научная статья по теме ПРИМЕНЕНИЕ УЗОРОВ В СТИЛЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕКОРАЦИЙ В ЖИЛИЩАХ УЗБЕКОВ (ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СТЕННЫХ ПРОЕМОВ «ТОКЧА») Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ПРИМЕНЕНИЕ УЗОРОВ В СТИЛЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕКОРАЦИЙ В ЖИЛИЩАХ УЗБЕКОВ (ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СТЕННЫХ ПРОЕМОВ «ТОКЧА»)»

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Бакаев Ш.Ш., старший преподаватель

Шокиров Ш.Ш.

(Бухарский государственный университет, Узбекистан)

ПРИМЕНЕНИЕ УЗОРОВ В СТИЛЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕКОРАЦИИ

В ЖИЛИЩАХ УЗБЕКОВ

(Технология конструирования стенных проемов «гокчА»)

Изучение истории, науки, жемчужины культуры и национальных ценностей узбекского народа имеет очень важное значение в развитии исторической архитектуры. Президент И.А. Каримов сказал: «...критическая оценка пути которого мы прошли, осознание основ национальной государственности, на основе возвращения к истокам нашей великой культуры, к корням древнего наследия мы при строительстве нового общества должны применить богатую традицию прошлого ». Принятие ряда законов в республике направленных на разностороннее развитие в основе мировых стандартов тенденция не случайная. Особое внимание уделяется в сфере образования молодого поколения с использование примеров национальных ценностей, культуры, всемирно известных памятников созданных великими предками народа. В духовно - культурном обогащение молодежи особое место занимает прикладная искусства народа. Духовность народа тесно связано с сознанием и психикой каждого человека. Оно проявляется как гуманизм в отношениях разных людей. Поэтому подготовка образованных, мудрых, знающих свою историю и национальные ценности молодежи обучение их к бережному отношению по сохранению духовных наследий созданных великими мастерами прошлого.

С древнейших времен узбекский народ большое внимание уделяет к орнаментации на основе национальных традиций в архитектуре жилищ - дворов, вспомогательных зданий и объектов. Это прослеживается в исторической архитектуре Ташкента, Самарканда, Бухары, Хивы и Коканда. В этом направлении сложился своеобразная школа стилей каждого центра исторической архитектуры. В орнаментации жилищного комплекса было широко применено техника резьбы по ганчу, резьба по дереве и живопись.

Известно что, каждый орнамент (геометрические, растительные и эпиграфические) было взято из природы и переданы в упрошенной форме. Изображение природных мотивов был предназначен для экологической и эстетической воспитание молодежи. Это воспитания как традиция преемственности «учитель - ученик » - «устоз - шогирд» создал основу сохранения шедевров архитектуры до наших дней.

Методы резьбы по ганчу древности, средневековья и начало ХХ века отличается друг от друга. В древних памятниках резьба объемная и в них преобладает реализм. В них в основном прослеживается рисунки птицы, людей, и животных. С первых веков нашей эры люди знали уникальную свойству ганча и широко применяли его в архитектуре жилищ и караван сараев. Широкое применение резьбы по ганчу привело к образованию разных школ, направлений и методов орнаментации.

При декорации интерьера мастера особую вниманию уделяли на предназначения комнаты. Обычные комнаты и гостиные были разделены на своеобразные части и были орнаментированы в основном геометрическими узорами «ислими».

Применнеавртыдминыдекорации стевы при разделе на отдельные части :

• Шарафа - карниз соединяющий часть стены с потолком.

• Нокче - проем втроиной стене в виде этажерки для посуды.

• Равок, дахана - проем в стене в виде тумбы для сложения матраца.

• Намоён - основная орнаментированная часть стены.

• Рута - звено связки двух коридоров проходов.

• Китоба - часть стены над токча и равок для строк мудрых изречений.

• Лали - место для посуды и разных сладостей.

• Изора - панель, низкая часть стены.

• Сандуки - часть стены для поставки сундуков.

Токча в основ ном сделали на тронной стене. В них в декоративном порядке были поставлены красивые обиходные посуды и антикварные предметы. Они заменяли меблированные олерелды совдеменногн интеньера как стенка и серванты.

1«*8 еЭПо ш # ОШ/

ТЕХНОЛОНИЯ ООНСТРУИРОВьШИЯ ТООЛА.

На основе обмера оысоты и широны тронная стена рыделяется на три равные части. На оснони этеса измеионвН о нужном маыидгыТе кашоонярыия пеиыоначслееые оскизы. Понос пы°-готовки эскизов стена выровняется с ганчовым раствором. На ровном стене рисуется форма приомо. Ы5оя отадви токче ьа дираоосрном чусне ттнкле в пеоау5 омеиесм кнадун галере^ плиту толщиной 1-1,5 см.После затвердение ганчовая плита будет разрезана в нужном разме-Мс. В вюсордующем ытапе еент рылтрне кандка тагом пчыл о гатнооыт освивиром

/Л К ■л- ^Я ш да Я в ^ 1 ш 1*1 ■ 8 да 8! Ш

иГо. —□!_ йг р_ с п[ ! 1 Ш - : ' Ж**!

III V Я VI

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КЛАДКИ ТОКЧА:

а) горизентальная и аертикалсная кладиа оотовдк ганчовых плит;

б)го>ПЕзентальная плита прикрепляется ти вертикальноА плите;

е) быятрая укцеиляющая смаако точке сонвикоевовсоия аяшне геочовыч рестгюнхам.

Иплн, эти пнаяила не выпелтштся в быстеяи иемпе лтийкость эилжеаки Епдет олепп лиа-

Посли пдкиотяьАл пияяяи ия каждом коедрете этанаркт на стекляниой иоите толщиноП 0,5-0,С см наде срщнлеоо мелкие ееячодве плитит еле еретирптесио зенавесоо. Погле гендс лой рьтяАСвки изаишнид диети алигплyдаляeпкo. Для деклдоции доверхноити иокча вталиле тчесмеол дисуес на талаое. Пояом кдео етдеооовки авка иле неланная рсхенао с идоедий. 1ИО) сле подготовки образца производится отпечатка рисунка при помощи хока на стенах проема. В оанце преоасиа производится орнаментация и раскраска узоров декора.

В занавесках проема можно применит разные символические (Нормы, орнаменты и фигурные резные узоры нгшнй земли. Разные узоры, формы, сумволическге нрнаменты поверхности токча мыпноняотсм тзпникоН нерченнн и раскрасеи.

з1осле оршноенгациз поееронынсти внутренние ячуйко -кчвадреты тякча будет ок^елизно еуатоами е темпер ирасками в густые света краски. Каждая ячейка имеет свой свет окраски и издалека будет виднона фоне разных колоритных квадратиков.

В древности мастера сами изготавливали ганчовые плиты для декоративных проемов. В еастоящез рннмя мимт ннртоом1 аТМектезрт оамеимае дмпетих гаечрозхр мтит е дама тгомиеье к ускорению процесса конструкции декоративных проемов токча.

По сложности конструкции токча имеет разные варианты кладки. Здесь основную роль играет техника кладки, выбор орнамента и стиль декорации.

Резьба фигурной решетки (заминсиз - безземельная техника). Эта техника используется для орнаментации проемов токча, наличников и ячейки окон, а также для изготовления люстр.

В этой технике резьба производится от поверхности к внутренней части материала. Она требует своеобразный стиль орнаментации.

Этот стиль орнаментации с древнейших времен систематически применяется для декорации интерьера и экстерьера.

Процарапанная (кирма - жойлама) техника. Техника заполнения резьбы с разными красками окраски. Бывает двух видов этой техники. Первая гладкая процарапанная и вторая рельефно процарапанная техника. Гладкая процарапанная техника как графический орнамент на стене. Эта техника используется для декорации поверхности проемов токча.

Стиль токча или токча банд в основном характерен для школы резьбы Бухары и Самарканда. Мастера древности из простого сырья ганча и воды создали такие красивые произведение искусства, что это свидетельствует о стремление народа к красоте и знание с древнейших времен. В заключение можно констатировать, что глубокое научное и типологическое изучение традиции национальных орнаментов, а также передача этих знаний молодым ученикам и студентам является нашим святым долгом перед будущими поколениями нишето на.ода.

Словарь примечаний

Пардача (занавеска) - тонкая прослойка орнамента на поверхности токча. Выполняется вручную.

Тез ганч ( быстрый ганч ) - быстро твердеющий ганчовый раствор. Очень крепкая масса.

Ахча (скопец) - орнамент на кальке с игловыми чеканками рисунка.

Хока ( песок) - пепел древесины завернуты в марлевую ткан. Используется для отпечатки рисунка на еоверк-ости ганчовой плиты.

ЛИТЕРАТУРА

1. И.А. Каримов. Узбекистоннинг сиёсий - ижтимоий ва иктисодий истикболининг асо-сий тамойиллари. ( Основные принципы социально - политической и экономической перспек-тхвы УзНекисчана). Т. «Узбекистан»1995. 9 с.

2. И. Ноткин. Бухоро ганчкорлиги. ( Ганчовое дело Бухары ). Т. 1961.

3. Булатов. С. Узбек халк амалий безак санъати. ( Узбекская народная прикладная декорация ). Т. «Мехнат» 1991.

4. Фахретдинова. Д.А. Декоративно - прикладное искусство Узбекистана.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком