научная статья по теме «ПРОБУДИВШИЕСЯ УТРОМ КИЕВЛЯНЕ БЫЛИ БУКВАЛЬНО ОШЕЛОМЛЕНЫ ИЗМЕНИВШИМСЯ ЗА ОДНУ НОЧЬ ВИДОМ ГОРОДА» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««ПРОБУДИВШИЕСЯ УТРОМ КИЕВЛЯНЕ БЫЛИ БУКВАЛЬНО ОШЕЛОМЛЕНЫ ИЗМЕНИВШИМСЯ ЗА ОДНУ НОЧЬ ВИДОМ ГОРОДА»»

«Пробудившиеся утром киевляне были буквально ошеломлены изменившимся за одну ночь видом города»

Воспоминания художника Н.А. Прахова. 1918-1919 гг.

Ключевые слова: изобразительное искусство, план монументальной пропаганды, профсоюз украинских художников, Государственная Третьяковская галерея, Н.А. Прахов.

Николай Адрианович Прахов (1873-1957) - известный художник и искусствовед, родился в семье историка искусства, археолога и талантливого педагога Адриана Викторовича Прахова (1846-1916), руководителя оформления интерьера Владимирского собора в Киеве, который пригласил для его росписи В.Васнецова, М.Врубеля, М.Нестерова и др. Неудивительно, что Николай продолжал традиции семьи, много путешествовавшей по Европе, собиравшей по вечерам лучших представителей киевской творческой интеллигенции, в том числе исповедовавшей революционные идеи. В круг его общения входили и русские эмигранты, обосновавшиеся на острове Капри, среди которых были А.В. Луначарский, М.Горький, А.М. Коллонтай и др.

После революции Николай Адрианович жил в Киеве, возглавлял Всеукраинский совет искусств, входил в редколлегию отдела искусств Госиздата Украины, стал одним из организаторов общества «Киевский художник», профессором Киевского художественного института. Был женат на художнице Анне Августовне Крюгер1.

В 1949 г. художник начал передавать свои документы в отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ. Ф. 220)2, а в 1953 г. - архив отца, Адриана Викторовича (Ф. 23)3. В 1989-1993 гг. некоторые материалы были приобретены у внука Николая Адриановича - В.Н. Прахова, а в 2003 г. у внучки - Е.Р. Герцевой. В настоящее время фонд Н.А. Прахова проходит инвентаризацию, пока в нем насчитывается около 700 ед. хр. Основной массив составляют воспоминания и очерки, написанные в 1938-1940, 1952-1957 гг. Они охватывают период с 1895 по 1920-е гг. В большинстве своем это автографы, написанные в тетрадях формата А4. В фонде имеются также биографические очерки, посвященные художникам, автобиографии Н.А. Прахова (19341939 гг.), переписка с Е.А. Праховой (сестрой). Часть воспоминаний Н.А. Прахова издана

"4 5

как в советский период4, так и в последние годы5.

Публикуемые воспоминания Н.А. Прахова повествуют о жизни творческой интеллигенции в Киеве - городе, очарованном революционной романтикой, более других ощутившем в первые послереволюционные годы многократную смену политических партий и направлений. На этом фоне зародились попытки конструктивного сотрудничества деятелей искусства с новой властью, в том числе по созданию нового революционного искусства. Еще до конца не понимая его сути, но четко осознавая, что уже есть спрос как зрителя, так и большевистской власти, деятели искусства для успешного контакта с ней стали объединяться в профессиональные творческие союзы. Процесс рождения одного из первых профсоюзов художников в Киеве и описывает Н.А. Прахов.

Мобилизация изобразительного искусства как важнейшего средства пропаганды революции и коммунистической идеологии обеспечила художников государственными заказами, послужив прямым стимулом к развитию советской художественной школы. Основу плана монументальной пропаганды6 составил проект украшения зданий революционными надписями. Наиболее значительными были росписи четырех корпусов красноармейских казарм бывшего Луцкого полка, построенных накануне Первой мировой войны на Лукьяновке в Киеве. В сжатые сроки на внутренних стенах помещений и

лестничных клеток появились сюжетные и орнаментальные композиции, исполненные клеевыми красками по штукатурке. Их инициатором стал народный комиссар по военным и морским делам Украины Н.И. Подвойский7 при поддержке народного комиссара просвещения В.П. Затонского8. В работе участвовало около 200 художников. Важно, что в воспоминаниях отражено участие в этом деле художников левого направления: модернистов, супрематистов. Авторы тематических композиций представили символико-аллегорические композиции, отражающие актуальные проблемы защиты революции, союза рабочего класса с крестьянством, интернационального единения трудящихся и т.д. Впоследствии созданные киевскими художниками росписи, как и другие произведения пропаганды, были варварски уничтожены войсками А.И. Деникина.

Воспоминания написаны автором спустя два десятилетия после упоминаемых событий, что обусловило некоторые отступления в последовательности их изложения. Документ публикуется впервые, сохранены стилистические особенности текста.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии Т. Ю. КРАСОВИЦКОЙ и Ю. С. ФИЛИНОЙ.

1 Крюгер-Прахова Анна Августовна (18761962) - художник, участвовала в декорировании Владимирского собора. В 1913 г. открыла вместе с А.А. Мурашко художественную школу, в 1912- 1920 гг. преподавала в Киевском художественном училище, в 1924-1933 гг. - в художественно-индустриальной студии Праховых, в 19451946 гг. - Киевском декоративно-прикладном училище.

2 См.: Путеводитель по рукописным фондам Государственной Третьяковской галереи. М., 2005. С. 212.

3 Там же. С. 129-130.

4 Прахов Н.А. Страницы прошлого. Киев, 1958.

5 Прахов Н.А. Арест Анатолия Васильевича Луначарского берлинской полицией // Россия. ХХ век: Электронный альманах. 2014: http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/insid e/almanah-intro/ 1026407; Он же. «Приходилось... делать вид, что ничего не знаю»: Воспоминания Н.А. Прахова о партийной школе на Капри // Там же.

6 В начале 1918 г. В.И. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды - план художественного оформления советских городов. Его главной идеей являлось широкое распространение коммунистических идей средствами изобразительного искусства и поэзии. С помощью лозунгов и надписей предполагалось довести до широких народных масс коренные принципы марксизма, цели и задачи революции.

(Темирбаев К.М., Украинцев В.В. Очерки истории советской культуры: Пособие для учителей. М., 1980. С. 38-40.)

7 Подвойский Николай Ильич (1880- 1948) - советский партийный и государственный деятель. Член РСДРП с 1901 г., большевик. После Февральской революции член Петроградского комитета (ПК) РСДРП(б), возглавлял Военную организацию при ЦК и ПК РСДРП(б). В Октябрьские дни член Петроградского ВРК. После Октябрьской революции член Комитета по военным и морским делам, командующий Петроградским военным округом. В январе 1918 г. - сентябре 1919 г. народный комиссар по военным и морским делам Украины.

8 Затонский Владимир Петрович (18781938) - украинский и советский партийный и государственный деятель, академик АН УССР (1929 г.). Член РСДРП(б) с 1917 г. Один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Киеве, член ревкома. В декабре 1917 г. избран в правительство Украинской народной республики, возглавил Секретариат (Наркомат) просвещения. С марта 1918 г. председатель ЦИК Украины. Член Оргбюро по созыву I съезда КП(б)У, избран в ЦК. В 1919-1920 гг. член РВС 12, 13, 14-й армий и РВС Южного фронта, член Всеукраинского ревкома. В 1922-1924 и 1933-1938 гг. нарком просвещения УССР. В 1924-1925 гг. на военной работе. В 1925-1927 гг. секретарь ЦК КП(б)У. В 1927-1933 гг. председатель ЦКК КП(б)У и нарком РКИ УССР.

Воспоминания художника Н.А. Прахова «Организация первого профсоюза художников в Киеве» в 1918-1919 гг.1

1940 г.

Октябрьская революция, так же как и Февральская, застала меня на заработках в Петрограде. Небольшая артель кустарей Сафонова из Палеха и Мстеры2 - превосходных мастеров-орнаменталистов, сызмальства приставленных к этому делу, как они мне сказали, расписывала сочиненными мною орнаментами, под моим общим руководством, небольшую церковь домовую в здании Государственного дворянского и крестьянского земельного банка № 12-14 на Адмиралтейской набережной. Оба дома для удобства деловых сообщений были соединены на третьем этаже закрытым со всех сторон висящим в воздухе коридором, так называемым петербуржцами «мостом вздохов». Переходя по нему, вздыхали крестьяне, не получившие просимой ссуды на обсеменение полей, и дворяне, получившие отказ в отсрочке платежей за предназначенное к продаже с молотка родовое их имение. Мои сотрудники были простые, хорошие люди, прекрасно знающие не только свое ремесло, но и стиль русских орнаментов различных эпох.

В основу своих композиций я взял орнамент эпохи царя Алексея Михайловича, по ритму и формам отдельных, имеющих некоторое сходство с персидским. Археологической точности от меня никто не требовал, оттолкнувшись от данного, некогда существовавшего, сочинял свое собственное. Случалось, что второпях «назатыку» -элемент из орнамента времени Михаила Федоровича, что сейчас же замечал добрейший Иван Геннадиевич Соколов, деликатно говоривший: «А вот в этом цветке, Николай Адрианович, вы как будто взяли из псалтыри царя Михаила Федоровича, а вся ваша композиция от времени Алексея Михайловича». Приходилось сознаться в своем грехе и тут же, на месте преступления, исправлять эскиз или шаблон.

Буря Октябрьской революции застала нас за таким мирным занятием.

Как только понемногу стало восстанавливаться железнодорожное движение, мои сотрудники, уже к тому времени закончившие всю живописную отделку церкви, собрались к себе на родину. Распростились и уехали, а я еще остался присмотреть за окончанием разных дверей, ведущих из банка в церковный притвор, - просторную почти квадратную комнату, в которой благодаря ее служебному, а не церковному назначению дал полную волю своей фантазии. Над деревянной скамьей обеих стен шел орнамент, изображающий две стихии, - воду и воздух. В воде, как полагается, переплетались с волнами и водорослями, сотворенные мною различные рыбы, на берегу росли орнаментальные цветы, не встречаемые ни в одном ботаническом атласе, а в воздухе летали различные нарядные птицы. Витые колонны, украшенные внизу орнаментами, составляли архитектурное оформление стен, связывая их с полусводчатым потолком.

На улицах по временам подымалась еще стрельба, но Зимний дворец был взят, восстание юнкеров ликвидировано, и советская власть укрепилась прочно. Однажды неожиданно пришел ко мне в мастерскую, помещавшуюся рядом с расписывае

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком