научная статья по теме Проблемность расширения самопознания в процессе учебной деятельности Науковедение

Текст научной статьи на тему «Проблемность расширения самопознания в процессе учебной деятельности»

Москатова А.К., кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма

ПРОБЛЕМНОСТЬ РАСШИРЕНИЯ САМОПОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нам необходимо новое видение себя, мира, наших места и роли в нём. Видение, которое нам необходимо, может и должно быть основано на нашем глубинном понимании человеческой природы и природы мира, в котором существует человеческий мир

Эрвин Ласло - Квантовый сдвиг: новая научная реальность меняет нас и наш мир.

Актуальность самопознания. Осуществление профессиональной подготовки в системе высшего образования и освоение студентами системы знаний, на основе которых формируется их компетентность в избранной сфере деятельности, не может не учитывать взаимоотношений двух сфер, создающих определённое «противостояние», определённую про-блемность отражения познаваемой реальности в человеческом сознании. Одна из сфер, требующая осознанного восприятия - предметные, научные знания о явлениях и объектах окружающего мира, которые оказывают прямое влияние на формирование мировоззрения, миропонимания. В частности, среди естественных дисциплин биология и антропология насаждают и взращивают в сознании учащихся материалистическую идею главенства биосоциальной природы человека, обречённого на вечную борьбу за выживание и вовлечённого в абстрактный процесс «вечной селекции» - самопроизвольного, «естественного отбора», в котором побеждает «сильнейший».

Другая сфера - подсознания и самосознания - «внепредметная» - отражение мира внутренних, душевных и сердечных переживаний, которые пробуждают осознание интимных особенностей человеческой природы, унаследованных разумной душой от Всеведущего Вечного Сознания. Накапливаясь в подсознании, они порождают интуитивные ощущения тончайших нюансов соблюдения или нарушения упорядоченности взаимоотношений с внешним миром. Глубины этой сферы непрерывно пополняются впечатлениями от эмоциональных и ментальных откликов, сопровождающих возникновение различных психоэмоциональных состояний сознания. Их вызывает непрерывное течение событий жизни, в которую часто вмешивается бессмысленная регламентация и потоки противоречивой информации конкурирующих каналов СМИ, занятых поверхностными разговорами «ни о чём» или манипуляцией убеждений.

Мир души погружается в неуправляемые сомнения и страхи, конфликты желаний и возможностей их удовлетворения, попытки личности удержать ускользающее «счастье» неустойчивых достижений или преодолеть потрясения и «несчастья». Но оказывается, что возникающая неупорядоченность, диссонанс внутренней и внешней реальности, не поддаются исправлению или гармонизации посредством уже накопленных или постигаемых научных знаний, транслируемых «высокоразвитой системой образования», отстраняющей человека от самопознания.

Проблематичность когнитивности образовательного процесса. Среди причин «бессилия» умственно опосредованных предметных знаний в решении жизненных проблем

личностного плана отметим то обстоятельство, что изучаемые учебные дисциплины, вносящие в индивидуальную память доктрины и теории, добытые наукой, по существу механистичны, безжизненны, бесчеловечны. Поэтому, они не придают обучающимся оправданной уверенности, что созданная ими интеллектуальная вооруженность эффективна. Получаемая информация исподволь нацеливает будущего специалиста исключительно на профессионализацию способов подчинения сферы деятельности в мире социума эгоистичным желаниям личности, для которой живые субъекты профессиональной деятельности превращаются в бездушных «клиентов».

Учебные планы профессионализации нацелены на передачу информации, определённого дисциплинарного формата. Она отфильтрована от истинно человеческого самопознания. Никакими дисциплинами учебного плана не доводятся до ума учащихся принципы единства и закономерных взаимоотношений их духовной, психической и биологической природы, которые должны быть положены в основу самопознания. Тем более, «за семью печатями» остаются знания о том, что психологическая и биологическая природа «низшего я», которое идентифицируется рациональным умом с уязвимой телесностью, запрограммирована на реализацию тактики «выживания» смертной плоти. «Умственный процессор» личности, согласно своим природным функциям, отвечает на информационные стимулы усилением генерации соответствующих подсознательных команд - стать сильнейшим, «вооружиться» всеми способами, удовлетворить необходимые телесные нужды и пристрастия, привычки и капризы, достичь оглушительных успехов, превзойти конкурентов любыми способами, получить безмерно больше материальных благ, заслужить поощрения и славу, обеспечить себе (т.е. телу!) счастливую жизнь.

В результате, главенствующим принципом жизни традиционно «образованного», практикующего профессионала становится всё подчиняющий эгоцентризм. Руководство со стороны рационального мышления, подавляющего душевные чувства, нейтрализующего сострадание, сопереживание другим людям, формирует рефлексы хищника и ведёт «образованное общество», переполненное эгоистичными специалистами-профессионалами к регрессу.

Кроме того, организаторы образовательной системы, возводя профессиональные, естественно-научные знания об окружающем мире в ранг непререкаемых, самодостаточных истин, не принимают во внимание, что научное познание в любой отрасли жизни цивилизации - непрерывный процесс, который в каждый конкретный момент истории предлагает только частичное объяснение известных явлений. Замалчивается также ещё более важный исторический факт. Несмотря на то, что научные знания всегда относились к системе ценностей, которые, способствовали развитию и процветанию различных цивилизаций, их накопление в течение миллениумов и повторяющихся эволюционных циклов не сделало эти сообщества ни миролюбивым, ни счастливым, ни созидательным властителями земной природы. Наука не способствовала выживанию ментально продвинутых цивилизаций, провоцируя изощрённые способы взаимо- и самоистребления [1]. Тем более, она не способствовала формированию подлинно нравственной, полноценной, ЧЕЛОВЕЧНОЙ ЛИЧНОСТИ, обращающей свою истинную компетентность к преображению сути науки с позиции высших, духовных уровней самопознания.

История науки свидетельствует также, что ряд выдающихся гигантов в науке, которым принадлежат «великие открытия», на самом деле, в личных интересах (!) допускали скрываемое манипулирование экспериментальными данными, представляли весьма сомнительные «доказательства», содержащие серьёзные ошибки, которые относились скорее к их научным убеждениям, а не к научной эмпирике. За этими эпохальными «открытиями», «внушающими доверие», которые внедрялись в массовое сознание и наполняли учебники, в реальном мире творчества скрывались личные амбиции, безграничное честолюбие, борьба приоритетов - признаки довлеющего надо всем эгоцентризма, мало озабоченного общечело-

веческой пользой «открытий», в том числе их образовательной, интеллектуальной ценностью [ 2].

Следовательно, помимо усвоения предлагаемых «образовательных стандартов» научного знания в профессиональной подготовке, существует более весомая причина, ради которой формируется образованное общество, способное к гармоничному сочетанию нравственного и научного прогресса на основе признания каждым своей ответственности за созидание благодатного мира.

Примером выражения высокомерного самосознания современного «образованного» сообщества учёных служат притязания научной элиты на создание в перспективе «Теории ВСЕГО». Полагается, что благодаря такой «теории» ими будет открыта ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ИСТИНА, подтвердится интуитивная уверенность в том, что Природа построена на едином основании, что все существующие силы, все частицы и все фундаментальные взаимодействия - суть проявления одного и того же феномена, единой первоначальной субстанции.

Однако, замысел создания единой теории Реальности, пока ещё не открывает светлый путь к научному и образовательному прогрессу общества, ибо доступность познания Реальности посредством инструментального, физического исследования ограничена признанием её эквивалентности всего лишь

4%, тогда как 96% - считается «тёмным знанием» о неисследованной природе «тёмной, экзотической материи» и « тёмной энергии».

Другой причиной, тормозящей научное познание, является состояние умов даже выдающихся авторитетов, озабоченных раскрытием тайн Вселенной и вероятностью усложнения «электронной и биологической жизни», но при этом отвергающих на корню роль Вечного Сознания, вне которого любые, самые изощрённые фантазии и сценарии начала Жизни и эволюции мироздания лишаются смысла [3]. Все рассуждения о «физике невозможного» и высокопарные математические теории проистекают из иллюзий материалистического мышления, в котором нет места Замыслу, так называемым «играм Бога», разумно организующему все циклы бесконечных преображений и трансформаций видимого и невидимого мира, включая эволюцию человеческого сознания.

Следствие такого состояния умов - фрагментация и линейность, связанные с приоритетным изучением умственных моделей раздробленных явлений внешнего мира, его природных, космических объектов и событий, отделённых от контекста всеобъемлющего Единства и Целостности Вселенной [4].

Надежды объединить все законы природы в общую формулу, выявить аспекты мирового порядка и проникнуть в тайны Вселенной, понять, что её законы одинаково действуют на всех уровнях бытия, включая самосознание и жизнедеятельность человека, не достигнут желаемой цели, поскольку их устремления не освящены осознанием простой, но великой мудрости: изучение наукой внешнего мира никогда не сможет привести ни к чему иному, кроме неведения. «Когда человек стремится познать нечто, ОТЛИЧНОЕ ОТ СЕБЯ, не заботясь о постижении ИСТИНЫ О САМОМ СЕБЕ (т.е. своего истинного, сверхсознательного Я), знание, которое он получает не может быть подлинным знанием» [5, С. 65]

Поиски Истины требуют со стороны искателя продвинутого мышления, определённых совершенств ума, тщательно очищенного от диктатуры телесного «эго». Для этог

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком