научная статья по теме Применение институционального подхода в рассмотрении асоциальных явлений (на примере проституции) Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

Текст научной статьи на тему «Применение институционального подхода в рассмотрении асоциальных явлений (на примере проституции)»

Елена Юрьевна Захарова

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права»

кафедра социально-политических дисциплин, Казань, makelur@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАССМОТРЕНИИ

АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОСТИТУЦИИ)

в статье используется нетрадиционный для науки (институциональный) подход к рассмотрению явления проституции. Проституция сопоставляется с основными чертами и характеристиками социального института, а также функциями, которые должен нести социальный институт. Проведён анализ взаимосвязи проституции с основными социальными институтами.

Социальный институт, проституция, функции социального института.

С сексуальной революцией в ХХ веке изменились взгляды на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Изменения претерпела как социальная сфера, так и сфера сексуальности. В. Анурин выделяет следующие характерные черты этого феномена:

1) стирание двойного стандарта в половой морали;

2) отделение сексуальности от функции воспроизводства;

3) признание права женщин на обладание собственной сексуальностью и получение сексуального наслаждения;

4) усиление открытости сексуальной сферы;

5) коммерциализация секса;

6) повышение толерантности к добрачным половым связям;

7) повышение толерантности к нетрадиционным формам совершения полового акта;

8) повышение толерантности к гомосексуальным отношениям;

9) расширение разнообразия сексуальной практики в массовом масштабе[1].

Изменения в сексуальной сфере, новый взгляд на отношения полов не может не повлиять на изменения отношения к проституции. В социологии, к сожалению, это не прослеживает-

Проституция существовала всегда. Латинское слово «рrоstаrе» — означает продаваться публично, от него и произошло слово проститутка,

или «продажная девка». Первым «организатором» такого рода бизнеса считается Солон (между 640—635 — около 559 г. до н. э.), покупавший и продававший проституток в общее пользование. В законах Солона впервые появился налог на проституцию. Кстати, по этим же законам жена, изменившая мужу, могла быть им убита. Он же учредил государственные бордели, приобрел для оных рабынь, которые стояли нагими у входа.

В том, что проституция - одна из древнейших профессий, сегодня никто не сомневается, разве что не признается данный факт в научных кругах. В социологии традиционно сложилось два подхода к изучению явления проституции:

- в рамках первого подхода, чаще всего, проституция рассматривается как девиантное поведение, являющееся фактором социальных проблем;

- в рамках второго подхода проституция сама рассматривается как социальная проблема.

Однако, считается, что явление, существующее тысячелетия и обладающее устойчивостью, претендует на то, чтобы быть институализи-рованным. Именно поэтому, попытаемся описать проституцию понятиями, отражающими институциональный подход в социологическом знании.

Центральным понятием этого подхода является «социальный институт».

В социологии социальные институты обычно определяют как исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды. Профессор А.Г. Эфендиев даёт следующее определение: «Социальный институт - это процедура социальных действий, которая надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение (на достаточно квалифицированном уровне) жизненно важных потребностей»[2].

Относительно проституции можно отметить, что это сфера жизнедеятельности людей, удовлетворяющая одну из важнейших потребностей человека - потребность в сексе, сексуальных отношениях. Традиционно регуляция сексуальных отношений осуществлялась в рамках институтов семьи и религии, т.к. секс связывался преимущественно с репродуктивной функцией. Сегодня он во всё большей степени приобретает рекреационный характер, связанный с гедонистическими устремлениями. Психологи и медики утверждают, что потребность в сексе должна удовлетворяться, нельзя воздерживаться. Что же делать мужчине, если у него возникла такая потребность, а у его жены нет, или, наоборот, у женщины есть желание, а мужчина по каким-то причинам не может? Как должен решать подобные проблемы молодой юноша, не имеющий опыта сексуального общения? Где и как ему этому научиться? Поскольку квалифицированное психологическое консультирование не всегда и везде можно получить, то не является ли проституция тем социальным институтом, кото-

рый решает проблемы в сфере сексуальных отношений?

Для характеристики социальных институтов важно определить их основные черты. Воспользуемся характеристиками социального института, которые даёт А.Г. Эфендиев, и попытаемся определить, насколько они проявляются в проституции.

Считается, что для социальных институтов характерно:

1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять надлежащим образом свою функцию, а потому каждый ожидает от партнера достаточно надежно обоснованных действий. В результате поведение личности в рамках социального института обладает высокой степенью предсказуемости[3].

В проституции распределение функций, прав и обязанностей участников четко прослеживается: клиент обращается к данной сфере, рассчитывая получить определенную услугу, а если точнее получить удовлетворение его сексуальной потребности. При этом он обязан соблюсти все условия договора (оплата, ограничение во времени, не нанесение телесных повреждений проститутке и т.п.). Проститутка тоже обязана соблюдать договор и обслуживать клиента надлежащим образом, имеет право изменять условия взаимодействия с клиентом, не в ущерб себе и действующего заведения или клуба. Могут быть и другие неписанные правила, определенные традиции, но в любом случае поведение обоих партнеров достаточно предсказуемо. Каждый из них осознаёт свою социальную роль.

2. Ещё одной характеристикой является Разделение труда и профессионализация выполнения функций, обусловленные выполнением определенного круга обязанностей.[4]

Проституция достаточно чётко организована. Существует распределение обязанностей, социально-иерархическая структура. Кроме проституток в этой сфере существуют сутенеры или «мамки», обговаривающие все условия взаимодействия сексуальных партнеров; водители автомобилей (не обязательно), доставляющие клиента и обслуживающий персонал к месту взаимодействия, иногда выполняющие и роль охранника; владелец заведения или клуба, предоставляющего услугу, выполняющий административную и контролирующую функцию; и т.д. Количество функций и участников может изменяться в зависимости от размера заведения, масштаба города, специфики местных условий взаимодействия людей, наличия возможности организации требуемой обстановки и других факторов.

3. Другая черта социального института Особый тип регламентации. Как и всякая социальная связь, институт основывается прежде всего на социальном регулировании взаимоотношений. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается за счет обезличенности требований к тому, кто включается в деятельность института, «замещает

выбывшего». Тем самым гарантируется, что «вновь пришедший» на то или иное место в системе институализированных связей будет делать то, что требуется для функционирования данного института и чего ждут от него другие участники воспроизводимых, самовозобновляющихся взаимодействий. Соответственно, обезличиванию, стандартизации подвергаются требования по достаточно широкому спектру связей, отношений, в которые будет вовлечен исполнитель той или иной функции.[5]

Перечисленные выше функциональные роли уже указывают на существование обезличенных требований. Другой пример: на стенах домов, на стендах можно увидеть объявления без текста, только с номером телефона, и всем сразу становится понятно, что речь идет о сексуальной услуге.

Одни проститутки уходят из данной сферы услуг, другие приходят; одни клиенты прекращают пользование услугами, появляются другие. Более того, когда клиент идет к проститутке, то чаще всего ему безразлична персонифицированная сторона этой услуги. Важен результат и достижение цели. Предполагается, что востребована не человеческая сущность, а свойства и качества покупаемого предмета. При этом ожидания, связанные с выполнением тех или иных ролей не меняются. Все знают, что именно преследует каждая из сторон.

4. Следующая характеристика социального института: Более четкий, нередко более рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции. Обязывающая сила социального института органично связана с наличием:

- четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения - норм;

- социального контроля, санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих нежелательному поведению.[6]

Безусловно, существуют нормы взаимоотношений между клиентами и проститутками. В разные периоды истории, в разных социокультурных системах наблюдается различие в нормах, специфичны они и для отдельных территорий. Всё это не только требует дополнительного изучения в конкретной исторической ситуации, но и может стать предметом глубоких социологических исследований.

Для контроля за соблюдением норм в проституции применяются различные санкции. Они существуют как в форме наказаний, так и в форме поощрений. Используются материальные стимулы, например: чем больше клиентов обслуживает проститутка, тем больше она получает; чем больше пользуется спросом, тем выше её статус, а значит, выше и стоимость её услуг, и наоборот, если качество обслуживания клиента низкое, то количество клиентов и стоимость услуг проститутки уменьшается. Могут также применяться и телесные наказания и другие формы принуждения. Главное, что проститутка должна выполнять все требования клиента.

В средние века ряды проституток пополнялись торговцами людьми. Но не только. И. Блох в книге «История проституции» писал, что в Германии молодых женщин с их согласия помещали в бордель за долги мужа или родите-лей.[7] Средневековые бордели находились в ведении государства, города или владетельного князя. Духовным лица

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»