научная статья по теме ПРОБЛЕМА ВНЕЗЕМНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ЕФРЕМОВА ЖИЗНЬ. ПОИСК. НАУЧНЫЕ ПРЕДВИДЕНИЯ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМА ВНЕЗЕМНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ И. А. ЕФРЕМОВА ЖИЗНЬ. ПОИСК. НАУЧНЫЕ ПРЕДВИДЕНИЯ»

ОЛЬГА ТЕНЯКОВА, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия, история и культура»

Проблема внеземных цивилизаций в творче И. А. Ефремова

Жизнь. Поиск. Научные предвидения

В «забытом» на двадцать лет романе Ивана Ефремова «Час быка» был поставлен важнейший вопрос — о будущем нашей цивилизации. Главный вывод романа в том, что падение цивилизации определяется, в первую очередь, её моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением.

В 2007 ГОДУ исполнилось 100 лет со дня рождения Ивана Ефремова — учёного-палеонтолога, основателя новой отрасли знания (тафономии), философа-космиста, развивавшего ноосферную концепцию, оригинального социального мыслителя и, наконец, всемирно известного писателя-фантаста.

Иван Антонович (настоящее имя Иван Антипович) Ефремов прожил яркую жизнь. С молодости он освоил множество профессий: работал грузчиком, шофёром, пилил дрова, штурманом ходил в плавания вдоль берегов Дальнего Востока, палеонтологом вёл раскопки в Карелии. И всё это — в восемнадцать-двадцать лет. Потом, когда Ефремов стал известным учёным, удостоенным научной степени только за труды, без защиты диссертации, он объездил всю Азию как руководитель научных экспедиций — прошёл от Урала до Якутии, побывал в Центральной и Средней Азии, Китае и Монголии, Заполярье и Сибири.

В течение 22 лет Иван Ефремов работал заведующим лабораторией Палеонтологического института Академии

наук. Его труд «Тафономия» лёг в основу нового направления в палеонтологии, за него Ефремов в 1959 г. был удостоен Государственной премии СССР. В том же году Иван Антонович покинул Палеонтологический институт и целиком отдался научной фантастике. В СССР и современной России, не считая ближнего и дальнего зарубежья, его произведения издавались свыше 400 раз, общим тиражом 27 млн экземпляров.

Юрий Гагарин на второй день после приземления назвал Ефремова одним из своих любимых писателей. Лётчик-космонавт Владимир Джанибеков, дважды Герой Советского Союза, говорил, что своей судьбой обязан Ивану Ефремову.

Годом рождения современной отечественной фантастики считается 1957-й — год запуска первого искусственного спутника Земли и выхода в свет социально-философского романа Ефремова «Туманность Андромеды». Именно этот роман обеспечил расцвет фантастики в 1960-х гг. В 1963 г. Ефремов издаёт роман «Лезвие бритвы», а в 1968-м — антиутопию «Час Быка». Антиутопический роман оказался «слишком» актуальным, и после смерти Ивана Антоновича в 1972 г. был почти на 20 лет изъят из библиотек.

Сам Ефремов считал себя последователем русских космистов и особенно ценил В. И. Вернадского и К. Э. Циолковского, — по его собственному свидетельству, идея Великого Кольца миров заимствована им у Циолковского (хотя можно указать ещё один ранний источник — роман А. Ярославского «Аргонавты Вселенной» (1924))1. На мировоззрение и философию Ефремова, несомненно, оказало значительное влияние

изучение этической философии Рерихов. Так же как и Николай Рерих, Иван Ефремов одним из первых разрабатывал этические основы ноосферной кон-цепции2.

Очень символично, что в день запуска первого спутника писатель получил телеграмму, в которой его поздравляли с началом эры Великого Кольца.

Иван Ефремов называл научную фантастику литературой мечты и предвидения. С этим нельзя не согласиться. Например, в 1924 г. Виктор Гончаров в романе «Межпланетный путешественник» описывал летательные аппараты на атомной энергии, библиотеки на компакт-дисках, полностью автоматизированные заводы, пищевые концентраты с лечебными свойствами и многое другое.

Сам же Иван Ефремов не только внёс достойный вклад в науку, но и предсказал некоторые крупные открытия, такие как: голография («Тень минувшего», 1943); открытие алмазных залежей в Сибири («Алмазная труба», 1942-1943); промышленное освоение дна морей и океанов («Атолл Факаофо», 1944); проникновение в наследственную память («Эллинский секрет», 1943); создание глобальных сетей связи («Туманность Андромеды», 1957); микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными, которое ставит диагноз и лечит изнутри («Сердце Змеи», 1959); рост международного терроризма («Лезвие бритвы», 1962-1963); приближение глобальной экологической катастрофы («Час Быка», 1967); ультразвуковое оружие («Час быка», 1968) и т. д.

* Статья была опубликована на сайте "Russian SETI" (http://lnf'm1.sai.msu.ru/SK'n/koi/articles/ef'remo-vSETI.html)

Д ЛО #16 [202] *2013

Что касается внеземных цивилизаций, то Веком Космоса, после которого последует Эра Великого Кольца, Ефремов называет XXVIII в. В качестве интересного сравнения можно привести более оптимистичное предсказание, правда, не писателя-фантаста, а болгарской ясновидящей Ванги: первыми сигналы внеземной цивилизации получат примерно в 2279 г. венгерские учёные.

Самый загадочный эпизод в биографии Ивана Ефремова произошёл после его смерти. Ровно через месяц после кончины Ефремова в его доме произвели многочасовой повальный обыск, но что там искали — так и осталось неясным. Из всех имеющихся истолкований обыска нельзя опровергнуть только одно, самое фантастическое, высказанное Аркадием Стругацким, который, как писатель-фантаст, мог себе такое позволить, а именно: в «компетентных органах» укрепилась навязчивая идея о том, что Ефремов являлся агентом внеземной цивилизации, и при обыске искали средство связи с этой цивилизацией3. Абсурдную эту ситуацию можно прокомментировать словами русского философа Николая Лосского: «Некоторые люди отличаются своим характером и поведением от остальных людей до такой степени, что можно предположить, не явились ли они на Землю из какой-либо другой области Вселенной, где опыт их и условия жизни были иные, чем у нас».

Убеждённость в наличии жизни и Разума в Космосе Формы внеземной жизни

Французский учёный и философ Блез Паскаль, взглянув на ночное небо, записал: «Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня». Всё творчество Ивана Ефремова можно считать оптимистичным ответом Паскалю: мы не одиноки во Вселенной, наши космические братья объединены в Великое Кольцо миров, куда — настанет срок, каким бы отдаленным он ни был — полноправно вступят и земляне. Иван Антонович говорил: «Я учёный. А учёный обязан быть материалистом»4. Исходя же из материального единства мира, существование внеземных цивилизаций Ефремов признавал почти как научный факт. При этом он был одним из активных защитников антропоморф-

ности инопланетян и полагал, что пути эволюции жизни в разных мирах должны быть сходными: все разумные существа, эволюционируя, не могут не прийти к человеческому облику.

Здесь нужно отметить, что между биологами 1950-60-х гг. шли споры вокруг проблемы: как выглядят представители внеземного разума? Артур Кларк в своём романе «Космическая одиссея 2001 года» пишет о том, как биологи разделились на два лагеря: одни утверждали, что такие существа должны быть обязательно гуманоидами, другие с неменьшей убеждённостью заявили, что «они» совершенно непохожи на людей.

Сторонники первой теории исходили из убеждения, что две ноги, две руки и размещение главных органов чувств в самой верхней точке — конструкция такая необходимая и целесообразная, что лучшую трудно себе представить. Ко-нечно,разумные «внеземляне» могут слегка отличаться друг от друга пропорциями тела, разрезом глаз, цветом кожи, но, в принципе, все они должны иметь человеческий облик и быть настолько похожими на человека, что на большом расстоянии или в полутьме их можно даже и не опознать.

Подобные суждения высмеивала другая группа биологов, которые полагали, что человеческое тело — это плод миллионов случайных выборов эволюции, сделанных ею на протяжении необозримо долгого времени. На любом из этих бесчисленных, но решающих этапов могла победить какая-либо другая генетическая случайность, и даже с лучшими

результатами. Английский философ Джон Бернал, размышляя о жизни во Вселенной, писал: «В настоящее время у нас нет оснований ожидать идентичности форм жизни на Земле и на других небесных телах». Таким образом, у человека найдётся больше сходства с ящерицей или даже с деревом, чем с инопланетными существами. Мы никогда не отыщем существ, подобных нам. Даже на Земле миллионы видов живого. Что же говорить о других мирах?

Была и третья категория мыслителей с более своеобразными взглядами. Они считали, что подлинно совершенные существа вообще не нуждаются в органических оболочках. В процессе расширения своих научных познаний такие существа рано или поздно избавятся от хрупкого физического тела, несущего неминуемую смерть. Они заменят его конструкциями из металла и пластика и станут бессмертными. И возможно, конфликт между разумом и машиной завершится вечным симбиозом.

Несколько биологов, склонных к мистицизму, пошли ещё дальше. Основываясь на постулатах различных религий, они предположили, что разум в конечном счете освободится от материи. Тело-робот, подобно естественному телу, послужит всего лишь ступенью к тому, что человек назвал «духом»5.

Ивану Ефремову, который принадлежал к первой группе учёных, антропоморфность внеземных персонажей даже помогла экстраполировать тенденции современного цивилизационного развития на иные миры. В противовес представлениям Кларка о «высшем космическом разуме, не имеющем вещественной оболочки», Ефремов, который переписывался с Кларком, всегда утверждал, что разум неотделим от Человека — высшего создания природы. В своей статье «Космос и палеонтология» (1967) он, опираясь на сумму данных гео-, астрофизики и палеонтологии, писал: «Признавая невообразимую глубину материального космоса, нельзя не допустить существования бесчисленных центров жизни... Новейшие открытия точных наук и их применение в биологии подводят нас к представлению о жизни как неизбежной стадии развития материи везде, где существуют подходящие условия и прежде всего достаточная длительность, посто-^р

янство этих условий. Великое множество планет во Вселенной подразумевает вероятность обилия населённых миров, а... появление мысли, разумных существ есть также неизбежное следствие длительного развития живой материи»6. Ефрем

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком