научная статья по теме ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЮЖНОАМЕРИКАНСКИХ ИЕЗУИТОВ XVII-XVIII ВВ. КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ХОЗЯЙСТВА ИНДЕЙСКИХ НАРОДОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЮЖНОАМЕРИКАНСКИХ ИЕЗУИТОВ XVII-XVIII ВВ. КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ХОЗЯЙСТВА ИНДЕЙСКИХ НАРОДОВ»

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОГО СВЕТА

ЭО, 2015 г., № 1 © Н.В. Ракуц

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЮЖНОАМЕРИКАНСКИХ ИЕЗУИТОВ XVII-XVIII вв. КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНДЕЙСКИХ НАРОДОВ

Ключевые слова: иезуиты, индейцы, материальная культура, Оринокия, Чако

В статье рассматривается вопрос о ценности иезуитских источников для изучения традиционной материальной культуры индейцев Южной Америки. Следует отметить, что иезуитские документы, несмотря на их неполноту и часто бессистемность изложения, сохранили детальные описания многих элементов культуры различных народов. Это делает их незаменимыми как для изучения индейских культур XVII-XVIII вв., так и для реконструкций культуры доколумбова периода.

Иезуитские сочинения о Южной Америке, созданные в колониальный период на огромной территории от Патагонии до бассейна Ориноко, давно стали признанными источниками для изучения индейских культур, особенно в сферах религии, шаманских практик, социальной организации. Однако они содержат и богатейший материал для исследования традиционной этнографической темы культуры материальной (или, если угодно - культуры жизнеобеспечения). Миссионерам требовалось знать, что индейцы умеют делать, чем из их повседневных предметов и практик можно воспользоваться при организации тех же индейских поселений-редукций, которым в идеале предполагалось быть самообеспечивающимися, и т.д. Антропологу интересен и следующий важный момент, который отметил современный парагвайский ученый-иезуит Б. Ме-лья: элементы материальной культуры миссионерами признавались более нейтральными в сравнении с таковыми культуры духовной и потому могли быть представлены в описаниях более объективно (ЫвИа 1981). Добавим, что связи между этими двумя сферами культуры они чаще всего и не улавливали.

Ввиду обширности темы затронем только некоторые связанные с ней вопросы и специально рассмотрим лишь важнейшие, с нашей точки зрения, произведения иезуитов, работавших на Ориноко и в области Чако - двух "полюсах" их деятельности в Южной Америке. На русском языке до сих пор подробная статья была посвящена анализу труда только одного автора - Х. Гумильи (см.: Александренков 2002). Наш выбор обусловлен, прежде всего, доступностью тех или иных источников. Целью является рассмотрение вопроса о том, что именно дают нам эти сочинения для реконструкции

Николай Викторович Ракуц - к.и.н., старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН; е-таП: ychma@rambler.ru

традиционной (особенно доколумбовой) культуры жизнеобеспечения обитавших и обитающих в данных районах индейских народов. Ценность именно иезуитских источников - в отличие от более ранних произведений, созданных не нашедшими себе тогда достойных продолжателей авторами - представителями других орденов (францисканцев, доминиканцев, августинцев), такими как Лас Касас, Саагун и др., - как в огромном количестве накопленного материала, так и в том, что он собирался на протяжении почти 200 лет на большой территории. Еще один аспект: иезуиты собирали эти сведения в период, когда многие элементы традиционной культуры индейцев еще были живы; позднейшие же профессиональные этнографы многого уже не застали (исчезли как сами культурные элементы, так и - часто физически - их носители).

Из рассмотрения сознательно исключены вопросы, связанные с духовной культурой (в том числе и использование в культах и ритуалах конкретных предметов: посуды, украшений, напитков и т.д.), поскольку это, как и, например, вопросы социальной организации по письменным источникам - отдельные большие темы, рассмотреть же их в комплексе в одной статье невозможно. По той же причине здесь отсутствуют данные по истории иезуитских миссий и их культуры, так как эти вопросы уже затрагивались автором в предыдущих статьях (см.: Ракуц 2012 а, б, в; Ракуц 2013).

Среди антропологов довольно широко распространено мнение, что описания иезуитов (и других миссионеров) никогда не характеризуют какую-либо культуру в целом, а касаются лишь некоторых определенных тем. К тому же известно, что Общество Иисуса регламентировало не только жизнь своих членов, но так же и то, как, что и в какой форме они должны были писать, особенно если это касалось произведений, предназначенных для печати (Rosso, Cargnel 2012: 66).

Изложенное ниже в целом, как представляется, подтверждает такое мнение, хотя следует оговориться, что лучшие произведения иезуитов, и в первую очередь те, которые были созданы в Европе уже после их принудительной депортации из владений Испании и Португалии, содержат огромный корпус сведений, которые с полным правом можно назвать этнографическими, и они уже давно используются специалистами. Классический пример - многотомный "Handbook of South American Indians" 19461959 гг. Необходимо, однако, добавить, что со времени составления данного монументального труда в научный оборот введены многие не известные ранее источники, а также археологические данные (по территориям Венесуэлы и Колумбии), заставляющие пересмотреть некоторые устоявшиеся в науке представления о материальной культуре и хозяйстве индейских народов, но они в значительной степени до сих пор (вероятно, по причине ослабления интереса к данной сфере культуры в научных кругах) не оценены должным образом. Именно на них и хотелось бы в данной работе обратить внимание.

О некоторых сторонах материальной культуры индейцев писали уже первые в Америке иезуиты - португальские. Хотя их особо заботили совсем иные проблемы -психология индейцев, полигамия, отсутствие одежды и т.д., - однако, пусть и кратко, они сообщали о том, что собой представляли оружие, украшения, пища (особенно, конечно, в связи с ритуальной антропофагией), какие жилища были у тупинамба бразильского побережья (Cardim 1925: 164-169, 174, 179-191; Massimi 2003).

То же можно сказать о ежегодных отчетах, например, перуанских иезуитов конца XVI в., когда они развернули большую работу по организации так называемых "летучих" (кратковременных) миссий в пограничные районы. Каждый такой отчет включал доклады большой группы миссионеров, сведенные в единое целое одним составителем. Сам жанр не давал простора для подробных описаний индейских культур, да и цели такой не ставилось. Но все же авторы отмечали отдельные бросившиеся им в глаза местные особенности. Так, в одном из писем упоминались лодки-однодеревки жителей современной боливийской Амазонии, ношение ими серебряных вставок в нижних губах, умение обрабатывать землю, хорошее качество жилищ и домашней

утвари (посуды и др.). В другом отчете описывались маленькие (всего из пяти-шести, но больших, домов, в каждом жили более ста человек) селения индейцев-чиригуано. Отмечено, что они часто переносились с места на место, что в домах использовали гамаки ("сети"), в которых спали. Третий автор упомянул свайные жилища амазонских индейцев ("по причине большой влажности" в тех местах), четвертому показались интересными раскраски тела и т.д. (Egana 1974: 32, 35-36, 48, 69-70, 287, 427-428, 440, 729). Как видно из текстов, авторы отмечали лишь что-то примечательное, необычное, интересное. Но из-за самого характера "летучих миссий", когда приходилось за довольно короткий срок посещать индейцев на большой территории, иного быть и не могло. Ситуация стала меняться с началом процесса создания редукций - постоянных поселений.

Характерной чертой даже поздних произведений иезуитов об индейцах, как считается, является стремление к обобщению, т.е. представление индейца как чего-то единого, "индейца вообще", при этом авторы якобы мало обращали внимание на культурные различия между этносами (Goulard 2010: 198). Это мнение, надо заметить, справедливо лишь отчасти. Различия в индейских культурах миссионеры видели, но лишь иногда отмечали при сравнении, часто выделяя лишь наиболее важное, с их точки зрения. Характерным примером является письмо известного миссионера А. де Нейры о народах, которые и в современных работах не очень отличают друг от друга в культурном отношении - салива и ачагуа: "Салива - суть ачагуа по своим обычаям, одежде и церемониям, но по языку различны так же, как баски и кастильцы..." (Rivero 1883: 178). Именно эта тенденция - подчеркивать единство культуры этносов, например, бассейна Ориноко и различать их по языковому критерию - преобладала у работавших там иезуитов в XVII-XVIII вв. Они использовали термин "нация" для носителей конкретного языка, а термин "племя" - для групп, говоривших на конкретном диалекте (Gilij 1965, III: 313-314; Olza 1992: 433).

Авторов-иезуитов, в трудах которых мы находим описания индейских культур, можно условно разделить на три группы. Первая - официальные хронисты, писавшие большие истории деяний иезуитов, и авторы более кратких официальных докладов и сообщений, использовавшие материалы, предоставленные им миссионерами, путешественниками и т.д. В подавляющем большинстве эти работы написаны в стенах колледжей (учебных заведений) людьми, личного опыта общения с индейцами не имевшими. К ним примыкают авторы историй отдельных групп миссий, имевшие, однако, и собственный миссионерский опыт. Вторая - собственно миссионеры, работавшие в контакте с различными индейскими группами и писавшие отчеты на основе личных впечатлений. В третью группу можно включить тех, кто писал свои, часто монументальные, труды уже в Европе, после изгнания иезуитов из колоний. Эти авторы, в большинстве своем тоже в прошлом миссионеры, творили уже в иной, более спокойной обстановке, имели возможность пополнить знания, что-то пересмотреть, переоценить и т.д., и сам характер их писаний другой - это, скорее, мемуары о прежней работе, более подробные и детальные, чем сочинения их предшественников, написанные часто "на ходу".

Как отмечалось выше, иезуитские сочинения всех трех групп широко используются в антропологических исследованиях, касающихся традиционных культур. Это, однако, требует большой осторожности, поскольку иезуиты описывали, естественно, современные им индейские культуры, и что в них к тому времени осталось "традиционного" (а тем более "доколумбова") - в каждом случае пр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком