научная статья по теме ПРИКОСНОВЕНИЕ К СВЯЩЕННОМУ: СЕМЬ РИЛЬСКИХ ОЗЕР И ВСЕМИРНОЕ БЕЛОЕ БРАТСТВО В БОЛГАРИИ (ПЕР. С БОЛГ. Е. АНАСТАСОВОЙ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРИКОСНОВЕНИЕ К СВЯЩЕННОМУ: СЕМЬ РИЛЬСКИХ ОЗЕР И ВСЕМИРНОЕ БЕЛОЕ БРАТСТВО В БОЛГАРИИ (ПЕР. С БОЛГ. Е. АНАСТАСОВОЙ)»

ЭО, 2014 г., № 5 © С. Тончева

ПРИКОСНОВЕНИЕ К СВЯЩЕННОМУ: СЕМЬ РИЛЬСКИХ ОЗЕР И ВСЕМИРНОЕ БЕЛОЕ БРАТСТВО В БОЛГАРИИ

Ключевые слова: сакральные места, новая духовность, возрождение религии, постсоциализм, Болгария, Всемирное Белое Братство, Петр Дынов

В статье исследуется процесс изобретения религии и функционирования новых сакральных мест в современной культуре. В качестве примера взято место паломничества около Семи Рильских озер на горе Рила в Болгарии, которое играет роль сакрального топоса для последователей духовного учителя Петра Дынова, или духовного общества "Всемирное Белое Братство". Паломничество рассматривается как имеющее важное значение с точки зрения консолидации общины, в чем можно усмотреть отражение недостатка духовности в современной постмодернистской культуре.

В последние годы в Болгарии много внимания уделяют феномену, который восходит к 30-м гг. ХХ столетия. Он затих в годы социализма и возродился после 1990 г., с наступлением политических перемен в стране. Это - летний духовный собор духовного общества "Всемирное Белое Братство", имеющий огромное значение для последователей духовного учителя Петра Дынова не только в Болгарии, но и во всем мире. Прежде всего потому, что он проводится в самом сакральном для общества месте - около Семи Рильских озер на горе Рила. Тысячи адептов собираются там, чтобы отметить начало божественного Нового года и изменить как свою жизнь, так и будущее мира. Это место последователи Белого Братства считают самым святым во всем мире, а Петр Дынов сравнивал его с Тибетом и Гималаями, с мифическими Агартхой и Шамбалой.

В статье мы хотим представить Семь Рильских озер и связанное с ними паломничество в контексте сакральных мест и "изобретенных религий", если провести параллель с "изобретенными традициями" Е. Хобсбаума - так называемыми invented traditions (Hobsbawm, Ranger 1983) - и сферой религиозности и религиозных движений. Будут рассмотрены и функции паломничества в жизни духовного общества "Белое Братство" в национальном и транснациональном аспектах.

Петр Дынов и Белое Братство. (Всемирное) Белое Братство, созданное Петром Дыновым, - это уникальное болгарское движение в сфере новой религиозности/ духовности. Оно появилось в период формирования болгарской нации (начало XX в.) и имело несколько главных целей: прежде всего "поднятие" ("возвышение"), по выражению П. Дынова, болгарского народа, а также трансформацию мира и всего человечества путем развития специфической религиозной культуры. Конечная цель Движения - подготовить людей к приходу будущей шестой человеческой расы1.

Светослава Тончева - Ph.D., научный сотрудник Йенского университета им. Фридриха Шиллера (Германия), исследователь Института этнологии и фольклористики Болгарской академии наук (София); e-mail: svetahet@abv.bg

Идеи Дынова (1864-1944) являются воплощением мировых тенденций в области "новой религиозности". Созданную им спиритуалистическую систему он называл учением - божественным учением о любви, которое укажет новый путь человечеству и которое он считал аналогом учения Христа. Дынов подчеркивал термин учение, отделяя его от религии: "Я даю вам не религию, а учение о жизни"; "Я не исповедую никакой религии, но говорю о хорошей жизни. Моя наука - о той жизни, которую люди потеряли" (Дочев 1998: 11). Основная цель духовной системы, созданной Дыновым, содержится в термине, который он использовал, характеризуя ее, - это школа (духовная школа, т.е. обучение), в которой преподают практическое знание о духовном мире: "Одно из качеств Великой школы жизни - Школы Белого Братства, или так называемой Божественной школы, - вот что: она подвергает все изученное опыту" (Константинов, Боев 2005: 46). Именно практический опыт, применяемый ко всем элементам ежедневной жизни, определяет созданную Дыновым духовную систему как учение. В его учении основным принципом является практическое приложение всего усвоенного, т.е. постоянная связь теории и практики.

Учение Дынова развивалось, с одной стороны, в контексте протестантизма2, а с другой - в контексте новой духовности и новых религиозных движений, которые пользовались все большей популярностью в период, который Дынов провел в США (1888-1896). В его методологии заметно влияние протестантизма (методистского направления3), что очевидно как в практике миссионерства, так и в проповедях, называемых беседами/лекциями.

В то же время очень сильны и связи учения с эзотерикой. Они проявляются во многих идеях, терминах и практиках. В период, когда Дынов находился в США, общественное внимание уже было приковано к теософии, спиритизму и новым духовным движениям. Таким образом, его учение оказалось более чем актуальным в период своего появления в Болгарии, внося новые элементы в болгарское духовное пространство.

Духовная школа Дынова официально открылась в 1922 г. в Софии. С 1927 г. центром собравшейся вокруг него общины становится местность, названная "Восход" ("Изгрев")4. Здесь, в этом символическом для движения месте, развивалась общинная форма жизни - до запрета Белого Братства в социалистический период, когда всю его собственность экспроприировали. Уже в Изгреве можно было наблюдать транснациональное развитие: в общину входили 350 чел. 11 национальностей5. Сегодня Белое Братство представляет собой дисперсную группу, распространенную в Болгарии и за ее границами.

В период социализма движение существовало и проводило практики тайно. Возродившееся после демократических перемен в Болгарии, оно снова стало популярным. Об этом свидетельствует второе место, которое личность Дынова заняла в списке "100 великих болгар" в 2007 г.6. Сегодня движение привлекает участников со всего мира - из Франции, России, Германии, Польши, США и других стран.

Семантика и сакральность Семи Рильских озер. Среди мест, считающихся сакральными в контексте философской системы Дынова, исключительно важную роль играют Семь Рильских озер на горе Рила и проводимый там духовный собор.

Исторически традиция начинается с лета 1929 г., когда Дынов впервые вывел своих последователей в так называемый лагерь около Семи озер. Подъем связан с празднованием божественного Нового года 19 августа - это дата, когда православные отмечают Преображение Господне по новому стилю. По Дынову, начало "физического" Нового года - 1 января, но духовный Новый год начинается 22 марта, а божественный - 19 августа. Именно тогда проводится собор Белого Братства, который является отражением "собора Солнца с представителями всех планет".

Традицию собираться у Рильских озер, по терминологии Хобсбаума, можно определить как набор практик, подчиненных определенным правилам и ритуалам, уста-

навливающим ценности и нормы поведения (Hobsbawm, Ranger 1983: 1). Она является особенно устойчивым и центральным событием для участников движения. Относя эту традицию к процессам изобретения религиозных практик и ритуалов, здесь непременно надо рассмотреть понятия сакральности и харизмы, связанные с фигурой религиозного лидера.

Понятия "сакральное", "сакральность" относятся к трансцендентальной, или иррациональной, сфере и, как правило, осмысляются путем противопоставления. Мирча Элиаде предлагает рассматривать концепт в рамках оппозиции "сакральное - профан-ное" или в противопоставлении "реальное - ирреальное" ("псевдореальное" - Eliade 1957). Жизнь на Семи Рильских озерах мыслится участниками по оппозиции к повседневному и обыденному, как прикосновение к божественному, даже как пребывание в "другом мире". Сакральная гора тоже является очень важным мотивом в религиозной культуре ряда народов. Примером могут служить священная для четырех религий (индуизм, буддизм, джайнизм и бон) гора Кайлас и озеро Манасаровар в Тибете. Именно с Тибетом сравнивается Рила в болгарском контексте. Дынов также утверждал, что как духовный учитель7 он выбрал Болгарию именно из-за множества гор, существующих в стране. Очевидна ассоциация с восхождением на гору и с высотой как связью между земным и божественным мирами. Среди последователей нередки утверждения, что "Рила - это самая древняя прародина этого человечества, сегодняшнего, сотворенного по образу и подобию Божиему... Поэтому Рилу посещают и сегодня, тайно и явно, совершенные существа, святые и ангелы. Неслучайно Всемирный учитель Беинса Дуно8, самый великий посвященный, который сошел на землю после Христа, родился в Болгарии и выбрал для своей деятельности ее, и в особенности зону Рильских озер"9.

В этом случае важен выбор духовным учителем священного места. Рила традиционно связывается с национальным святым, покровителем Болгарии - отшельником и создателем Рильского монастыря св. Иваном Рильским. Рильский монастырь - объект паломничества и туризма. Семь озер, однако, - это новое место, избранное и названное священным именно Петром Дыновым. Идея "нового" соответствует идеям учения, по которому оно является путем и методом создания нового человека, новой культуры, будущей человеческой расы. Эти идеи полностью отражают и социальный и исторический контекст, в котором учение создавалось, - это новое учение для новой нации (Krasztev, Kerenyi 2001).

Семь озер связаны также с сакральным числом семь. В то же время сакральность озер движется по вертикали "земной - небесный мир": чем выше находится озеро, тем оно священнее.

В контексте учения озёра получают новые имена на новом священном языке - "ва-танском", который Дынов получил после своего посвящения в сан духовного учителя. Этот язык он называл самым древним и священным языком человечества. Кроме священных имен озёра получили и символическое значение, и сакральные функции.

Первое озеро, с официальным именем Нижнее (Долното), названо Махарзи -"Большой отдых". Его считают зеркальным отражением материального, или физического, мира. Это озеро укрепляет душу человека, делает его терпеливым и сильным.

Второе озеро, Рыбное (Рибното), получило имя Элбур (Елбур), "Божественный и Сильный". Оно оживляет воображение и фантазию, дает смирение и объединяет людей.

Третье озеро, Трехлистник (Трилистника), названо Балдер-Дару, что означает "Тот Великий, кто раздает Дары".

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком