научная статья по теме Проблемы мусульманского образования в России: История и современность Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Проблемы мусульманского образования в России: История и современность»

ПРОБЛЕМЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Н.К. Гарипов, старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, кандидат исторических наук Т. Р. Халиков, первый заместитель председателя Совета по взаимодействию Совета Федерации Российской Федерации с молодежными парламентами субъектов РФ, молодежными общественными объединениями РФ

История развития мусульманского высшего образования своими корнями уходит в далекое прошлое. Распространение ислама среди народов Причерноморья и Поволжья создало предпосылки для становления и развития религиозного образования. При первых общинах мусульман появляются мактабы — начальные школы и медресе — средние и высшие учебные заведения. По мнению многих историков, в X—XI вв. сформировались центры мусульманского образования в Поволжье, на Кавказе и в Средней Азии. Поволжский центр мусульманского образования просуществовал вплоть до включения Казанского ханства в состав Московского царства. После уничтожения центров мусульманского образования под влиянием миссионерской политики Русской Православной церкви российские мусульмане были вынуждены получать образование в медресе Средней Азии вплоть до принятия закона «О веротерпимости» 1773 г.

Чтобы знать настроение мусульманского общества, учитывать интересы мусульман и контролировать их деятельность, российское правительство в 1788 г. создало Оренбургское магометанское духовное собрание.

В сентябре 1788 г. выходит именной указ Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона в России пребывающими». Этим указом учреждается ОМДС в городе Уфе, которое должно было контролировать и регулировать деятельность мусульманского духовенства на всей территории России, кроме Крыма. Структура созданной организации, скорее всего, была основана на системе религиозного управления, существовавшей в Османской империи. Мусульманское духовенство официально было при-

знано отдельным сословием, а муфтият теперь решал вопросы выдачи муллам разрешений (указов). Согласно уставу, во главе организации стоял председатель, или муфтий, его советниками и заместителями были три кадия (кадий — судья, знаток мусульманского законодательства).

Первый муфтий М. Хусаинов был озабочен состоянием мусульманского образования в России. Он предложил создать мусульманское высшее учебное заведение. Однако этот проект не нашел поддержки среди российских властей. Представители православного духовенства считали, что создание Духовного управления мусульман может подорвать основы православия среди русского народа. Попытки создания подобных заведений продолжались вплоть до 1917 г. Борьба Советского правительства с религией привела к полному уничтожению религиозного образования мусульман на всех уровнях. Единственным учебным заведением к 80-м годам осталось медресе Мир Араб в Бухаре. Таким образом, к началу 90-х годов российские мусульмане в вопросах получения религиозного образования по своему положению были на уровне российских мусульман XVIII в., с одной лишь разницей, что не все мусульмане XX в. могли получить образование в Бухаре.

Такое отношение к высшему мусульманскому образованию в России привело к становлению и развитию в стране нетрадиционных религиозных течений, как под исламским флагом, так и под другими религиозными лозунгами. Часть из них рассчитывает на слабую религиозную образованность всего российского народа. Поэтому на сегодняшний день актуальным остается вопрос об общей культурологической системе образования для всех граждан России и лиц без гражданства, находящихся на территории страны.

Для самих российских мусульман важной остается проблема получения качественного высшего религиозного образования на территории Российской Федерации. Для этого в ряде городов России были созданы высшие учебные заведения, такие как Российский исламский университет в Казани, Московский исламский институт, Нижегородский исламский институт. Таким образом, на первый взгляд может показаться, что проблема, поставленная в статье, близка к разрешению. Однако для создания полноценной системы религиозного образования необходимо решить ряд назревших вопросов.

На сегодняшний день для этноконфессиональных учебных заведений нет общепринятых учебных программ, нет классификации образования. Подобные учебные заведения созданы, как правило, без учета основ традиционных религий. Главной причиной этого является не столько финансирование деятельности данных организаций со стороны арабских государств, сколько отсутствие общих требований к этим организациям со стороны традиционных конфессиональных структур и Министерства образования и науки РФ.

Некоторые религиозные учебные заведения, не имея на то достаточных оснований, пытаются заявлять о себе как об учреждениях высшего профессионального образования. При этом многие из них не имеют соответствующих документов на осуществление преподавательской деятельности, не обладают разработанной

учебно-методической базой, не имеют необходимого количества квалифицированных преподавателей и даже не располагают приспособленными помещениями. Во многих случаях преподавателями являются представители зарубежных стран, которые не имеют достаточной квалификации для ведения преподавательской деятельности. Отсутствие комплексных действий для выхода из сложившейся в данной сфере ситуации ведет к консервации нынешних проблем при росте количества верующих среди молодежи России.

В настоящей статье проблемы мусульманского образования отражены далеко не полно. Для подробного анализа необходимо полноценное научное исследование. Мы же хотим остановиться на возможных путях разрешения сложившейся ситуации.

Сами представители упомянутых вузов видят проблему в разобщенности существующих мусульманских учебных заведений. Но, как нам кажется, заявленные университеты и институты созданы без проработанной учебной программы и без учета реальных потребностей в специалистах по религиозным вопросам.

На сегодняшний день очевидно, что во многих сферах экономики и общественной жизни Российской Федерации существует острая потребность в специалистах, способных учесть религиозные чувства мусульманского населения. Это касается как элементарных знаний на уровне религиозных обычаев и обрядов, т. е. религиозного ритуала, так и вопросов, связанных с нормами общественной морали и участием мусульман в экономической и политической жизни страны без ущерба для их вероубеждений.

Если брать во внимание именно эти первоочередные потребности общества, необходимо определить, насколько мы сейчас можем говорить о полноценном качественном образовании для мусульман. Во-первых, необходимо найти специалистов, обладающих знаниями не просто правил ритуала, но и в целом шариата. Во-вторых, выявить среди них специалистов, знающих современные тенденции развития экономики и юриспруденции светских государств, в частности Российской Федерации. В-третьих, иметь четкое представление о том, кого мы должны подготовить на выходе из учебного заведения. Причем для выпускников учебных заведений в сфере религиозного образования мы должны раз и навсегда закрепить два вида квалификации — это духовенство со знанием современных светских наук и специалисты со знанием религии.

Для примера рассмотрим деятельность одного из крупнейших в стране Российского исламского университета в Казани. Университет был создан в 1998 г., изначально в нем действовали два религиозных факультета: шариатский и кора-нический. Программы двух факультетов не были разработаны и практически дублировали друг друга. В программе не было предусмотрено изучение религиозного наследия российских мусульман. Студенты не изучали отечественные работы по религии. Руководство университета руководствовалось программами арабских учебных заведений. Соответственно учебное заведение, созданное на бюджетные средства, готовило специалистов по нетрадиционным для региона направлениям

ислама. К этому необходимо добавить, что система религиозного образования за рубежом путем модернизации выхолостила необходимые предметы догматического характера: апологетику и собственно шариат в полном его объеме. Соответственно велось преподавание упрощенного варианта шариата на бытовом уровне, который изучать за государственный счет не имеет смысла. Таким образом, в течение продолжительного времени выпускниками университета становились специалисты по нетрадиционному для региона течению ислама и знатоки арабского языка. В итоге более 60% выпускников не работают по специальности. Такова реальность.

Данную ситуацию попытались разрешить путем подключения административного ресурса. В 2006 г. на должность ректора был назначен специалист с опытом организации высшего учебного заведения, но не компетентный в вопросах собственно религии. Все попытки решения возникших вопросов привели к рождению очередных проблем, связанных как с учебным процессом, так и с организацией структуры вуза. Предварительные программные заявления назначенного ректора были направлены на решение задач объединения различных структур мусульман. Однако современная система мусульманского духовенства сама по себе не способна к созданию квалифицированной системы образования.

На сегодняшний день недостаточно внимания в программах учебных заведений мусульман уделено традиционным направлениям в исламе. В то же время большинство медресе ведут работу по формированию полноценной учебной программы для ведения собственной образовательной деятельности. Существуют учебные заведения, где серьезно относятся к учебным программам и учебно-методической литературе. В этих учреждениях работают квалифицированные специалисты, которые имеют не только высшее профессиональное, но и религиозное образование. Поэтому одна из основных задач, стоящих перед государством, — это унификация требований к образовательным учреждениям мусульман. Необходимо разработать список рекомендуемой и нежелательной литературы, ограничить доступ широкой

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком