научная статья по теме ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ МЕНТАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ: О СООТНОШЕНИИ УНИВЕРСАЛЬНОГО И УНИКАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКЕ Психология

Текст научной статьи на тему «ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ МЕНТАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ: О СООТНОШЕНИИ УНИВЕРСАЛЬНОГО И УНИКАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ, 2008, том 29, № 5, с. 32-43

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.М. ВЕККЕРА

ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ МЕНТАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ: О СООТНОШЕНИИ УНИВЕРСАЛЬНОГО И УНИКАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКЕ1

© 2008 г. Ä. В. Либин

Доктор психологических наук, профессор факультета медицины и реабилитации, Джорджтауновский университет; директор тренинговых программ, Исследовательский центр нейронаук, Институт Медстар и Национальный реабилитационный госпиталь, Вашингтон, США;

e-mail: libinbook@rambler.ru

Статья представляет собой концептуальную интеграцию авторских подходов и является логическим продолжением теоретического и экспериментального анализа природы психических процессов, осуществленного на протяжении более пятидесяти лет (1949-2001) Л.М. Веккером, и пятнадцатилетнего цикла (1993-2008) методологических исследований в области общей и дифференциальной психологии, ведущегося А.В. Либиным. Оба направления в изучении природы человеческой психики и личности, как ее центрального образования, синтезированы в авторской системе Принципов ментальной иерархии, рассматриваемой в данной работе в контексте сравнительного анализа универсального - выступающего в виде физических законов функционирования живых систем, и уникального, проявляющегося в специфике природно-социальной организации психических процессов как совершенно особого класса объективных явлений.

Ключевые слова: ментальная репрезентация, нейродинамика образа, тактильно-кинестетическая модальность, принципы теории ментальной иерархии, ментальное пространство-время, шкала изоморфизма.

Создание непротиворечивой целостной картины Теории ментальной иерархии является результатом синтеза усилий многолетних исследований, осуществляемых на основе различных теоретико-экспериментальных подходов независимыми научными группами, сформировавшимися на определенных этапах развития научной психологической мысли на протяжении последних 150 лет [18, 20, 27, 33, 37]. Одним из самых плодотворных, на-

1 Первоначальная идея системы принципов теории ментальной иерархии как теоретико-методологического обобщения в области изучения структуры и механизмов психических процессов была сформулирована Львом Марковичем Веккером (1918-2001) весной 1995 г. в Москве на семинаре, состоявшемся после очередного визита Л.М. Веккера с лекцией в Институт психологии РАН. Впоследствии работа над принципами велась совместно А.В. Либиным и Л.М. Веккером в США. После кончины Л.М. Веккера в октябре 2001 г. работа была продолжена автором данной статьи и завершилась двухтомной рукописью Мир психической реальности (готовится к публикации к 90-летию Льва Марковича Веккера в 2008 г. под редакцией А.В. Либина). Второй том этой монографии, озаглавленный Принципы теории ментальной иерархии: Диалоги о природе психики, представляет собой материалы дискуссий, обсуждений и научных споров в систематизированном виде отображающих логику развития эмпирического и теоретико-методологического исследования механизмов психических процессов. Предлагаемая статья продолжает разговор о принципах с точки зрения разрабатываемой Нейросоциальной динамической модели ментальной репрезентации.

ходящихся в развитии направлений, является исследование природы и механизмов психической репрезентации, начатое Л.М. Веккером в конце 40-х г. XX в. в Санкт-Петербургском (тогда - Ленинградском) университете при участии Б.Г. Ананьева [1], и продолженное усилиями многочисленных учеников и коллег в работах, посвященных изучению тактильно-кинестетических и сенсорно-перцептивных образов [8, 14], эмоций [13, 23], интеллекта и других когнитивных процессов [4, 5, 21, 22], совладания человека со сложными жизненными ситуациями [9], а также личностных феноменов, рассматриваемых в контексте обучения и воспитания, профессиональной деятельности и медико-психологической реабилитации [10-12, 16, 19]. Целью заключительного этапа концептуального анализа явилась интеграция в единую систему принципов экспериментальных фактов и теоретических обобщений, позволяющих проследить формирование психических механизмов по всем уровням ментальной иерархии. Данная статья представляет собой концептуальное обобщение исследования природы психического, осуществляемого в контексте сравнительного анализа универсального - выступающего в виде физических законов функционирования живых систем - и уникального, проявляющегося в специфике природно-социальной организации пси-

хических процессов как совершенно особого класса объективных явлений. Целью проведенного концептуального анализа является обоснование разрабатываемой системы принципов ментальной иерерхии с точки зрения универсальных координат, позволяющих представить непротиворечивую картину психической реальности, существующей одномоментно в двух измерениях: объективном и субъективном. Адекватное изучение психической реальности как биполярного субъектно-объектного феномена осуществляется одновременно в нескольких контекстах:

- эпистемологическом, указывающем на принципиальную возможность познания объективного мира с помощью психики - системы, по природе своей субъективной, но открытой к восприятию и переработке внешней объективной реальности;

- онтологическом, предполагающем исследование закономерностей формирования психики, включая сознание и самосознание личности, как высшей формы развития живых существ;

- субъектно-специфическом, подчеркивающем, что все явления психической жизни человека находятся внутри ментального пространства и времени, а также характеризуются энергетическими параметрами.

Понятие психической реальности не отделимо от понятия опыта, включающего в себя в качестве основных составляющих опыт соматический, или телесный, и опыт психический, ментальный. Хотя оба вида человеческого опыта имеют в качестве своего источника общую основу - взаимодействие субъекта с внешней реальностью, его формы и способы в случае телесного или ментального опыта образуют различные уровни единой иерархически-структурированной системы "организм-психика".

Необходимые предпосылки создания целостной картины функционирования психической реальности неизбежно коренятся в важнейших составляющих знания человека о самом себе и окружающем мире - физике (внешняя предпосылка), биологии (внутренняя предпосылка) и философии (предпосылка осознания существования первых двух, то есть рефлексия по поводу бытия). Неизбежность связи психологии с этими науками, являющимися первоосновой любого целостного знания о человеке, следует, прежде всего, из феноменологии самой жизни. Человек как феномен проявляется одномоментно сразу в нескольких измерениях бытия - физическом, поскольку является телесным объектом; биологическом, поскольку относится к органической форме жизни; и наконец, философском и психологическом, так как неизбежным образом осознает (в любом, даже сколь угодно редуцированном виде) самого себя. Последнее и предполагает

наличие сознания (психологический аспект) и рефлексии по поводу наличия этого сознания (философский, точнее, эпистемологический, аспект).

Реализация любого конкретного, фундаментального или прикладного, психологического исследования природы психики, которое ставит своей целью создание целостного представления о сущности изучаемого явления, невозможна без учета всех вышеперечисленных предпосылок. Базовые установки, на основе которых разрабатывается система принципов, проявляются в концептуальных представлениях. Выраженные в гипотезах, подкрепленных экспериментальными данными, эти представления образуют мировоззренческий фон, на котором - по мере развития исследовательской логики - все более отчетливо проявляются фигуры принципов, или регулярно-стей, лежащих в основании структуры и механизмов мира психической реальности. Вопрос о существовании психической реальности как объективной данности хотя и кажется несколько странным, но является неизбежным и первоочередным при разработке исследовательской стратегии изучения психики как субъективного явления объективного мира. Однако странность эта перестает быть таковой, как только мы задумаемся о парадоксальности собственного бытия, протекающего не только вне нас, в мире физических объектов и социальных отношений, насыщенном беспрерывно сменяющими друг друга событиями, но и внутри нас, в неудержимом потоке переживаемых ментальных явлений: разнообразных ощущений, осознаваемых мыслей и бессознательно формирующихся установок, отчетливо выступающих на ярком фоне человеческих эмоций и чувств. Вся история психологии (с момента появления элементов научного знания о человеческой душе в трудах мудрецов Древнего Востока и работах древнегреческих мыслителей, основоположников Западной цивилизации) проникнута попытками отстоять право на существование особой, специфической, уникальной и неповторимой реальности - человеческой психики. Вряд ли будет чрезмерным обобщением сказать, что стремление проникнуть в тайну психики, понять специфику ментального по сравнению с остальными явлениями Природы отражает главную потребность человеческого существа - быть и осознавать себя в этом бытии Человеком.

Феноменологические основы психической реальности. Для любого исследователя психики достаточно очевидно следующее противоречие: размышляя о себе и своей природе, человек не находит оснований для включения себя в научную концепцию физического мира. "Мы привыкли думать о себе как о сознательных, свободных, разумных [существах] в мире, который, как утверждает современная наука, испокон веку состоял исключительно из бездушных, бессмысленных

физических частиц", - с такого парадоксального утверждения начал свой цикл лекций в Гарвардском университете (США) философ и психолог Джон Сирль (John Searle) [34, с. 13]. Действительно, как можно объединить эти две картины мира -неодушевленный мир физических тел и субъективный мир психической реальности - в единую мировоззренческую парадигму? Как может механистический Универсум включать в себя людей, обладающих интенциональностью, то есть способных репрезентировать мир самим себе? Интересно, что исторически и логически концепция интенциональности связана с проблемой "тела и души" в мета

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком