научная статья по теме Проблема справедливости в контексте интересов и потребностей Философия

Текст научной статьи на тему «Проблема справедливости в контексте интересов и потребностей»

Проблема справедливости в контексте интересов и потребностей

Р. К. ШАМИЛЕВА кандидат философских наук, доцент

Анализ научных публикаций показывает, что в социологической литературе в основном используется философское определение справедливости, характеризующее ее как некий общий принцип, санкцию организации совместной жизни людей, рассматриваемое главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Это способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства.

Несмотря на абстрактный подход, используемый в философских дифинициях, вполне реально обнаруживается фактор интересов как ценностное основание определения категории справедливости.

Социологическое определение понятия справедливости более конкретно и характеризует его как реальные социальные требования принципы, согласно которым индивидуумы должны получать то, что они заслуживают.

Теория справедливости базируется на основополагающих и одинаково доступных всем индивидам ценностях. Социальная практика справедливости предполагает конкретный набор материальных и духовных благ, к которым все граждане должны иметь равный доступ.

Идеал справедливых социальных условий на современном этапе развитая российского общества заключается, во-первых, в создании для всех членов общества равных возможностей для реализации своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей; во-вторых, в

соразмерности вознаграждения получаемого людьми и их различными объединениями со стороны общества и его институтов, согласно их делам, поступкам и характеру жизнедеятельности. Отекут правомерно рассматривать социальную справедливость на базе интересов и потребностей различных социальных Групп и индивидов.

На наш взгляд, реализация интересов, которые неразрывно связаны с потребностями людей, является главной детерминантой (или хотя бы одной из главных) в процессе утверждения социальной справедливости. По мнению социологов А.Г. Здравомыслова и Г.Г. Дилигенского «не одно социальное действие или крупное событие общественной жизни - преобразование, реформа, революционный взрыв - не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие» 1 . Аналитическое исследование проблемы интересов и потребностей этих авторов позволяет увидеть дихотомическую связь категорий «интересы» и «справедливость».

Социальная реальность показывает, что от интересов зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Они направлены либо на изменения, либо на закрепление существующих распределительных отношений.

Известно, что главными составляющими социальной справедливости являются социальный статус и доступ к жизненным благам (материальным, духовным). Именно социальный статус очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и доступное он воздействует на формирование реальных желаний и стремлений. Положение, проявляемое в желаниях, чувствах, умонастроениях, в

1 Здравомыслов А. Г., Дилигенский Г. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1985.С. 10-11.

жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности, в интересы, которые и выступают в качестве принципов социальной справедливости.

На формирование интересов наибольшее воздействие оказывают институты и системы распределения жизненных благ. Так или иначе через системы распределения решается наиболее существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. При этом следует иметь в виду не только материальное или финансовое вознаграждение. Это -лишь частный случай более общего социального механизма мобилизации мотивации деятельности индивидов и социальных групп. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается полезным как для них, так и для общества.

Интересы направлены не на общество вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты распределения, которые оказываются главными инструментами регулирования социального положения. Через эти институты и закрепляется (воспроизводится), и изменяется совокупность социальных положений в обществе.

Понимание природы интересов не может быть достигнуто на основе морализаторского подхода. Не следует противопоставлять личные и общественные интересы индивидов и социальных общностей. Общественный интерес не может обнаруживать себя иначе, как через совокупность индивидуальных стремлений, но всякий индивидуальный интерес стремится обрести признанную обществом форму и поэтому предстает вместе со своим нравственным обоснованием. Только реальный анализ

конкретной ситуации может ответить на вопрос о том, интересы каких личностей или групп находятся в соответствии с объективной тенденцией развития, в каких отношениях это соответствие оказывается достаточно полным, где и когда наблюдаются противоречия между интересами, находящимися на различном уровне общения.

Так называемая «полная социальная справедливость» могла бы иметь место в случае абсолютного совпадения действительности с идеалом, что фактически неосуществимо. Поскольку реализация идеала всегда частична, неполна, справедливость обретает смысл только в своей противоположности к несправедливости и существует наряду с ней. Иными словами, в любом обществе реальная справедливость - лишь мера справедливости и несправедливости.

В процессе своего развития общество, исходя из обобщения реальных социальных фактов, производит «идеальные типы» общественных отношений, в том числе идеальные представления (принципы) о справедливости, на которые затем и ориентируется.

Автор теории «идеального типа» М. Вебер рассматривает мир представлений людей как совокупность ценностей. Ценности превращают наше индивидуальное сознание в объективное и общезначимое суждение и трактуется им как установки той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса2. При этом ценности, выражая общие установки своего времени и являясь историческими, оказываются относительными. Другими словами, ценности понимаются им как некие модели, мысленные конструкции, принятые в каком-либо обществе на определенном этапе его развития.

В рамках данной концепции справедливость в системе представлений людей условно можно представить в двух формах: как ценность и как оценочную категорию.

2 См.: Вебер М. Избр. произведения. М., 1990, с.91-93.

Справедливость как ценность выступает неким «идеальным» типом, моделью, мысленной конструкцией, общественным идеалом определенной исторической эпохи, выработанным общественным сознанием исходя из различных социальных предпосылок (культурных, экономических, нравственных и др.). Существуя в форме общественного идеала, справедливость отражает определенные представления конкретной эпохи о должной организации социальной системы, содержащие требования соответствия действительности идеально представляемому порядку.

Принятая в обществе модель справедливости, с одной стороны, обусловлена особенностями экономических, социально-политических и правовых отношений, нравственной основы общества, а с другой — сама участвует в определении характера и перспектив общественного бытия, теоретических форм его осознания. Справедливость в системе ценностей содержит в себе отражение общечеловеческих, групповых, личных целей и интересов, а также представлений людей о способах их реализации.

Вместе с тем следует отметить, что даже в одной социальной системе возникают отличающиеся друг о друга «идеальные типы», принципы справедливости, так как люди преследуют неодинаковые цели, находятся в разных социальных подсистемах, особенно это характерно для плюралистических обществ (или, если следовать типологии Э. Дюркгейма, в обществах с «органической солидарностью»). В этой ситуации идея справедливости превращается в принцип, защищающий «социально признанные интересы».

Обыденная интерпретация справедливости обычно опирается на эмпирические, стихийные взгляды, представления, отражающие непосредственные интересы социальных групп, личности. Теоретическая

интерпретация опирается на научные представления, теории, концепции, принятые за основы в конкретном обществе на определенном этапе его развития. Однако теоретические представления, по своей сути, не являются резкой противоположностью обыденных представлений, так как вырабатываются людьми, находящимися под влиянием все той же социальной среды и условий жизни.

Как заметил Г. Маркузе: «Большинство преобладающих потребностей (расслабиться, развлекаться и вести себя Ё соответствии с рекламными образами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления. Возможность делать или не делать, наслаждаться или разрушать, иметь или отбросить, становиться или не становиться потребностью зависит от того, является или не является она желанной и необходимой для господствующих общественных институтов и интересов»3. Это касается выдвигаемых обществом системы ценностей, норм и способов поведения.

Безусловно, преобладание общественного сознания над индивидуальным является важным и довольно эффективным механизмом консолидации людей, управления ими. Однако это, в свою очередь, ограничивает возможность возникновения альтернативы, принятой социальной модели, что ведет к нарушению индивидуальной свободы и творчества человека, формированию общества и его одномерного прогресса.

Таким образом, оценочные представления о справедливости или несправедливости формируются у людей не только на основе субъективных факторов, но и объективных исторических условий жизни общества, моделей восприятия и поведения, факторов окружающей социальной среды, воспринимающихся субъектом через

3 Маркузе Г. Одномерный человек. М.,1994, с. 6-7.

призму его индивидуальных особенностей - личного опы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком