научная статья по теме Происхождение обряда татуировки у позднесредневековых племен Якутии Биология

Текст научной статьи на тему «Происхождение обряда татуировки у позднесредневековых племен Якутии»

DOI: 10.12731/wsd-2014-11.12-3 УДК 392.9

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБРЯДА ТАТУИРОВКИ У ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ ПЛЕМЕН ЯКУТИИ

Николаев н.А.

Обряд татуировки присутствовал у разных средневековых племен Якутии. Происхождение этого культурного элемента остается до сих пор не изученной. Татуировка имела многофункциональное назначение. Каждая татуировка носила определенную информацию и смысл рассказывающую о своем носителе. Она также применялась в лечебно-профилактических целях. Кроме того, обряд имеет различия в нанесении татуировки. Они бывают сложные и простые. Присутствие обряда татуировки у племен Северо-Востока Азии, говорит о сохранившемся архаизме древности. Она продолжала присутствовать до начала XX в. Учитывая все особенности этого культурного элемента, становится возможным изучение происхождения их носителей.

Целью исследования является изучение происхождения обряда нанесения татуировок у племен позднего средневековья Якутии.

Территориальный охват занимает всю Сибирь и часть Северо-Востока Азии. В работе привлечены неопубликованные результаты полевых исследований автора и экспе-

диции СНК «Культурная Антропология». В ходе изучения нам удалось проследить детали, которые ранее оставались неизвестны науке. Эти новые сведения позволили нам выяснить происхождение этого обряда у различных племен Якутии. В ходе исследования нам также удалось выделить различия в способе нанесения и применения татуировок.

В ходе проведенного нами исследования мы приходим к выводу, что происхождение этого обряда у племен Якутии носит не односторонний характер, видимо многосторонний характер. Так, тунгусы жившие по обширному пространству Северо-Востока Азии переняли обряд одновременно у кетоязычных и палеоазиатских племен. В свою очередь от тунгусов обряд был заимствован туматами. Эти этнические процессы вызвали появление смешанных родов и племен, при известном преобладании якутского этнического компонента, которых в последующем стали называть «ток биистэр» («северные племена»). Согласно преданиям воины Тыгына Дархана носили татуировки, которую можно объяснить как элемент, перенятый у тюрков, в частности енисейских кыргызов.

ключевые слова: племена с шитыми лицами, эвенки, обряд нанесения татуировки, якуты, тунгусы, кыргыз, палеоазиаты, чукчи, эскимосы, дьирикинэй, туматы, саха.

THE ORIGIN OF THE RITUAL TATTOOS IN MEDIEVAL TRIBES OF YAKUTIA

Nikolaev N.A.

Tattoo Rite was present at different medieval tribes of Yakutia. The origin of this cultural element is not yet known. The tattoo was of a multifunctional purpose. Each tattoo has a meaning and information explaining its medium.

It was also used in the treatment-and-prophylactic purposes. In addition the rite has the distinction of making tattoo.

They are complex and simple. The presence of the tribal tattoo rite in North-East Asia says about preserved ancient archaic.

It continued to be present until the beginning of the 20th century. Taking into account all the features of this cultural element it is getting possible to study the origin of their speakers.

The research aim is studying the origin of the tattoo drawing rite of late medieval Yakutia tribes.

Territorial coverage spans the entire Siberia and part of the North-East Asia. The unpublished results offield studies of an author and an expedition of the SSC «Cultural Anthropology» were involved. During the study we were able to trace the details that were previously unknown to science. These new data allowed us to find out the origin of this rite among the various tribes of Yakutia.

During our research work we have also been able to highlight the differences in the way of drawing and using of tattoos.

In the course of our research work origin of this rite among the tribes of Yakutia is not one-sided but seemingly it has the multilateral nature we come to the conclusion that the.

So the tunguses who lived over a wide area of North-East Asia adopted the ceremony at the same time keto's andpaleo-asiat s tribes.

In turn the tungus rite was borrowed by tumats.

These ethnic processes caused the emergence of mixed families and tribes, with a predominance of the Yakut ethnic component, which later became known as «ton biister» («the northern tribes»).

According to the legend warriors Tygyn's Darhan wore tattoos which can be explained as an element adopting the Turks in particular the Yenisey's kyrgyz.

Keywords: tribes with embroidered faces, evenks, rite of tattooing (drawing tattoo), yakuts, tungus, kyrgyz, paleoaziat tribes, chukchi, eskimos, d'irikinei, tumaty, saha.

Культурный элемент татуировок упоминается у разных племен Якутии. В фольклоре часто присутствует определение племена с шитыми лицами («тигиилэх сырайдар»). Вполне возможно, что эти племена могли принять участие в этногенезе якутов. Поскольку и в архивных источниках упоминаются сведения, что часть якутов наносила себе татуировки. Учитывая вышеперечисленное, изучение данного вопроса имеет важное значение при изучении этногенеза эвенков и якутов.

Отдельным вопросом является исследование этнонима. Рассмотренные источники и полевые материалы показывают, что обряд нанесения татуировок не носила в себе свойство отдельного этнического составляющегося, т.е. оно представляло некий культурный феномен.

Согласно фольклорным данным ареал расселения племен с шитыми лицами охватывает районы Вилюйской группы улусов (районов), а также часть Северной и Северо-Западной Якутии.

Ранее сведения об этих племенах были описаны в трудах путешественников и исследователей конца XVII и XVШ вв.[14] Более подробно этот феномен описывает Гмелин И.Г., в его сообщениях указывается о якутском юноше и девушке с причудливыми татуировками на лице. Как считает Алексеев А.Н. в картине Гме-лина, представлены северные якуты, предположительно жившие ниже Якутска по Лене[1, с. 52].

В древности среди ближайших районов обычай татуироваться присутствовал у скифов Саяно-Алтая [20, с. 32]. Материалы из скифских курганов показывают, что татуировки были сложными и стилизованными. После обычай по преемственности продолжал практиковать у енисейских кыргызов (таштыкцев), живших на Минусинской котловине. Подробные описания об этом обряде дают средневековые арабские и китайские источники [2, с. 351]; [12, с. 60]. Однако обряд в представлении археологических материалов отсутствует.

Метод нанесения татуировки у тунгусов подробно описал путешественник XVIII в. Я.И. Линденау [13, с. 11]. Оно было подкожным, а изображения на лице были не сложными, также указывается, что обряд применялся и в медицинских целях. Наносили определенные люди.

Описание указывает и на то, что тунгусская традиция имела параллели с обрядом татуировки у народов Северо-Восточной Азии, в частности у чукчей и эскимосов.

В начале XX в. Богораз В.Г. подробно описывает обряд татуировки у чукчей. Метод нанесения тоже был подкожным. Татуировки носили определенную информацию о своем носителе. У береговых чукчей, чем у оленных сородичей татуировки были

сложные. Богораз В.Г. объясняет, этот момент культурным влиянием эскимосов. Татуировки наносились также воинам чукчам [3, с. 177-180].

Есть версии, которые указывают, что обряд татуирования является результатом больше культурного влияния эскимосов [22, с. 56].

Традиционно у эскимосов татуировки были более сложными. У женщин и мужчин формы рисунков заметно отличаются. Кроме того у эскимосов татуировка применялась в лечебных целях [21, с. 154].

Обряд нанесения татуировки у эскимосов признается одним из сохранившихся архаических обрядов.

По мнению Гурвича И.С., население южной части Охотского моря, Курильских островов, о. Сахалин, о. Хоккайдо, северо-западного побережья Тихого океана, имели в неолите единую языковую и культурно-хозяйственную систему [8, с. 217]. В связи с этим необходимо отметить, что обряд нанесения татуировки видимо был единым явлением для жителей вышеупомянутых районов. На это указывает сохранившиеся традиции татуировки у айнов (после у японцев), ительменов, а также у племен континентальной зоны, как кеты, асаны, арины, котты, яринцы [6].

В своих исследованиях Н.В. Ермолова установила, что обычай татуировки практически отсутствует у восточных эвенков, а присутствует преимущественно у западных. Процесс формирования последних протекал под влиянием таштыкского компонента II в. до н.э. - V в. н.э., в результате оформившись в субстрат Западно-Сибирского культурного комплекса тунгусов [10, с. 117- 118].

Это теория дает сделать предположение, что обычай татуировки мог быть заимствован у населения Западного Сибири, в частности у древних кыргызов или же у их кыштымов. И потом по мере расселения тунгусов этого западного комплекса по Верхнему Енисею, Ангаре и западной Якутии стало присутствовать в этнической среде. Еще исследователи XVП-XVШ вв. указывали, на то, что обряд нанесения татуировки у тунгусов был перенят от кетоязычных асано-коттских племен [26, с. 170-171]. Предположительно западные эвенки проникают на территорию Якутии с запада по рекам Нижняя Тунгуска и Вилюй.

На северо-западе Восточной Сибири название мест как Ана-вари, Таймури и Катанга имеют чукотско-корякское происхождение [6, с. 16-17].

На западе Якутии по преданиям эвенков до них здесь обитали чангиты. На востоке прототунгусы встречают племена булэн и хугана. Хугана упоминаются параллельно с булэнами. А часть из них татуировала лбы [25, с. 131; 134]. Этноним булэн находит отражение в слове булэ и переводится как болото или болотная местность [15, с. 225]. По мнению некоторых исследователей в результате тесного контакта тунгусов с самодийцами появлялись смешанные этногруппы, такие как буляши, нюрумняли (нюр-багаты ?! - якут.) и ванядыры (майааты - якут.). Но на протяжении XVИ-XVШ вв. они полностью исчезли [15].

Предание о дотунгусских племенах еще записал Г.В. Ксено-фонтов. Первое племя имело на лице «простые швы», с которыми тунгусы поддерживали отношения. Другая имела сложные татуировки в виде «оленьих рогов», с которыми враждовали, а язык был у них не тунгусский.

Среди народов и племен Якутии практиковавших обряд

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком