научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ОПЫТ ИЗРАИЛЯ И ПАЛЕСТИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ОПЫТ ИЗРАИЛЯ И ПАЛЕСТИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ»

Сравнительно меньше, чем на предшествующих конференциях, внимание было уделено литературе и искусству Китая. Э.А. Синецкая (ИВ РАН) подметила социально-психологические изменения в настроениях части китайской современной молодежи на примере книги Чжоу Вэйхуй "Бэби из Шанхая".

М.А. Неглинская (ИВ РАН) познакомила аудиторию с тенденцией, наблюдаемой в настоящее время в китайском искусстве - явным поворотом в сторону Запада. Начало этого процесса можно проследить с рубежа 70-80-х гг. прошлого века. Со второй половины 80-х гг. все больший интерес вызывает абстракционизм (китаизированный), появляется "политический" поп-арт, элементы эротики наряду с новыми художественными студиями, оживлением выставочной деятельности, разного рода биеннале и т.п.

Т.И. Виноградова (Библиотека РАН, СПб.) говорила о китайской иллюстрированной книге. Иллюстрации и гравюры встречаются в книгах с IX в. Первоначально иллюстрации группировались все вместе в начале книги, а затем, около XIII в., появляются иллюстрированные сутры, где вверху страницы - картинка, а под нею текст книги. Позже иллюстрации начинают включаться в текст книжных свитков органично, сопровождая текст.

Подводя итоги конференции, можно сказать, что она, как и раньше, вызвала определенный интерес у ученых-китаеведов и востоковедов в более широком плане, позволила обменяться мнениями по самым различным проблемам истории, идеологии и культуры в его историческом прошлом и в последнее время, продолжив уже сложившуюся и существующую традицию.

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ОПЫТ ИЗРАИЛЯ И ПАЛЕСТИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

© 2009 Е.Ю. УСОВА

26 мая 2008 г. в Институте востоковедения РАН состоялась международная научная конференция, посвященная 60-летию Государства Израиль. Она была организована Институтом востоковедения РАН и Московским Государственным институтом международных отношений (Университетом) МИД РФ. В работе конференции приняли участие ведущие российские ученые-специалисты по Израилю, Палестине и Ближнему Востоку, а также их коллеги из Израиля и Палестины - видные представители научных, политических и дипломатических кругов, широко известные у себя в стране и за рубежом своими исследованиями и публикациями.

Конференцию открыл директор ИВ РАН Р.Б. Рыбаков. Он дал высокую оценку исследованиям Израиля, ведущимся в Отделе Израиля ИВ РАН, который через три года будет отмечать свое 40-летие и выразил благодарность Посольству Государства Израиль в РФ и Послу А. Азари за активное содействие, оказываемое исследовательской работе российских ученых.

А. Азари выразила надежду на дальнейшее продолжение академических контактов и научных обменов между израильскими и российскими учеными, отметив чрезвычайную важность проблем, обсуждаемых на конференции. А. Азари высказала свою точку зрения на проблему опыта национально-государственного строительства в Израиле и в Палестинской национальной администрации.

Проректор МГИ(У)МО В.П. Воробьев рассказал о работе Центра ближневосточных исследований института, его сотрудничестве с учеными из Отдела Израиля ИВ РАН, а также о проводимом в МГИМО месячнике, посвященном 60-летию Государства Израиль. Отметив научную значимость запланированного на конференции обсуждения проблем внутренней общественно-политической жизни Израиля, которые сравнительно редко попадают в поле зрения исследователей-ближневос-точников, он остановился на проблемах развития системы конституционного права Израиля, а также затронул проблему совместимости национального характера израильского государства с демократией.

Зав. Отделом Израиля ИВ РАН Т.А. Карасова в докладе на тему "Государство в пути: этапы развития израильской государственности" отметила важность параллельного и сравнительного изучения развития общественно-политических структур в Израиле и в ПНА и острейшую нехватку исследований проблем Палестинской национальной администрации как в российской, так и в израильской науке. Сегодняшний Израиль, заключила Т.А. Карасова, представляет собой уникальное сочетание зрелого и молодого государства, бурно развивающегося в условиях конфликта.

Израильский ученый Х. Бен Яаков выступил с докладом "Этапы формирования еврейского характера Государства Израиль". Напомнив, что уже в Декларации о независимости Израиль был представлен как государство одновременно еврейское и демократическое, он выделил три основных фактора, определяющих его еврейский характер: законы (Закон о возвращении, Закон о гражданстве, Закон о раввинатских судах, Закон о Всемирной сионистской организации, Основной закон о земле и др.), институты (кнессет, частично унаследовавший традиции эпохи Второго Храма, Министерство абсорбции, Еврейское Агентство, фонды Керен Кайемет ле-Исраэль и Керен ха-йесод и т.д.), а также символы (флаг, гимн и менора). Вместе с тем еврейский характер Государства Израиль не является неким статичным набором законов и норм - он постоянно трансформируется как в результате различных законодательных инициатив (здесь докладчик отметил особую роль Высшего суда справедливости), так и в результате широких дискуссий, ведущихся в обществе по различным проблемам, которые так или иначе затрагивают религиозные традиции. Это относится, в частности, к соблюдению кашрута и шаббата, предусмотренному Соглашением о статус-кво 1947 г., а также к таким вопросам, как статус и права женщин, пересадка органов, похоронные ритуалы и ритуал принятия иудаизма (гиюр) и пр.

Доклад "Этнический состав населения Государства Израиль" был представлен президентом Федерации еврейских организаций России М.А. Членовым. Он отметил, что этнический и конфессиональный состав израильского населения представляет собой уникальный многоуровневый комплекс, практически не изученный на академическом уровне, причем даже официальная израильская статистика не дает достаточно полной и адекватной картины. Так, израильские евреи традиционно делятся на группы "ашкеназы" (европейские евреи), "сефарды" (восточные евреи) и "сабры" (коренные израильтяне во втором, третьем и т.д. поколении). Внутри этих общин также можно выделить различные группы: у сефардов это "собственно сефарды" (самех тет - непосредственные потомки носителей языка ладино), а также марокканские, йеменские, иракские, иранские евреи и др.; у ашкеназов - русские, польские, германские, румынские евреи и др. На эту сложную этническую структуру накладывается не менее сложная конфессиональная структура. К израильским евреям (в отличие от американских) практически не применима традиционная схема классификации направлений иудаизма "ортодоксы - реформисты - консерваторы". Здесь каждое направление делится на несколько различных ветвей, при этом существуют ветви, не связанные ни с одним их направлений. Не менее сложна и структура нееврейского населения. Помимо израильских арабов, которые делятся на мусульман и христиан (последователей различных церквей) и для которых в последнее время характерен процесс "палестинизации", т.е. растущего отождествления себя с палестинским народом, группа "неевреев" включает в себя галилейских друзов, лояльных Израилю, голанских друзов, ориентированных в значительной степени на Сирию, черкесов, караимов, самаритян и др. Внутри этого сложнейшего этноконфессионального комплекса протекают глубочайшие этнополитические процессы.

Доклад Е.Ю. Усовой (ИВ РАН) был посвящен вопросу формирования национальной идеи Государства Израиль. Одной из главных особенностей национально-государственной идеи Израиля (сионизма) является сильнейшее влияние, оказанное на ее становление со стороны различных идейно-политических течений, характерных для Европы конца XVIII-XIX в., прежде всего европейского Просвещения, различных направлений европейского национализма, особенно итальянского Рисор-джименто, а также - применительно к некоторым течениям в сионизме - европейского социализма. Вторая особенность еврейской/израильской национальной идеи заключалась в отсутствии четко обозначенного врага (поработителя, от которого необходимо освободиться) и ориентации на самоосвобождение "изнутри", в том числе через созидательный труд. Третьей особенностью является ее поливариантность, т.е. множественность моделей еврейского государства, разработанных в рамках сионистского движения. Среди этих моделей можно выделить такие, как социалистическая, религиозная (теократическая), светская прогрессистская (во многом основанная на идеях Просвещения), праворевизионистская и др. Эти особенности национальной идеи, положенной в основу национально-государственного строительства, оказали огромное влияние на формирование израильской демократии, предопределив высокую степень гибкости и одновременно устойчивости израильской общественно-политической системы.

Н.А. Семенченко (ИВ РАН) в своем докладе осветила основные аспекты влияния кибуциан-ского движения на социально-политическое развитие израильского общества. Она отметила, что "кибуцники", составляющие всего 3% населения Израиля, сыграли в истории страны чрезвычайно важную роль. Принципы коллективизма и равенства, легшие в основу системы функционирования кибуцев, явились результатом своеобразного синтеза идеологии пионеров кибуцианского движе-

ния и жизненной необходимости, продиктованной трудностями, с которыми сталкивались новые еврейские поселенцы в Палестине в начале XX в. В результате члены кибуцев стали лидерами движения за равенство и социальную справедливость в молодом израильском государстве и приняли активное участие в формировании политической элиты страны. Из 12 премьер-министров Израиля 5 были выходцами из кибуцев. Кроме того, именно им принадлежала решающая роль как в освоении территории страны, так и в обеспечении ее обороноспособности, поэтому значительное число "кибуцников" вошло в командный состав израильской армии. Кибуцы внесли также огромный вклад в формирование современной израильской культуры и традиций. Им также принадлежит заслуга в обеспечении равноправия женщин в израильском обществе.

Проблемам языковой адаптации русскоязычных иммигрантов в Израиле посвятил свой доклад А.В. Крылов (МГИМО). Прив

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком