научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКОГО АНКЛАВА САРАТОВСКОЙ ОБЛ.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКОГО АНКЛАВА САРАТОВСКОЙ ОБЛ.)»

ЭО, 2015 г., № 2 © Е.Е. Левкиевская

ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКОГО АНКЛАВА САРАТОВСКОЙ ОБЛ.)*

Ключевые слова: славистика, фольклористика, восточнославянские локальные традиции, переселенческие анклавы

В статье рассматриваются проблемы изучения локальных фольклорных традиций на примере современной традиции украинского переселенческого анклава в Саратовской обл. Для анализа процессов, происходящих в анклавных традициях, предлагается использовать диалектологические методы, разработанные В.М. Жирмунским для исследования немецких переселенческих говоров на территории России.

Исследование островных украинских традиций на территории России связано с решением общей проблемы формирования и развития в современном мире традиционной культуры локальных сообществ, в том числе традиции анклавов. Это позволяет понять, каким образом формируется и поддерживается локальная идентичность носителей подобных традиций, как они функционируют на этнокультурных пограничьях разных типов и как там происходят процессы культурной и языковой интерференции. Актуальность исследований разных типов локальных украинских традиций, существующих в близкородственном русском окружении, является частью более общей и плохо изученной проблемы русско-украинской этнокультурной и языковой интерференции. Задачи, о которых говорится в статье, непосредственно связаны с изучением культурных процессов в локальных средах, а также с проблемой построения типологии украинских анклавных традиций, существующих на территории России.

Анализу локальных традиций посвящен целый ряд аналитических работ и полевых исследований в современной славистике. Особое внимание в этих работах уделяется понятиям локальной общности, локальной идентичности и культуры пограничья (подходы к проблеме и библиографию по вопросу см.: Straczuk 2006: 7-44). Наибольших успехов в изучении традиционных культур и диалектов славянских анклавов в инославянском окружении достигли польские этнолингвисты и диалектологи, в течение последней четверти века последовательно занимающиеся описанием украинских и белорусских анклавов на территории Польши и польских анклавов на территории Украины и Белоруссии, а также народной культуры польско-восточнославянского пограничья (см., например: Domagala 2009; Kamocki 2008; Kasinska-Metryka, Golos 2009).

Особо следует упомянуть фундаментальный польско-украинско-белорусский проект по комплексному изучению народной культуры Побужья, продолжавшийся почти пятнадцать лет и координировавшийся этнолингвистами Люблинского университета им. Марии Кюри-Склодовской проф. Е. Бартминьским, Я. Адамовским и Ф. Чижев-

Елена Евгеньевна Левкиевская - д.филол.н., ведущий научный сотрудник Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ; e-mail: elena_levka@mail.ru

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-00590 "Тексты и практики фольклора как модель культурной традиции: сравнительно-типологическое исследование").

ским. Проект предполагал создание этнолингвистического атласа пограничной традиции Побужья. В частности, были разработаны вопросники по сбору фольклорного материала, выработаны методы и принципы исследования локальной культуры польско-восточнославянского пограничья (о принципах сбора и описания материала см.: J5zyk... 2001). Значительных успехов в исследовании украинских анклавных говоров достигли украинские и польские диалектологи. Определенным итогом этой работы стал ряд хрестоматий, содержащих корпусы диалектных текстов из украинских анклавов в Румынии и Польше (ср., например: Павлюк, Робчук 2003; Czyzewski, Warchol 2008), включающие в себя описание принципов сбора и методов анализа диалектного материала в анклавных говорах.

Исследование локальной (в частности, анклавной) традиции позволяет понять общие механизмы ее функционирования и межпоколенной передачи культурного знания, важного для данного сообщества, как одного из основных инструментов сохранения и воспроизводства своей идентичности. Интенсивность мировых исследований в этой области объясняется общим вниманием к проблеме идентичности (иерархии идентичностей) национальных меньшинств, а также к механизмам, которые ее поддерживают. Процессы, происходящие в рамках локальной, в том числе анклавной, традиционной культуры (конвергенции, дивергенции, вымывания отдельных сюжетов, мотивов, элементов обрядности, возникновения новых элементов традиции под воздействием массовой культуры, перестройки отдельных уровней мифологической системы и пр.), носят более интенсивный, очевидный характер, чем в общенациональной культуре. Исследование таких анклавов дает возможность увидеть основные тенденции в развитии народных традиций в современном мире под влиянием массовой культуры и принципиально новых способов распространения информации, государственных стандартов образования, изменений в укладе жизни и других внешних факторов воздействия на традицию. Внимание фольклористов к ареалогии объясняется диалектным характером традиционной культуры, вариативностью ее элементов на всех уровнях. Анклавная традиция обладает способностью сохранять (особенно в корпусе мифологических мотивов, в календарных и семейных обрядах) такие архаические варианты, которые в материнской культуре или уже утрачены, или претерпели значительные трансформации. Значимость выявления таких архаических форм чрезвычайно высока, так как она дает еще одну возможность для реконструкции древнейших состояний материнской традиции. Кроме того, островная традиция - важный объект исследования культуры пограничья и процессов взаимовлияния, которые в ней происходят.

Частным вариантом проблемы локальных сообществ является проблема существования славянских анклавов в инославянской среде. На территории России (южнорусские области, Кубань, Поволжье, Сибирь) существует значительное число украинских анклавов разных типов, сформированных в разное время под влиянием различных факторов. Сохраняющиеся в них традиции являются ценнейшим материалом для изучения восточнославянской традиционной культуры и славянского этногенеза. Однако их исследование носит хаотичный и отрывочный характер без учета специфики таких традиций, требующей специальных методов их изучения.

Основным объектом нашего исследования является традиционная культура Еланско-Терсинского украинского анклава на территории Самойловского р-на Саратовской обл. (девять украинских сел численностью около 12 тыс. чел.), полевое обследование которой было начато в 2012-2013 гг. этнолингвистической экспедицией Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ. Центром данного анклава является с. Самойловка (бывшая слобода Три Острова Балашовского у. Саратовской губ.). Его формирование происходило с начала XVIII в. несколькими миграционными волнами с разных территорий Восточной Украины (в том числе с территории Слободской Украины). Жители данного анклава сохраняют локальную идентичность

(самоназвание "хохлы") и местный диалект (так называемый хохлячий язык). К механизмам, позволяющим сохранять локальную идентичность, относится поддержание в коллективной памяти поведенческих норм, вещевого кода, этических особенностей, противопоставляющих "хохлов" "москалям". В число таких маркированных элементов могут входить как действительно существовавшие реалии, в частности обычай носить кожаную обувь ("лапти только москали носили, хохлы лаптей не носили, а носили черевики"), так и декларируемые, но не соблюдаемые нормы (например, некоторые информанты отрицают факт исполнения украинцами частушек, считая их "москальским" жанром, хотя в действительности поют частушки во время застолий).

Основная проблема, с которой сталкивается любой исследователь анклавной культуры, - слабая разработанность методов описания и анализа подобных традиций и отсутствие внятных теоретических положений, объясняющих специфику развития островной среды, процессы вымывания, слияния или наращивания тех или иных элементов (мифологических представлений, обрядовых действий, ритуальных предметов, терминологии). Из-за слабой изученности этой проблемы можно лишь предполагать, что наряду с универсальными факторами, воздействующими на любую традицию, в анклавной культурной среде действуют некоторые особые, характерные только для переселенческих традиций факторы, определяющие процессы дивергенции и конвергенции. Одни из универсальных факторов достаточно понятны и очевидны. Это, прежде всего, влияние общих норм массовой культуры, средств массовой информации, моды (например, изменение структуры свадебного обряда под влиянием городской моды); коммерциализация обрядов (например, изменение структуры похоронного обряда под влиянием возникновения похоронных бюро, моргов и пр.). Другие столь же очевидны, но требуют более глубокого объяснения, как, например, общая перестройка мифологической системы, наблюдаемая за последнюю половину столетия во всех традициях: редукция и исчезновение из актуальных верований ряда второстепенных персонажей, уменьшение мотивов и сюжетов, приписываемых персонажам, остающимся в верованиях (например, в связи с уменьшением тенденции держать коров на частных подворьях ослабевает сюжет "ведьма в виде животного выдаивает молоко у чужой коровы"); заметное увеличение представлений о магическом вредоносном воздействии на конкретного человека (о сглазе, порче, проклятии, привораживании).

Что касается специфических процессов, характерных именно для анклавных традиций, с их выявлением и описанием дело обстоит гораздо труднее, поскольку не разработаны методы, способные эксплицировать подобные факторы и, главное, отличить их от универсальных тенденций в изменении любых традиций. Например, в современных актуальных верованиях Самойловских украинцев совершенно отсутствуют представления о русалках, как и понятие "русальной недели" (Троицкой недели) как особого календарного времени пребывания русалок на земле. Из этнографических источников середины XIX в., содержащих достаточно краткие сведения о местной мифологии, мы знаем, что образ русалки был известен в изучаемом регионе. Кроме того, р

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком