научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В АФРИКЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В АФРИКЕ»

192

ВОСТОК (ORIENS) 2015 № 4

Особенности развития современного монгольского общества и культуры были раскрыты в докладах Я.Д. Леман (РГГУ), К.В. Орловой (ИВ РАН) и А.Д. Цендиной (РГГУ).

Я.Д. Леман рассказала об экспедиции к монгольским оленеводам - цаатанам. Этнические тувинцы, цаатаны, проживают в Хубсугульском аймаке, их общая численность в настоящее время составляет 300-400 человек. Находясь вдали от основных экономических и культурных центров страны, цаатаны ведут традиционное оленеводческое хозяйство. Помимо этого определенный доход они получают от продажи туристам сувениров из оленьего рога и т.п. Как считают сами оленеводы, слово "цаатан" объединяет в себе и профессию (оленевод), и этноним (тувинец). Оленевод, но не тувинец, обозначается словом "цаачин". Еще одним маркером этнической идентичности у цаатанов служит шаманизм. По мнению Я.Д. Леман, культура цаата-нов представляет собой интересный пример сочетания тувинского и монгольского элементов и языков.

К.В. Орлова представила результаты своей экспедиции в Кобдоский аймак (Западная Монголия). В Кобдоском университете хранятся ценные рукописи на ойратском, старописьменном монгольском и тибетском языках. Небольшие, но интересные коллекции были обнаружены у местных жителей, которые почитают эти тексты как домашние святыни. Особым почтением у дербетов пользуется "Алтан Гэрэл судар" ("Сутра Золотого блеска"). В библиотеках сомонных монастырей хранятся широко известные канонические сочинения - "Улигер-ун далай", "Ган-джур" и "Данджур" и др. В ходе экспедиции были собраны материалы по истории и культуре ойратов Кобдоского аймака, получены сведения о добуддийских верованиях ойратских народов, их письменной традиции, рукописному наследию, истории буддийских монастырей, ойратских диалектах и говорах, географических названиях, о буддийской астрологии, календаре, топонимике, песнях, музыкальных инструментах, антропологии, демографии монгольских народов Западной Монголии.

А.Д. Цендина рассказала о современном состоянии публикации исторических источников в Монголии (начало XXI в.). Основное место занимает публикация главных источников по монгольской истории, таких как "Сокровенное сказание", "Шара туджи", "Алтан тобчи" и др. Вместе с тем издаются и менее известные, но важные сочинения. В этой деятельности участвуют не только академические институты, но и буддийская сангха Монголии, которая публикует ценные материалы по истории буддизма, сочинения монгольских буддийских авторов.

В целом "круглый стол" прошел на высоком научном уровне и продемонстрировал несколько важных тенденций. Во-первых, несмотря на непростую ситуацию в отечественной науке, традиции монголоведения в Москве не только живы, но и имеют неплохие перспективы. В работе "круглого стола" приняли участие молодые монголоведы: студенты, аспиранты и преподаватели столичных вузов и академических институтов. Во-вторых, разнообразие тем докладов показало, что интерес вызывают различные аспекты истории и культуры Монголии: политические процессы, этносы и религии, тексты и др. Материалы "круглого стола" опубликованы на сайте ИВ РАН и доступны для ознакомления по адресу http://ivran.ru/attachments/230_mongolia_roundtable_ 2014.doc.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сабиров Р.Т. Арест экс-президента Н. Энхбаяра и нетипичная демократия в Монголии // Восток (Oriens). 2014, № 1.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В АФРИКЕ

© 2015 А. В. ТИМОФЕЕВ

12 ноября 2014 г. в Институте Африки РАН состоялся "круглый стол" "Проблемы и перспективы федерализма в Африке". Выступления докладчиков (все из Института Африки) в основном были посвящены теоретическим и практическим аспектам федерализма в странах Африки - Эфиопии, Танзании, Нигерии, Демократической Республике Конго, Мадагаскаре.

О. Игхо Натуфе (Канада) открыл "круглый стол" сообщением "Почему нации федерируются: к пониманию федерализма", в котором затронул фундаментальные теоретические вопросы федерализма. В настоящее время не существует единой теории федерализма. Практическое воплощение федеративного принципа в разных государствах серьезно отличается друг от друга. Например, в США субъекты федерации наделены намного более обширными полномочиями, чем штаты Нигерии, хотя оба государства считаются федеративными. Принцип федерализма служит для создания интегративной формы правительства, которая объединяет сообщества, не нарушая их идентичность.

В.Р. Филиппов в докладе «Федерализм: "этнизация" государственности или деполитизация "этничности"?» рассмотрел проблемы, с которыми может столкнуться строительство федеративных систем, в частности в Африке. В СССР опубликовано большое количество работ, обосновывавших преимущества федерализма, построенного по этническому принципу. Нельзя говорить о преимуществах и недостатках "этнических федераций", четко не определив понятие "этнос", чего не было сделано до сих пор. Если попытаться определить понятие "этнофедерация", то можно сказать, что она появляется там, где преследующие свои интересы политические элиты делят страну по конфессиональному, языковому, культурному признаку и т.д. Настоящий федерализм возможен там, где высок уровень развития политической культуры граждан, где сформировалась гражданская нация. В противном случае опыт строительства федерации в стране скорее всего будет неудачным.

Для африканских стран путь федерализации может оказаться губительным. Политическая культура и пестрота языков, религий и культур там таковы, что при федерализации страны станут похожи на лоскутные одеяла. Существование гражданской нации предполагает определенную общность интересов между разными частями населения страны. В Африке федерализм всегда будет вызывать соперничество регионов между собой и с федеральным правительством, и ни о каком единстве страны говорить нельзя. Такая ситуация чревата кровопролитием, субъекты федераций будут постоянно бороться за власть, природные ресурсы и доходы от их добычи.

Ю.Н. Винокуров в докладе "Унитаризм и федерализм: исторический опыт Демократической Республики Конго" прояснил некоторые моменты ее истории и ее настоящего. Среди политической элиты ДРК споры о том, какая форма государственного устройства больше подходит для страны, унитарная или федеративная, ведутся с 1940-х гг., когда страна еще не была независимой. Число провинций ДРК на протяжении истории менялось. Так, при бельгийском владычестве их было 6, в настоящее время - 25. В отличие от других колониальных держав, так или иначе привлекавших местную элиту к управлению, бельгийцы не считали это нужным, а конголезцев -способными к управлению государством.

Патрис Лумумба выступал за унитарную форму государства для ДРК, говоря о том, что унитаризм может обеспечить целостность и нормальное развитие страны. В 1959 г. сторонники федерализма в Конго также высказались в поддержку целостности страны и осудили трайбализм и сепаратизм. Однако идеи федерализма и сепаратизма в истории Конго оказались тесно связанными между собой. Лумумба и его сторонники хотели видеть Конго многоэтничной унитарной страной с высоким уровнем развития.

Сегодня наиболее вероятно, что ДРК сохранится в своих нынешних границах, однако некоторая угроза раскола есть. Соседние страны претендуют на то, чтобы вести хозяйственную деятельность в богатых полезными ископаемыми восточных районах страны. Катанга, которая в свое время провозглашала независимость от Конго, по сей день стоит несколько обособленно от остальной части страны, поскольку является самым богатым и развитым в плане человеческих ресурсов регионом, хотя сильных сепаратистских настроений сейчас там нет.

Р.Н. Исмагилова в докладе "Эфиопия: традиционные институты и федерализм" рассказала об этнической ситуации в стране и особенностях федерализма в Эфиопии. Согласно действующей конституции Эфиопии, вступившей в силу в 1995 г., страна является федерацией, организованной по этническому принципу. Решение о создании федерации из 9 этнических штатов принималось в условиях сложности межэтнических отношений. 11 народов Эфиопии составляют 88% населения страны. Крупнейшими этническими группами являются оромо, ам-хара, тиграи, сомали. Кроме того, в стране проживает 78 этнических меньшинств. Согласно эфиопской конституции этнические группы имеют право на самоопределение вплоть до отделения (единственный случай в Африке). Этнические группы в каждом штате делят-

7 Восток, № 4

194

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ся на коренные и некоренные, и коренные обладают политической властью в штате. Все народы Эфиопии получили равные между собой права, возможность участвовать в политической жизни как на федеральном, так и на региональном уровне, защищать и сохранять свою культуру.

Однако далеко не всех устраивает ныне существующая в Эфиопии федеративная структура. Амхара, недовольные потерей ведущего положения в стране, хотели бы вернуться к унитарному строению государства. Оромо, хотя имеют большой по размерам штат, выступают за создание своего независимого государства Оромия. Проживающие на территории Огадена сомали говорят о стремлении воссоединиться с соплеменниками из Сомали. Тиграи, составляющие 6% населения Эфиопии, при этом играющие главенствующую роль в стране, выступают за присоединение к их штату тиграев Эритреи.

Недовольство части населения Эфиопии вызывают излишняя, по ее мнению, централизация власти и доминирование правящей партии Революционно-демократический фронт эфиопских народов. Причин осложнения этнической ситуации в Эфиопии много. Это и соперничество за ресурсы, и стремление создать новые административные единицы. Даже представители таких крупных народов, как амхара и оромо, будучи на территории штата, где они не считаются коренными, могут подвергаться дискриминации.

Вообще роль этничности в условиях этнического федерализма возросла. Негативную роль здесь играют и традиционные модели межэтнических отношений, сложившиеся в Эфиопии. Эти отношения в основном остаются иерархичными. Так, некоторые народы издавна считались поставщиками рабов, их названия синонимичны слову "раб", и до сих пор отношение к ним соответствующее. Кроме того, во многом сохра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком