научная статья по теме ПРИЖИЗНЕННАЯ ТРАВМА НА СКЕЛЕТЕ ИЗ ВОСТОЧНОГО ПРИАРАЛЬЯ ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРИЖИЗНЕННАЯ ТРАВМА НА СКЕЛЕТЕ ИЗ ВОСТОЧНОГО ПРИАРАЛЬЯ ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2009, № 2, с. 145-147

ПРИЖИЗНЕННАЯ ТРАВМА НА СКЕЛЕТЕ ИЗ ВОСТОЧНОГО ПРИАРАЛЬЯ ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ

© 2009 г. Т. Ю. Шведчикова

Институт археологии РАН, Москва

В последние годы наметилась тенденция расширенного использования палеоантропологиче-ского источника, традиционно применявшегося для выяснения вопросов происхождения древнего населения. Новые методические подходы позволяют воссоздавать различные аспекты жизни па-леопопуляций, исследовать состояние здоровья, продолжительность жизни, физические особенности людей в зависимости от давления природных и социальных факторов (Историческая экология, 1998). Контекстуальное рассмотрение скелетных останков человека открывает путь для экспертиз находок из отдельных погребений, создавая основу для биоархеологических реконструкций по данным антропологии.

Сведения о травматизме среди представителей различных археологических культур представляют особый интерес, поскольку позволяют наиболее аргументированно судить о степени агрессивности социальной среды (Бужилова, 2005). В частности, исследование повреждений на черепах некоторых представителей абашевской культуры эпохи средней бронзы позволило детализировать способы ведения боевых действий и соотнести различные виды травм с определенным оружием (Медникова, 2001; Медникова, Бужилова, 2002).

Регион Восточного Приаралья является перспективным для проведения биоархеологических реконструкций, поскольку в древности эта обширная территория служила контактам кочевого населения евразийских степей и земледельцев Средней Азии (Бужилова, Медникова, 1993; Медникова, 1993; Медникова, Бужилова, 1996). На берегах древних русел рек Пракувандарьи и Куван-дарьи, в местах традиционных "зимовок" скотоводческих племен и пересечения миграционных, торговых путей располагались памятники своеобразной джетыасарской археологической культуры, распространенной с середины I тыс. до н.э. по VIII в. н.э. (Левина, 1994. С. 3). В сферу исследования Хорезмской археологической экспедиции Российской академии наук (1986-1991 гг.) попали некрополи в окрестностях комплекса городищ, известных под названием Алтын-Асар. Раскопано более 490 курганов, получена представительная палеоантропологическая серия.

Высказывались предположения, что часть джетыасарского населения в I тыс. н.э. участвовала в глобальных миграционных процессах. В ряде случаев отмечаются и следы инокультурных влияний. Так, по предположению Л.М. Левиной, удается проследить несколько разновременных миграционных волн. В последние века до н.э. - первые века н.э. выявляются связи с культурами верховьев Ишима, Тобола, Иртыша, затем почти одновременно - с предгорными и горными районами Тянь-Шаня, с ранними хуннами Забайкалья. В IV в. в исследуемом регионе появляется новая волна хуннов, а позднее - и ранних тюрок (Левина, 1994. С. 84, 85). Можно предположить, что контакты представителей разных племен, консолидированных в рамках джетыасарской традиции, не всегда были мирными. Подтверждением этому могут служить палеоантропологические материалы. Поэтому особенно важной задачей является описание травм, причиненных боевым оружием.

Оружие присутствует во всех мужских погребениях и частично - в женских. Являясь обязательной принадлежностью мужских и многих женских погребений, мечи и кинжалы были наиболее желанной добычей для грабителей. Мечи имели двулезвийные клинки, линзовидные, уплощенные или двояковыпуклые, шириной 4-6, длиной 68-90 см. Однолезвийные и двулезвийные клинки имели в среднем длину 25 см, ширину - 4 см (Левина, 1994). Этот факт, так же как и присутствие в погребениях конской упряжи, может свидетельствовать о значительной военизированно-сти джетыасарского сообщества и важной роли всадничества.

При помощи остеоскопический и палеопатологической методик, а также при использовании программы фиксации маркеров физиологического стресса нами были исследованы скелетные останки мужчины 40-49 лет из погребения IV в. н.э. (курган 44, погребение 3).

Под насыпью кургана 44 находилось пять одновременных погребений. Он был окаймлен рвом диаметром 15.5 и шириной 1.5 м с перемычкой на юго-юго-востоке (Левина, 1994. С. 23). Четыре из них, в том числе центральное (погребение 3), были совершены в ямах с нишками и одно в простой

146

ШВЕДЧИКОВА

Рис. 1. Курган 44, погребение 3. Сохранность скелета.

Рис. 2. Следы рубленого ранения лицевой области.

яме (погребение 2). Погребение 1, в информации о котором нам приходится опираться на полевые археологические данные в связи с отсутствием материала в коллекции (Левина, 1994. С. 23, 24), принадлежало девушке-подростку, череп которой носил следы искусственной деформации. Погребения 2 и 5 - детские, сильно фрагментирован-ные. Из-за мелкой фрагментированности костей скелета из погребения 4 определение пола и возраста оказалось невозможным. В центральной могильной яме площадью 2.7 х 0.9 м было вскрыто захоронение взрослого мужчины. Хотя могила была ограблена еще в древности, в заполнении и на дне ямы сохранились бронзовые обоймы дере-

Рис. 3. Зубные патологии: кариес, абсцесс.

вянного сосуда, обломки железного меча, бронзовые и серебряные накладные бляшки с гранатовыми и стеклянными вставками.

Целостность скелета была нарушена в результате действий древних грабителей в короткое время после погребения (рис. 1). Лицевая часть черепа несет следы прижизненной рубленой травмы, проходящей по левой скуловой кости, нижняя часть которой отсутствует (рис. 2).

Следы ранения также можно заметить на внутренней части верхнечелюстного синуса, что свидетельствует о глубокой проникающей способности использованного оружия и может послужить основой для реконструкции его типа. Затронута также верхняя часть левой ветви нижней челюсти. Глубина раны позволяет заключить, что она была нанесена мечом или кинжалом с широким лезвием. Характер нанесения (снизу и слева) свидетельствует о том, что жертва находилась в выпрямленном положении, возможно, верхом на лошади во время удара мечом, лезвие которого располагалось под острым углом к горизонтальной проекции.

In situ череп мужчины был обернут полосками ткани грубого плетения, такие же полоски ткани найдены на дне в центре могилы. Это может косвенно свидетельствовать о том, что индивид выжил непосредственно после ранения, но отсутствие следов регенерации свидетельствует о его кончине вскоре после ранения лица. Некоторые другие особенности его скелета позволяют воссоздать характерный для этого человека стиль жизни. Например, в середине диафиза правой боль-шеберцовой кости на медиальной поверхности обнаружена зажившая травма овальной формы, продольно ориентированная, размером 25 х 20 мм. Особое внимание привлекает состояние зубо-че-люстного аппарата. Двусторонний кариес на первых молярах в сочетании с одонтогенным остео-

ПРИЖИЗНЕННАЯ ТРАВМА НА СКЕЛЕТЕ ИЗ ВОСТОЧНОГО ПРИАРАЛЬЯ

147

миелитом свидетельствуют об ослаблении иммунной системы (рис. 3). Примечательно, что кариес может формироваться у мигрантов при смене геохимической ситуации (Бужилова, 2005). Зубной камень, обнаруженный на молярах и пре-молярах верхней и нижней челюстей, свидетельствует о питании вязкой, волокнистой пищей.

Итак, биоархеологическая экспертиза костных останков мужчины из погребения 3 кургана 44, IV в. н.э., некрополя Алтын-Асар 4 в Восточном Приаралье позволяет подробно воссоздать ситуацию получения тяжелой рубленой раны, ставшей причиной гибели индивида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бужилова А.П. Homo sapiens. История болезни. М., 2005.

Бужилова А.П, Медникова М.Б. Опыт палеодемогра-фической реконструкции населения Восточного

Приаралья в последние века до н.э. - VIII в. н.э. (по материалам из склепов джетыасарской культуры) // Низовья Сырдарьи в древности. Вып. 2. М., 1993.

Историческая экология человека. Методика биологических исследований. М., 1998.

Левина Л.М. Джетыасарская культура. Могильники Алтынасар 4. М., 1994.

Медникова М.Б. Древнее население Восточного Приаралья по данным остеометрии (по материалам могильника Косасар-2) // Низовья Сырдарьи в древности. Вып. 3. М., 1993.

Медникова М.Б. Трепанации у древних народов Евразии. М., 2001.

Медникова М.Б, Бужилова А.П. Социальные особенности джетыасарского общества по данным антропологии // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. М., 1996.

Медникова М.Б, Бужилова А.П. К вопросу о травматических повреждениях среди абашевского населения // РА. 2002. № 2.

Intravital trauma on a male skeleton from the Eastern Aral region

of the Great Migration period

T. Yu. Shvedchikova

Summary

The article discusses the case of a slashed facial wound on the skeleton of a 40-49-year-old male from the central burial in kurgan 44 of Altynasar cemetery (Dzhetyasar culture, Eastern Aral region). Analysis of the trauma allows to reconstruct the consequences of arms usage in the 4th c. AD (sword or short sword with wide blade) and illustrates the aggressive social environment of the Great Migration period.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком