научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2012, № 7, с. 96-101

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

© 2012 г. Екатерина Викторовна Сидорова1

Краткая аннотация: в статье рассматриваются методологические приемы, позволяющие исследовать специфику, содержание правовых ценностей, выйти на новый уровень осмысления данных феноменов правовой действительности.

Annotation: the article deals with the methodological techniques that allow to explore specific content of legal values, to reach a new level of understanding of these phenomena legal reality.

Ключевые слова: правовые ценности, методология, феноменология, исторический метод, диалектика, право.

Key words: legal values, methodology, phenomenology, historical method, the dialectic, the law.

Сложность структуры эмпирического и теоретического знания приводит к возрастанию роли методологии, что является характерной особенностью современной науки. Это обусловливает постоянное обращение к указанной проблематике и приводит к получению интересных и полезных выводов, обогащая мир рационального. Методология теории государства и права строится на началах плюрализма, что предусматривает использование множества приемов изучения действительности, значимость которых определяется применительно к конкретному кругу задач, стоящих перед исследователем. Не является исключением и проблема познания правовых ценностей.

Наиболее полно специфику правовых ценностей раскрывают возможности феноменологической методологии, основные принципы которой способствуют их рассмотрению на уровне индивидуальных субъективных переживаний, а также и на уровне правореализации. Данная методология, как утверждает проф. В.П. Малахов, "...сориентирована на рефлексию о переживании правового опыта и правовой реальности, которое и ведет к подлинной очевидности (а не к кажимости) и достоверности; она представляет собой комплекс средств и приемов редукции научных знаний о праве к идеям и очевидностям..."2.

Феноменологическое описание целесообразно применять к явлениям восприятия и явлениям, данным в непосредственном переживании, что актуально при исследовании правовых ценностей. В данном контексте речь идет о ценностном чувстве, опосредующем связь между сознанием индивида и воспринимаемой правовой реальностью. Вхождение в правовую сферу начинается с переживания права на уровне психических процессов, связанных с его ощущением, признанием. В силу наличия ценностного аспекта, его соответствия нормативным установления формальное право либо принимается субъектом, либо отторгается, вызывая внутренние противоречия. Правовой субъект сталкивается с ситуацией выбора предпочтений, сильное воздействие на который оказывают существующие стереотипы, принятые

1 Доцент кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук (E-mail: sidk77@ yandex.ru).

2 Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззрен-

ческие проблемы современной юридической теории. М., 2011.

С. 48.

представления и личная убежденность индивида в нормальности происходящих процессов.

Актуальным для рассмотрения будет и опыт, в котором правовые ценности переживаются как конкретные феномены. Являясь результатом устойчивого воспроизводства правовых ценностей, правовой опыт аккумулирует исторически развившиеся качества субъектов права, что позволяет рефлексивно оценить меру освоенного и неосвоенного в праве.

Феноменологический анализ ясно показывает, что ценности - это определенные свойства, качества объектов, отношений, и только таким образом можно познать динамику мотивации к действию, без которой нельзя дать объяснение выбору человека. Феноменологические данные объективно соответствуют нравственным выражениям обыденной речи, а также широким этическим убеждениям культурной и философской традиции, утверждающей объективную действительность нравственных принципов. В мире ценностей действуют сущностные связи между разного рода ценностями и их возможными носителями, а также четкие правила их восприятия, предпочтения и ответа на них.

Всякое феноменологическое описание значимо для определенной пространственно-временной среды, для определенного конкретно-исторического периода. Феноменологическое описание, несмотря на кажущуюся неисторичность, всегда предполагает пространственно-временную точку, исходя из которой, производится описание, и определенную систему ценностей, которой осознанно или неосознанно руководствуется исследователь при описании.

Более детальное рассмотрение существенных характеристик правовых ценностей возможно при применении интенционального анализа, цель которого - выявление и исследование актов сознания, участвующих в осмыслении и преобразовании правовой реальности. Формирование ценности представляет собой последовательность мыслительных актов, в результате чего индивид в состоянии дать отчет о том, что с ним непосредственно сопряжено или к чему у него есть стремление, в частности в правовой сфере. С феноменологической позиции правовые ценности предстают как интенциональные предметы, которые осмысливаются субъектом права. Они могут образовывать независимую от реальности сферу человеческой сущности предмета, выступающую как воплощенное выражение, как правило, предельных или целевых ориентаций человека в праве, как

фиксированный критерий признанного. "Пестрое изобилие ценностных реакций в жизни есть реальная сфера, в которой благодаря редукции можно усматривать ценностные сущности. Ценности часто образуют идеальный предмет ценностно-чувственных актов, составляют их объективное содержание, которое воспринимается как независимое от реального поведения в поступках и желаниях"3.

Феноменологическое исследование правовых ценностей предполагает описание содержательно-генетической связи между психическими актами и ценностью. Как указывалось выше, ценностное сознание включает ценностное чувство -непосредственный контакт с ценным, что делает его автономным, не поддающимся воздействию извне.

Ценности - это феномены нашего сознания, и даны они нам только априорно. В реальном мире ценностей, как таковых, нет. Они лишь оцениваются человеком по критериям, которые доступны сознанию субъекта. Правовые ценности, даже будучи включенными в содержание нормы права, все равно остаются сферой идеального, возможного на уровне восприятия субъектом и воплощения их в мотивации поступка. Она остается априорной, что отмечено было еще И. Кантом, который называл нравственный закон "фактом разума". Более точно правовую ценность можно определить как то, что связывает идеальный образ и норму, т.е. то, что в итоге предопределяет правовую активность индивида, сигнализируя субъекту о приемлемости, желательности или нежелательности того или иного поступка.

Используя эйдетический анализ (восприятие правовой действительности через правовые образы), А.В. Поляков и Е.В. Тимошина выделяют два вида правовых ценностей4. Первый вид - эйдетические правовые ценности, или ценности самого права, независимые от его конкретно-исторического воплощения или от целей законодателя. К ним можно отнести все структурные элементы права - правовые нормы, субъект права, права и обязанности, принципы права. Второй вид представляют те же самые ценности, но рассмотренные в определенном историко-культурном контексте и системе оценок воспринимающего их субъекта. Это -смысловые нюансы того или иного содержания ценности. Так, уместно проводить различие в содержании феномена справедливости, которая может быть как уравнивающей, так и распределяющей. В зависимости от смысла наполнения данной доминанты образования, действия права субъект идентифицирует себя в правовом пространстве, определяя возможности, потенциал и границы правового общения на основе согласованности, солидарности, компромисса.

Конститутивный анализ в сущности дополняет анализ эйдетический. Данный прием можно трактовать как исследование актов сознания, участвующих в познании правового явления, на основе ценностного чувства. Происходит описание универсальной сущности конкретного правового феномена, которая принадлежит к области правовых ценностей (безопасность, порядок, равенство).

В ходе конституирования участие сознания чаще всего ограничивается тем, что оно просто замечает, как окружающий мир постепенно претерпевает изменения, которые до определенного момента считаются сами собой разумеющимися. Лишь радикальная смена установки сознания или же окружающей среды может показать, насколько мы привыкли к ней. Особенно отчетливо это проявляется в

3 Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003. С. 603.

4 См.: Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права. Учеб. СПб., 2005. С. 134, 135.

обществах переходного периода, когда становится возможным, а иногда является и неизбежным конфликт ценностей в рамках локализованных групп, не способных к согласованному общению. П. Сорокин, исследовавший специфику социокультурных сдвигов в аспекте ценностей, писал: "Периоды перехода от одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла, когда социокультурные ценности становятся почти полностью "атоми-зированными" и конфликт между ценностями различных людей и групп становится особенно непримиримым, неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей вариативностью форм. В рамках общества она принимает в дополнение к другим конфликтам форму роста преступности и жестокости наказаний, особенно взрыва бунтов, восстаний и революций"5. Яркий пример - содержание ценности свободы в условиях слома монархической государственности в России. Последняя воспринималась уже не как выход на волю, получение воли, а практически как вседозволенность, самоуправство.

Используя редукцию в качестве феноменологического принципа, размышления исследователя должны исходить не из философских абстракций уровня трансцендентального "эго", а из факта укорененности человека в праве, из его "бытия-в-праве". Вместо редукции целесообразно, по мнению Хайдеггера, говорить о "продукции" - той практической деятельности, благодаря которой возникает нера

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком