научная статья по теме Проблемное поле социально-философской рефлексии идеологической повседневности Философия

Текст научной статьи на тему «Проблемное поле социально-философской рефлексии идеологической повседневности»

В.П. Солонина* доктор социологических наук, профессор Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета

Е.С. Сагалаева* кандидат юридических наук, доцент Юридического института Северо-Кавказского федерального университета

Проблемное поле социально-философской рефлексии идеологической повседневности

Проблемное поле социально-философской рефлексии идеологической повседневности включает выделение теоретических исследовательских подходов и выстраивание методологического конструкта, в основе которого - концептуализация базовых понятий и очерчивание общего контура исследования.

Выбор теоретических исследовательских подходов определяется сложной и многофакторной природой предмета исследования -идеологической повседневности как концепта и как социального явления. В итоге теоретико-методологический подход направлен на то, чтобы понять, что должно и что может совершать социально-философское познание в ситуации быстро меняющейся социальной реальности переходного российского общества.

Если исходить из того, что в повседневной жизни идеология оказывает воздействие на самые разнообразные сферы жизнедеятельности, то становится очевидным значимость теоретических исследовательских подходов в проблематизации повседневности, цель которых заключается в стремлении подойти к более глубокому пониманию процессов, происходящих в российском социокультурном пространстве.

За последние годы теоретико-методологический инструментарий теории повседневности был существенно обновлен. Как справедливо отмечает И.Б. Орлов, критическому переосмыслению подверглось философское понимание повседневности А. Шюца. Значительно пересмотрел его феноменологический подход немецкий исследователь Х. Бардт, который попытался различить внеповседневные и повседневные ситуации (драматические, пограничные, кризисные) также обратив внимание на моменты «воспарения» и «откровения», ситуаций «приключения» или осознание «жизненного поворота».

* Солонина Валентина Петровна, e-mail: cult-art@mail.ru

* Сагалаева Евгения Сергеевна, e-mail: 9624390000@mail.ru

О двух типах рациональности говорит и теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Она основана на противопоставлении «жизненного мира» и «социальной системы». Таким образом, ученый выделяет инструментальную и коммуникативную рациональность. Эти рациональности различаются по содержанию. Коммуникативная связана с интеграцией людей и направлена на социальное согласие, в то время как инструментальная связана с адаптацией людей к окружающей среде и направлена на рост достижений материального характера1.

Выявление и систематизация концептуальных предпосылок осмысления идеологической повседневности дает возможность сформулировать исследовательский конструкт, который базируется на определенных теоретических подходах как способах концептуализации: а) процессный подход; б) идеология и ценностная структура повседневного сознания; в) парадигма символической политики и символического обмена; г) феноменологическая антропология и феноменологическая психология.

Базисными в данном исследовании выступают такие понятия, как «идеология», «повседневность», «идеологическая повседневность».

Идеология. Социально-философский подход исходит из того, что идеология является системой живого знания идей и реализуется в опыте и практиках как отдельных индивидуумов, так и сообществ. Идеология - это идеи, ценности, знания, они определяющие в вопросе становления и развития социальных структур и различных сфер жизни общества; включая в себя систему идей и ценностей, идеология выходит из теоретической сферы в социальную реальность, формируя, наряду с общественным бытием, вектор развития общественного сознания, мировоззрение индивидов, регулятивы поведения и траектории деятельности, определяя цели социальной деятельности и выполняя функции интеграции, поддержания ценностно-нормативного образца и легитимации общественных отношений.

Идеология в понимании Л. Альтюссера, а также продолжателей его теории содержит нерефлексивные структуры социального воображения. С помощью них индивиды "проживают" отношение к реальным условиям своего бытия и предстают как субъекты социального мышления и социального действия. Недаром Л. Альтюссер формулирует свое понимание идеологии как совокупности концепций, представлений о реальности, образов, идей и мифов. Именно с их помощью индивиды оценивают и понимают, а также переживают то представление об истинных условиях существования, которое у них сложилось. Данные структуры навязываются человеку в обход его сознания и одновременно

См.: Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010.

представляют собой культурные объекты, которые были приняты, пережиты, которые оказывают влияние на людей и их повседневность2.

Идеи, продуцированные властью и распространяемые средствами пропаганды и агитации в обществе, создавали высший слой повседневности, ее организующее начало. Согласно К. Гирцу, «идеология преобразует чувство в значение и предоставляет его в

о

распоряжение социума»3. Идеологическая реальность, воплощенная в системе значений и смыслов, это во многом и пространство символической борьбы, основанной на производстве и внушении ментальных идейно-смысловых комплексов в интересах доминирующих в социальном пространстве сил и факторов, которые посредством реализации коммуникативных стратегий пытаются осуществлять функции управления и контроля, корректируя тренды процессов социализации, формируя тип и качество ценностных структур через механизмы духовного производства.

Повседневность. Понятие «повседневности», если рассматривать его с позиций социально-философского анализа, близко философской категории бытия. Объединяет их то, что оба понятия обозначают существование, нахождение в мире. Однако с той разницей, что бытие понимается как разграничение на реальное и идеальное, в то время как повседневность предполагает всегда реальное существование в мире. Существование в повседневности человека непременно первично по отношению ко всему остальному.

Повседневность в силу своей очевидности предстает как нетематизируемая область для индивида, погруженного в свою повседневность, и ускользает от его рефлексии. С одной стороны, повседневность - это некая социальная реальность, имеющая свои законы и принципы (П. Бергер, Т. Лукман), однотипная, повторяющаяся изо дня в день, с другой стороны, трансформирующаяся под влиянием каждодневных изменений, она определяется некими структурными элементами, имеет определенные дефиниции. Таким образом, в пространстве повседневности происходит переплетение различных порядков.

И.П. Полякова обращает внимание на то, что особую роль в понимании связанной с обыденным сознанием повседневности играет так называемый «здравый смысл», который можно считать основанием, на котором базируется обыденная жизнь. Именно следование ему позволяет удовлетворять потребности, выживать, воспроизводиться, а значит выполнять главные функции повседневности. В то же время рациональность повседневности состоит не только из здравого смысла. Еще одна категория, сущностно важная для понимания повседневности - это «жизненный мир». Исследователь утверждает, что эта категория по

2

Althusscr L. Ideology Interpellates Individuals as Subjects // Identity: A Reader / Ed. by РЛи Gay at al L: SAGE PubL, 2000. P. 31-38.

3 Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. № 29. С. 17.

содержанию куда шире, самого понятия повседневность и содержит уникальные, не каждодневные события, такие как рождение и смерть, различные пиковые переживания4.

В повседневность можно включить различные сферы и уровни, она является некой формой бытия, в которой материальное существует как «предметная данность», созерцаемая через призму каждодневного восприятия. В повседневность, в бытийную сторону жизни человека входит будничное, ежедневное, простое и повторяющееся. «Домашний очаг», быт, рабочие будни - все это фиксируется как нечто неизменное, конкретно существующее. Таким образом - повседневность феноменальна, чувственна, она включает в себя непосредственное бытие, стремления, желания, утверждения, воспоминания и фантазии, образы будущего. Можно сказать, что повседневность тождественна воспринимаемому социокультурному миру, который воздействует на человека, но в то же время подвержен обратному воздействию5.

Идеологическое измерение повседневности означает, что повседневные практики наделяются определенным значением и смыслом. Идеология пронизывает обыденность, отражаясь в надеждах и упованиях обычных людей. Идеологичность (или идеологическая насыщенность) повседневности определяется оценочно-ориентирующей функцией сознания, направленного на сохранение или изменение социального и культурного порядка. Соответственно, идеологическая повседневность как функциональная сфера социального бытия находит отражение в ценностях повседневности, в комплексе представлений и образов, с помощью которых люди воспринимают, переживают и оценивают реальные условия своего жизненного существовании.

В рассуждениях об идеологической повседневности не следует ориентироваться на различные тексты, содержащие идеологические концепции, или деятельность идеологических институтов, а на обстоятельства повседневного существования индивидов, когда идеология распаковывается и персонализируется, в результате чего ее влияние сохраняется настолько, насколько идеология продолжает влиять на повседневность индивидов, которые применяют ее к друг другу и к миру вокруг них.

Идеологическая повседневность - это жизненный мир, конструируемый по преимуществу обыденным сознанием через формирование, рецепцию и функционирование идей, значений, образов, представлений и ценностей на уровне переживания и оценивания обыденного бытия под влиянием социального уклада, культуры, пропагандистско-идеологической деятельности государственных и иных институций, а также индивидуального идеологического

4 Полякова И.П. Повседневность в социально-философском контексте: тео

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком