научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАСЛЕДИИ СТЕФАНА ЧАРНОВСКОГО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАСЛЕДИИ СТЕФАНА ЧАРНОВСКОГО»

Славяноведение, № 4

© 2015 г. А.Г. ВАСИЛЬЕВ

ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАСЛЕДИИ СТЕФАНА ЧАРНОВСКОГО

В статье анализируется вклад польского социолога и историка культуры Стефана Чарновского в развитие memory studies, в изучение роли культурной памяти в формировании национальной идентичности. Чарновский также рассматривал актуальные для современной гуманитарной науки проблемы соотношения истории и памяти, исторической политики, трансмиссии культурных образов и ценностей.

The article considers the contribution of the Polish sociologist and historian of culture Stefan Czarnowski to the development of the memory studies, exploration of the role of cultural memory and formation of national identity. Czarnowski had also studied problems relevant for the humanities, such as the correlation between history and memory, the politics of memory, transmission of cultural images and values.

Ключевые слова: С. Чарновский, социология культуры, национальная идентичность, формирование наций, методология истории.

Даже хорошо подготовленному гуманитарию за пределами Польши имя Стефана Чарновского говорит немного1. Он был выдающимся польским ученым межвоенного периода, одним из создателей и классиков польской социологии, автором оригинальной концепции исторической социологии культуры. Благодаря его усилиям Варшавский университет стал вторым после Познаньского высшим учебным заведением в Польше, выпускавший социологов. Единственный представитель школы Дюркгейма, не француз по национальной принадлежности, в

Васильев Алексей Григорьевич - канд. ист. наук, доцент РГГУ.

1 Стефан Чарновский родился в местечке Крочев в восточной части Польши, тогда входившей в состав Российской империи, 1 сентября 1879 г. С 1898 по 1902 г. учился в Лейпциге и Берлине. В 1902 г. за деятельность в польских организациях был выслан из Германии и переехал в Париж. Изучал социологию в Сорбонне и Коллеж де Франс. В 1911 г. окончил Высшую школу практических исследований. В 1912 г. вернулся в Польшу и начал журналистскую и общественную деятельность в Варшаве, издавал «Polski tygodnik». В 1914 г. уклонился от призыва в российскую армию и в 1915 г. вступил в польские легионы. В 1916 г. был арестован немецкими властями. До 1923 г. оставался на службе в польской армии, преподавал, готовил офицеров. В 1919 г. в Париже на французском языке вышла его работа, завершенная еще в 1911 г. - «Культ героев и его социальные основания. Святой Патрик - национальный герой Ирландии». Предисловие к ней написал учитель Чарновско-го, один из ведущих представителей школы Дюркгейма, А. Юбер. Эта работа сделала Чарновского известным в мировой науке в первую очередь в качестве специалиста по истории религии. После окончания военной службы Чарновский преподавал в различных учебных заведениях. В 1925 г. получил научную степень (Dr. Hab.) по истории религии в Варшавском университете и с 1926 г. стал его штатным сотрудником. В 1929 г. избран членом-корреспондентом Польской академии (Polskiej Akademii Umi^tnosci), с 1931 г. - действительный член Варшавского научного общества. В 1930 г. получил кафедру истории культуры и должность внештатного профессора Варшавского университета, с 1934 г. Чарновский - профессор социологии и истории культуры Варшавского университета, его кафедра стала кафедрой социологии и истории культуры, первым социологическим подразделением Варшавского университета. Скончался в Варшаве 29 декабря 1937 г. Наиболее полный очерк жизни и деятельности Чарновского был написан его ученицей Н. Ассородобрай [1].

1924 г. Ст. Чарновский вошел в число основателей Французского института социологии (Institut Français de Sociologie), созданного Марселем Моссом в Сорбонне. В 1928 г. Практическая школа высших исследований (École Pratique des Hautes Études) в Париже пригласила его, своего бывшего выпускника, выступить там с циклом лекций. Неоднократно он представлял польскую науку на крупнейших международных исторических и религиоведческих форумах.

Методологически ученый сочетал основные положения теории Э. Дюркгейма с марксизмом (увлечение, которое все более усиливалось со временем), создав интересный синтез этих подходов. Собрание сочинений Чарновского вышло в Польше только в 1956 г. Именно в IV томе впервые была опубликована на польском языке книга «Культ героев и его социальные основания. Св. Патрик - национальный герой Ирландии» [2], принесшая автору мировую известность после парижской публикации 1919 г. 100-летие Чарновского вызвало некоторое оживление интереса к нему в конце 1970-х - начале 1980-х годов. В 1989 г. в Польше вышла первая монография о Чарновском [3]. И только в последние годы в Польше формируется устойчивый интерес к наследию ученого.

Социологический проект Чарновского был в двух отношениях близок теории Макса Вебера (при всем коренном различии методологий французской социологической школы и немецкой «понимающей социологии»). Во-первых, как и немецкий ученый, он не мыслил социологию отдельно от истории и признавал только историческую социологию подлинно научной. В основе его подхода лежало положение о том, что исторические факты следует сравнивать и типоло-гизировать, а не рассматривать как уникальные и неповторимые2. Во-вторых, в центре его внимания также находилась культура, что позволяет сегодня признать Чарновского, наравне с автором «Протестантской этики», классиком культурологической мысли. Изучение культуры должно, по его мнению, основываться на понимании системы ценностей, характерной для изучаемого сообщества. В этом он тоже очень близок к «понимающей социологии». Последняя, изданная посмертно книга Чарновского, которую он писал с 1932 г. и публиковал отдельными очерками, называлась «Культура» и содержала в себе анализ наиболее важных культурологических проблем [4].

«Поворот к Чарновскому», думается, отнюдь не случаен в современной польской гуманитаристике. Очевидно, что только современный научный контекст сделал возможным адекватное прочтение его трудов и понимание значения его деятельности. Именно cultural turn 1980-х годов, охвативший своим влиянием и социологию, «культурологизация» современной социологии, появление new cultural history, развитие cultural studies создали новую ситуацию восприятия идей Чарновского. Кроме того, и это для нас особенно важно, взглянуть на него в новой перспективе memory studies, изучения коллективной/культурной/социальной памяти. С этой точки зрения Чарновский предстает перед нами как один из главных создателей данной области знания в Польше и один из мировых классиков дисциплины наравне с М. Хальбваксом и А. Варбургом. Чрезвычайно актуальны сегодня его идеи, касающиеся проблем формирования национальной идентичности и роли в этом процессе коммеровативных практик, связанных с образами национальных героев, анализ функционирования прошлого в современности, изучение автором строения и динамики культуры, проблем межкультурного взаимодействия. Мы ставим перед собой задачу рассмотрения ключевых идей Чарновского, касающихся memory studies, как в контексте школы Дюркгейма, к которой он принадлежал, так и в современной перспективе.

Говоря о вкладе Чарновского в развитие memory studies, следует остановиться в первую очередь на его книге о св. Патрике, которую мы уже упоминали выше, и некоторых статьях, особое место среди которых, по моему мнению, занимают

2 [4] (цит. по [5. S. 89]).

две поздние работы автора: «Прошлое и настоящее в культуре» [5] и «Возникновение и социальные функции истории» [6]. Если книга носит характер case study, где в ходе исследования конкретно-исторического материала формулируются (более или менее эксплицитно) теоретические положения, то статьи имеют общетеоретический характер. Ученый работал над проблемами коллективной памяти параллельно с Э. Дюркгеймом. Исследование культа св. Патрика было завершено за год до выхода в свет «Элементарных форм религиозной жизни», и лишь вопрос с публикацией исследования растянулся на несколько лет, до 1919 г. Поэтому можно сказать, что Чарновский шел вполне самостоятельным путем, опираясь на общеметодологические положения школы Дюркгейма. Через шесть лет, в 1925 г., вышла книга М. Хальбвакса «Социальные рамки памяти». В ней «парадигма памяти» впервые была отчетливо артикулирована, и стал очевиден вклад в ее формирование предшественников Хальбвакса - Дюркгейма и Чарнов-ского. Введенное Хальбваксом понятие «коллективной памяти» обозначило предмет их исследовательских интересов.

В основе исследований Чарновского лежат главные положения Дюркгейма о том, что общество представляет собой надындивидуальное моральное единство, о том, что скрепляют это единство коллективные представления, которые, в свою очередь, воплощаются в конкретных образах (персонажах). Они должны стать воплощением общества и как таковые подлежат сакрализации, вокруг них складываются регулярно повторяющиеся коммеморативные ритуалы, одновременно и поддерживающие коллективную солидарность, и черпающие свою священную мощь из морального единства общества. В этом отношении подходы к анализу культа христианского святого у Чарновского и тотемического культа у Дюркгей-ма принципиально не отличаются. Особенность подхода польского автора заключается в том, что Чарновский выбирал для исследования не племенные общности, а нации, а, точнее, их историко-культурные истоки. Его интересовала роль национальных героев как образов коллективной памяти в формировании национальной идентичности. Чарновский исследовал сущность этих образов, социальный механизм их формирования и распространения, причины, по которым герои прошлого играют важную роль в жизни современных наций. Здесь Чарновский практически попадает в самую гущу современных дискуссий о «воображаемой», «изобретенной», «сконструированной» нации и ее природе. Он не отрицал бытующей сегодня трактовки нации как конструкта, присущего Новому времени и обязанного своим существованием интеллектуальным и политическим элитам (хотя он вряд ли бы встал сегодня на сторону радикального конструктивизма). Его позиция, если рассматривать ее с точки зрения современной

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком