитта (Улита) - молодая знатная вдова, жившая в Иконии с трехлетним сыном Кириком. Опасаясь гонений Диоклетиана на христиан, они покинули свой дом в сопровождении двух рабынь. В Тарсе Иулитта была узнана и приведена с сыном на суд градоначальника. Мать и дитя пытали, безрезультатно заставляя отречься от христианской веры, затем ребенок был сброшен с каменного помоста, а вдове отсекли голову. Тела Иулитты и Кирика были тайно погребены рабынями Иулитты. Позднее их мощи были обретены, по указанию одной из рабынь, в честь этих святых мучеников построены монастыри и храмы.

Особенно почитали этих святых старообрядцы. Они отождествляли гонения Иулитты и Кирика со своими вынужденными скитаниями.

Переселенцы на Дальний Восток не только осваивали его огромные территории, но и несли свою культуру, традиции, духовные ценности. Отстраивали храмы, часовни, отмечали церковные праздники.

Работать в праздники строго запрещалось. Считалось, например, что если пахать и сеять на Николая Вешнего (Николая Летнего) -

9 (22) мая - урожая не будет. «Никола Вешний» - народное название христианского праздника, установленного Русской православной церковью в честь перенесения мощей святого Николая Чудотворца в город Бари в конце XI века. Нельзя было работать и на «подкопенницу», поскольку гнев божий мог наслать пожары: «ПОДКОПЁННИЦА, ы, ж. Устар. Религиозный праздник в честь богородицы (?). Кода подкоп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком