научная статья по теме ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф.И. ТЮТЧЕВА О ЛЮБВИ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф.И. ТЮТЧЕВА О ЛЮБВИ»



Природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева о любви

© Н. Д. ДИЗЕНКО, кандидат филологических наук

В стихотворениях Ф.И. Тютчева, которые можно отнести к группе, условно обозначенной когда-то Львом Толстым пометой Ч - Чувство, происходит сопоставление состояний природы и душевной жизни человека, даже отождествление их. Как отмечал Ю.М. Лотман в своем спецкурсе о творчестве поэта, тема природы появляется у него уже в 20-х годах, и в описании ее мы видим слова, характерные для живого существа (прячется, немеет), и наоборот, когда речь идет о человеческой душе, о чувствах, появляются слова, характерные для мира природы (Лотман Ю.М. Русская философская лирика. Творчество Тютчева // Тютчевский сборник. Таллинн, 1990. С. 273). Так, ветер говорит "понятным сердцу языком" ("О чем ты воешь, ветр ночной..."), а человек осознается как часть природы, лишь ее грёза:

Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грёзою природы.

("От жизни той, что бушевала здесь.".

Курсив здесь и далее наш. - Н.Д.).

Мысль о слиянии, похожести человека и природы выражается в характерной для Тютчева форме риторического вопроса с союзом или, вопроса-предположения (Ковтунова И.И. Асимметричный дуализм языкового знака // Проблемы структурной лингвистики 1983. М., 1986. С. 103), обычно являющегося заключительной частью стихотворения:

Сквозь ресницы шелковые Проступили две слезы... Иль то капли дождевые Зачинающей грозы?..

("В душном воздуха молчанье.")

Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь. Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..

("Еще земли печален вид.")

Рассмотрим группу слов, образующих важное семантическое поле в картине мира поэта. Прежде всего это слова воздух, воздушный, а также связанные с ними по смыслу повеет, обвеян, дуновенье, дыхание, дышать, небо, небеса, небесный. В статье "Федор Тютчев" второго издания "Энциклопедического словаря юного филолога" И.И. Ковтунова замечает: "Тютчев тонко воспринимал воздействие воздушной среды. Ощущение воздушной среды передается концентрацией характерных для поэтики Тютчева словесных образов: воздушный, легкий, эфирный, ангельский, тихоструйный, тиховейный, дымный, туманный, зыбкий, незримый; веять, обвеивать, струиться; веянье, дуновение и под.", эти "воздушные" образы, чаще всего окрашенные в положительные тона, применяются не только к миру природы, но и к душевному миру, к незримым прикосновениям духа.

В стихотворениях о любви, особенно ранних, воздух - очень важный образный элемент, передающий взволнованное радостное настроение, предвкушение счастья:

О, кто мне поможет шалунью сыскать, Где, где приютилась сильфида моя? Волшебную близость, как бы благодать, Разлитую в воздухе, чувствуя я.

("Cache-cache")

Риторические вопросы (их здесь фактически два, с отсутствием вопросительного знака в первой строке), так же, как и экспрессивное междометие О, повтор вопросительного где, усиливают ощущение нетерпения лирического героя увидеть возлюбленную.

Слово воздух соединяется в контексте с такими положительно окрашенными эпитетами, как голубой, лазуревый, благовонный, мило-благодатный, светлый, ласковый; глаголом лелеет:

Лавров стройных колыханье Зыблет воздух голубой, Моря тихое дыханье Провевает летний зной.

("Вновь твои я вижу очи.")

С лазуревых высот Вдруг воздух благовонный В окно на нас пахнет (...)

И меньше мы тоскуем, И легче нам дышать...

Так мило-благодатна, Воздушна и светла, Душе моей стократно Любовь твоя была.

("В часы, когда бывает.")

И воздух ласковой волной Их [деревьев] пышность ветхую лелеет.

("Утихла биза... Легче дышит.")

Слова воздух, воздушный, лазурь, лазурный, безоблачный ассоциируются с чистотой и прелестью юности:

Ничто лазури не смутило Ее безоблачной души. (...) И даже клевета не смяла Воздушный шелк ее кудрей.

("Как ни бесилося злоречье.")

Интересно посмотреть на употребление слов воздух, воздушный в стихотворении "Вчера, в мечтах обвороженных.":

Утихло вкруг тебя молчанье, И тень нахмурилась темней, И груди ровное дыханье Струилось в воздухе слышней.

Но сквозь воздушный завес окон Недолго лился мрак ночной.

В этом стихотворении значимость каждого из сложных определений, столь характерных для Ф. Тютчева, достигается их равноударно-стью в строке (по два определения в каждой строке), разделенностью строк при помощи сравнения как ветерком занесено:

Вот тихоструйно, тиховейно, Как ветерком занесено, Дымно-легко, мглисто-лилейно Вдруг что-то порхнуло в окно.

Отметим замедленность в произношении третьей строки, вызванную сочетанием согласных мн в дымно-легко и мгл в мглисто-лилей-

но. Орфография этих определений - дефисное написание - тоже замедляет произношение.

Однако слово воздух встречается не только в стихотворениях, связанных с утром жизни, легкостью и ожиданием счастья, но и в других стихах, создавая "жизнеутверждающий" контекст.

Еще одну группу лексем, связанных со словом воздух, составляют слова дышать, дыханье (моря тихое дыханье; и легче нам дышать; и груди... ровное дыханье; душа... дышала и болела):

Душа, душа, которая всецело Одной заветной отдалась любви И ей одной дышала и болела, Господь тебя благослови!

Он милосердный, всемогущий, Он, греющий своим лучом И пышный цвет, на воздухе цветущий, И чистый перл на дне морском.

("Когда на то нет божьего согласья.")

Метафоры сад дышит прохладой, обвеян дыханьем листьев видим в стихотворении "Пламя рдеет, пламя пышет.":

Пламя рдеет, пламя пышет, Искры брызжут и летят, А на них прохладой дышит Из-за речки тихий сад. (...) Листья веют и шуршат. Я, дыханьем их обвеян, Страстный говор твой ловлю.

("Пламя рдеет, пламя пышет.")

Интересно употребление повеет и дуновенье в стихотворении "Я встретил вас - и все былое.":

Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, -

Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты.

Это дуновенье Тех лет душевной полноты перекликается со словами душу всю свою она вдохнула в одном из наиболее пронзитель-

ных по степени выражения чувства стихотворений "денисьевского цикла" Тютчева "Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло.":

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю свою она вдохнула, Как всю себя перелила в меня.

Слова данной тематической группы видим там, где описывается возрождение к жизни: "Утихла биза. Легче дышит Лазурный сонм женевских вод". Тут же, через две строки, мы видим слово воздух при описании красоты и прелести жизни:

Весь день, как летом, солнце греет, Деревья блещут пестротой, И воздух ласковой волной Их пышность ветхую лелеет.

("Утихла биза. Легче дышит.")

Воздух, небо - это то, без чего жизнь любящего человека невозможна:

Но для меня сей взор благодеянье; Как жизни ключ, в душевной глубине Твой взор еще живет и будет жить во мне: Он нужен ей, как небо и дыханье.

В этом, одном из первых напечатанных Тютчевым стихотворений, «К Н. ("Твой милый взор, невинной страсти полный.")» слова небо и его производные небеса, небесный, неоднократно повторяются: "златой рассвет небесных чувств"; "нужен ей, как небо и дыханье"; "Лишь в небесах сияет он, небесный.".

Невозможно не привести здесь строки из стихотворения "Сияет солнце, воды блещут.", где небо и воздух, а также солнце, воды выполняют свои функции в создании той особенности тютчевской лирики, которая названа И.И. Ковтуновой "поэтикой избытка жизни":

Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.

("Сияет солнце, воды блещут.")

В следующей строфе упоминается и воздух:

Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен.

Образ голубого неба возникнет снова:

Я знал ее еще тогда, В те баснословные года, Как перед утренним лучом Первоначальных дней звезда Уж тонет в небе голубом.

("Я знал ее еще тогда.")

Еще один не менее интересный пример употребления слова воздух в перечислительном ряду однородных членов, когда каждое слово приобретает особый смысл после паузы, обозначенной запятой. Это небольшое стихотворение из четырех строк - прекрасный образец той "густоты и силы .лексической окраски" языка Тютчева "на небольшом пространстве его форм", о которой говорил Ю. Тынянов в статье "Вопрос о Тютчеве", написанной к 120-летию со дня рождения поэта (Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 47):

Все отнял у меня казнящий бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему еще молиться мог.

("Все отнял у меня казнящий бог.")

В стихотворении "Не говори: меня он, как и прежде, любит." в драматической, эмоциональной форме реализуется метафора дышать воздухом любви. Отсутствие воздуха равносильно смерти:

Он мерит воздух мне так бережно и скудно. Не мерят так и лютому врагу. Ох, я дышу еще болезненно и трудно, Могу дышать, но жить уж не могу.

Соединение образов душевного мира и природной жизни - в стихотворении "День вечереет, ночь близка.":

День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень, На небе гаснут облака. Уж поздно. Вечереет день.

Но мне не страшен мрак ночной, Не жаль скудеющего дня, -Лишь ты, волшебный призрак мой, Лишь ты не покидай меня!.

Крылом своим меня одень, Волненья сердца утиши, И благодатна будет тень Для очарованной души.

Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной? Воздушный житель, может быть, -Но с страстной женскою душой.

("День вечереет, ночь близка.")

Завершающая строфа - иллюстрация теснейшей ассоциативной связи небесного, воздушного и страстности женской души. Как заметил В.М. Жирмунский, поэзия "лирических настроений", "психологического параллелизма" и сделала впоследствии Ф. Тютчева одним из предшественников русского символизма (Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. С. 196).

США, Нью-Йорк

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком