научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ В АТТИЧЕСКИХ ДЕМАХ В V-IV ВВ. ДО Н.Э История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ В АТТИЧЕСКИХ ДЕМАХ В V-IV ВВ. ДО Н.Э»



© 2015 г. Вестник древней истории

2015, № 1, 94-108

В. С. Ленская

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ В АТТИЧЕСКИХ ДЕМАХ в У-ГУ вв. до н.э.

В статье рассматриваются вопросы организации культовой практики в демах Аттики, прежде всего, вопрос о финансировании культов, а также деятельность должностных лиц, связанных с организацией культов в демах.

Ключевые слова: древняя Греция, Аттика, демы, религия, культ, жречество.

Наша статья посвящена рассмотрению некоторых проблем организации религиозной жизни в аттических демах. Демы в Аттике как рядовые сельские поселения существовали с древнейших времен и, как известно, после реформы Клисфена превратились в мелкие административные единицы полиса. С древнейших же времен в демах формировались локальные культы: Фукидид пишет, что, оставляя свои дома во время эвакуации 431 г. до н.э., афиняне «с грустью покидали домашние очаги и святыни, которые всегда привыкли почитать еще со времен древних порядков как наследие предков» (Thuc. II. 16. 2). Необходимо отметить, что, по наблюдению Д. Уайтхеда, многие культы демов по происхождению являлись доклисфеновскими, и, таким образом, важной частью организации культовой деятельности в демах после Клисфена было постепенное установление контроля над ними администрации дема1. Прежде всего это касалось, конечно, финансовой сферы.

В бюджете полиса расходы на культовые нужды составляли значительную часть. Древние придавали большое значение этим расходам: так, согласно Гипподамово-му идеальному плану, треть государственной территории предполагалось сделать священной, т.е. такой, «с доходов которой должен отправляться установленный государственный культ» (Arist. Pol. 1267b. 35). Аристотель пишет, что пятой по счету и первой по значению задачей государства должно являться попечение о религиозном культе (Pol. 1328b. 10); в проекте идеального государства он отводит на служение богам четверть государственной территории (Arist. Pol. 1330a. 10). Столь же важное внимание расходам на культ уделялось в крупных афинских объединениях - в родах, фратриях, демах, а также в частных религиозных сообществах. Каждому из этих объединений соответствовал свой «тип» культа, о чем необходимо сказать несколько слов, прежде чем мы приступим к рассмотрению культовой практики демов.

Ленская Валерия Серговна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

1 Whitehead 1986, 177-178.

«Гентильные» культы - культы, отправление которых традиционно было закреплено за тем или иным родом и которые начиная с классической эпохи оставались «локальными», собирая небольшую аудиторию почитателей или даже являясь «закрытыми» культами, участие в которых разрешалось только членам рода (такой «закрытый» культ практиковали Гефиреи, воздвигшие в Афинах «святилища, к которым остальные афиняне не имеют никакого отношения» - Herod. V. 61). К примеру, Бузиги контролировали культ Зевса Палладия, Ликомиды - культ двух богинь во Флие и, возможно, культ Аполлона Дафнефора, Аминандриды - культ Кекропса, Кинниды - культ Аполлона Киннийского2. Финансирование «гентиль-ных» культов осуществлялось самим yévog. Гентильное жречество (Plato. Leg. 759a: náTpiai Leprnaúvai; Arist. Ath. Pol. 21. 6: Leprnaúvai ката та náTpia) было древнейшим в Афинах, «гентильные» жрецы выбирались внутри знатного рода жребием и исполняли свои обязанности пожизненно3. До середины V в. до н.э. все жречество в Афинах было «гентильным», т.е. быть жрецами могли только геннеты; в середине 40-х годов появляются жрецы, избранные из числа всех афинян, однако геннеты продолжают контролировать древние культы, и число «гентильных жрецов» на первых порах было неизмеримо выше числа жрецов «демократических». В классическую эпоху некоторые культы, ранее принадлежавшие родам, приобрели государственное значение и, таким образом, потеряли свой чисто «гентильный» характер (например, Элевсинские мистерии, культ Афины Полиады или Осхофо-рии4). Такие культы мы бы условно отнесли к категории «смешанных» культов (частью они были гентильными, частью - полисными): жреческие должности и частичное финансирование оставались в руках рода, однако государство разными путями контролировало такие культы - например, поставляя часть жертв и избирая должностных лиц, участвовавших в подготовке праздников (как правило, это были иеропеи).

Другим типом культа в Афинах являлись так называемые «полисные» культы. Единого критерия для определения «полисного» культа нет, и, хотя исследователи часто используют этот термин, четкое определение данного типа культа отсутствует. Впервые общее понятие попытался дать Р. Шлайфер, определяя полисный культ как «культ столь важный, что государство считало себя обязанным установить над ним контроль, с тем, чтобы ритуалы соблюдались надлежащим образом»5. Как видим, какие-либо точные критерии в этой формулировке отсутствуют, и проблема определения критериев в данном вопросе не решена до сих пор. Мы полагаем, это может быть вызвано тем, что нередко в культах смешивались элементы как родовые (например, жреческий персонал кооптировался из определенного рода), так и государственные (государственное финансирование, магистраты-наблюдатели и т.д.); поэтому все попытки дать какое-либо точное определение вызывают вопросы. Так, Д. Фивер считает «полисными» те культы, чьи жрецы избирались из среды всех афинских граждан и гражданок6; действительно, этот критерий -пожалуй, самый точный показатель полисного культа, но является ли он решающим? Ведь как мы только что видели, некоторые важные культы, попав под контроль государства, оставили за собой выбор жреческого персонала. По мнению С. Ламберта, главным критерием является государственное финансирование: такой

2 Töpffer 1889, 137, 208-225; Parker 1996, 285, 304, 305.

3 Töpffer 1889, 2-4; Feaver 1957, 128; Garland 1990, 77; Parker 1997, 57; Blok, Lambert 2009, 95-99; Lambert 2010, 149-153.

4 Об Осхофориях и роде Саламиниев см. подробнее Ленская 20136.

5 Schlaifer 1943, 41.

6 Feaver 1957, 145.

культ назывался ôn^oteX^ç7, и это означало, что культ был включен в городской «календарь жертвоприношений», установленный еще Солоном (Plut. Sol. 25. 2: xÙQPeiç... èv olç Lepa xal Quaiai, лерьехоутаь) и в конце V в. до н.э. частично преобразованный Никомахом (Lys. XXX. 17-25)8. Н. Папазаргадас объединяет эти точки зрения, полагая, что главными являются «административные и финансовые критерии», когда те или иные аспекты культа регулируются полисными структурами - Советом, Собранием, магистратами, а указателями «полисного» типа культа можно считать полисные декреты и законы, финансовые счета, инвентари9. Т. Линдерс предлагает считать культ «полисным», если вопросы, касавшиеся культа, решались Советом и собранием, если религиозные церемонии были организованы и проводились государственными магистратами и культ имел важное значение для всего афинского народа10. Рассматривая эти определения, можно заметить, что в них подчеркивается роль государства, однако не учитывается в достаточной мере вопрос о взаимодействии государства с родами и родовым жречеством, которое нередко, как мы уже заметили выше, принимало участие в отправлении многих государственно контролируемых культов. Если, скажем, культ Асклепия, который появился в конце V в. до н.э., полностью соответствует всем вышеизложенным определениям и очевидно попадает в категорию «полисного» культа (жрецы избирались ежегодно, финансирование по большей части поступало от государства, все важные вопросы решались Советом и Собранием), то Элевсинс-кие мистерии, культ Афины Полиады и Осхофории являлись «полисными» лишь частично, поскольку оставались в руках гентильного жречества и частично им же финансировались. Поэтому, по нашему мнению, определение «полисный» культ является в большой степени условным, и, говоря о таких культах, каждый раз необходимо упоминать, существовали ли элементы смешения компетенции полиса и рода. Среди должностных лиц, связанных с полисными культовыми финансами, нужно назвать архонта-басилевса, эпимелетов (èm^eXnTai), казначеев (тац(т) и иеропеев (Leponoioí), назначаемых полисом.

Оргеоны - религиозные сообщества, первоначально бывшие такими же официальными корпорациями афинских граждан, как другие гентильные и административные подразделения (роды и демы), постепенно превратились в общества частного характера11, кооперировавшиеся, в основном, вокруг героев или иноземных божеств12. Они имели право на владение имуществом и на отправление своего культа независимо от государства и других сообществ.

Наконец, фратрии (центральный храм Зевса Фратора и Афины Фратрии располагался на агоре, рядом с храмом Аполлона Отчего - см. Poll. I. 24 о Qeoí фQáтQЮL; Plato. Euthyd. 302d о Zeùç фQáтQюç, ÀQnvaia фратрьа и AnóXXrnv naxprnoc;) были старинными религиозными объединениями афинян, однако к V в. до н.э. членство во фратриях становится довольно формальным. С. Ламберт, исследователь аттических фратрий, полагает, что религиозная деятельность «подразделений» фратрий - родов, оргеонов, фиасов и некоторых других - была гораздо более активной, чем деятельность самих фратрий13. На Апатуриях отец (если он был полноправным гражданином) вводил своих сыновей во фратрию и давал пир чле-

7 Lambert 2010, 145.

8 Oliver 1935, 5-32.

9 Papazargadas 2011, 17.

10 Linders 2005, 14.

11 Фролов, Никитюк, Петров, Шарнина 2002, 213.

12 Ferguson 1944, 73-121.

13 Lambert 1993, 59-94, 233-234.

нам своей фратрии (Suda. s.v. Алатоирьа, s.v. ф^торед); во фратрии же афиняне справляли свадьбы (Dem. LVII. 68; Isaios. III. 80 etc.). Казна фратрии пополнялась различными способами и, в первую очередь, пожертвованиями членов фратрии; кроме того, фратрии имели земельную собственность, которую они могли сдавать в аренду14.

Перейдем к рассмотрению культов аттических демов15. Поскольку демы являлись территориально-административными подразделениями полиса, мы не можем полностью отделять культы демов от полисных культов: разница заключалась в том, что местные культы локализовались в отдельных районах, объединяли вокруг себя очень огранич

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком