научная статья по теме ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖАНРА «ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ» В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ РОССИИ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖАНРА «ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ» В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ РОССИИ»

Искусствоведение

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

и архитектура

Дзя Сяолу, аспирант кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена

произведения жанра «цветы и птицы» в художественных

музеях россии

В статье анализируются основные формы представления различных живописных произведений традиционной китайской живописи жанра «цветы и птицы» в Музеях Российской Федерации и Украины.

Проблемы состава музейных коллекций и интереса к тем или иным собраниями национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства можно признать одним из важных направлений современных музеологических исследований. Подобный интерес - признак увеличивающейся дифференциации музеологического знания, связанного, с одной стороны, с появлением значительного спектра тем1, а, с другой стороны - с выделением областей теоретических исследований и исследований музеографического характера 2.

К музеографическим проблемам относится проблема анализа собраний произведений жанра «цветы и птицы» в музеях мира.

Жанр флоры и фауны в китайской живописной традиции носит название жанр «цветы и птицы» (жанр хуа-няо . В истории китайской живописи работы по изображению

флоры и фауны появились позже, чем мастерство рисования людей. Выделившись в самостоятельный жанр в начале X в. в последующие века, он активно развивался и совершенствовался. В сунской академической живописи и придворных живописных кругах вскоре началось разделение жанра «цветы и птицы». Стали выделяться разнообразные тематические разновидности и группы, которые стали изображать определенные растения и цветы, отдельных представителей животного мира или фрагменты окружающего мира: цветы и бабочки, цветы и разные насекомые, птицы, болотные птицы, креветки и рыбы. Жанр «цветы и птицы» стал наряду с пейзажем играть огромную роль в творчестве китайских живописных мастеров. Стоит отметить, что в Китае не существовало натюрморта в обычном европейском его понимании, так как в понимании китайцев неподвижные предметы мертвы без динамики движения жизни и времени.

Для этого жанра характерны темы растений, цветов, птиц, рыб, насекомых, мелкой живности, которые изображаются как фрагменты природы визуально приближённые к зрителю. Современная живопись жанра «цветы и птицы» включает изображения мелких зверьков - белок, кошек, мышей; предметы быта - кисти, тушечницы, корзины, стулья, столы, сосуды для цветов, грабли, удочки и др.

В жанре «цветы и птицы» активно работали не только профессиональные художники, но и многие представители китайской знати, сановники и принцы крови. Популярность и при-

1 Сапанжа О.С. Музеология: историография и методология. - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2014.

2 Сапанжа О.С. Историография музеологии, музееведения, музеографии: к вопросу разделения понятий// Вопросы музеологии. 2013. № 2 (8). С. 200-201.

влекательность этого жанра была обусловлена более простым для исполнения набором изображений, чем пейзажный жанр. В тоже время, жанр «цветы и птицы» первым из китайских живописных жанров перешел с шелка на бумагу, реализуясь в так называемых альбомных листах, располагающие к более камерному восприятию живописи.

Китайские художники, работавшие в этом жанре, в картинах передавали свое восприятие окружающего мира не только с помощью художественных стилистических приёмов и почерков, но и через символическое и аллегорическое значение различных представителей флоры и фауны. Исходя из традиционного представления о «гармонии человека и природы» и отметив особенности некоторых представителей флоры и фауны, китайские художники персонифицировали их, наделив человеческими качествами. Так, особое место в этом жанре занимает изображение «четырех благородных мужей» (дикая цветущая слива «мэйхуа», орхидея, бамбук и хризантема). Художники многих поколений рисовали эти растения в своих произведениях.

О творчестве китайских мастеров жанра «цветы и птицы» можно судить по дошедшим до нас произведениям, хранящимся в музеях и частных собраниях по всему миру.

В Российской Федерации китайская живопись этого жанра более полно представлена в Государственном музее Востока (Москва). В Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) собрание китайской живописи невелико, хотя и представлено первоклассными произведениями. На Украине коллекцию китайской традиционной живописи в жанре «цветы и птицы» сохраняет Национальный музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (бывшее название - Киевский музей западного и восточного искусства), Украина (Киев). Первый свиток был приобретен ещё вначале XX в. самим основателем музея Богданом Ивановичем Ханенко. Затем эта коллекция существенно пополнилась. Коллекция китайской классической живописи на свитках собранная в Китае французским дипломатом Андре Стефаном Жаспар в Шанхае в 1928-1948 гг. была вначале 1960-х частично подарена, частично продана в музей вдовой А.С. Жаспара Таисией Павловной Жаспар. Таким образом, музей сохраняет наибольшую на Украине коллекцию китайской традиционной живописи в жанре «цветы и птицы.

Организованная выставка из частных собраний в 1957 г. в Иркутском областном художественном музее предметов китайского изобразительного искусства представила интересное собрание китайского народного творчества. Эта была первая и на тот момент единственная выставка частных собраний в СССР. Так, в собрании Н.Н. Буторина находился свиток «Цветущее дерево» бум. шелк, тушь XX в. 200x47 см., и роспись на тонких бамбуковых палочках «Птичка и цветы», XX в. 91x19,5 см. И два бумажных свитка - «Сосна и луна» бум., тушь XX в. 181x66 см., и «Сосна» бум., акв., тушь XX в. 200x47 см. В собрании В.В. Токмакова находился бумажный веер с росписью цветов и птиц в оправе сандалового дерева, XX в., дл. 45 см. и шелковый веер с росписью летающих аистов в облаках; ветки сосны. Резное сандаловое дерево, XX в., дл. 24 см. В собрании В.В. Пановой находились ксилографии Жю Пэона (Сюй Бэйхуна, рисунки XX в. - «Бамбук», «Сосна», «Сороки на дереве», «Кот», «Лев», «Лошадь»3.

Государственный музей Востока в Москве на своей основной экспозиции представляет зрителям живопись периода Сун (X-XIII вв.) свиток неизвестного художника «Цветы и птицы». Искусство периода Мин (XIV-XVII вв.) представлено неизвестным художником, XV-XVI вв., «Пионы и фазаны» и работой Сян Юаньбяня ^ХГУ^ (1525-1590) «Гуси», свиток 1587 г. (поступил в музей в 1961 г. и приобретен из частной коллекции) представлен в Государственном музее Востока. Имеются в музее и свиток этого жанра Вэнь Чжэнмина (1470-1559) и

горизонтальный свиток Сюй Вэя (1521-1593) «Цветы и растения»4.

Искусство периода Цин (XVII-начало XX в.) представлено прекрасными произведениями Юнь Шоупина (1633-1690), или как его еще называли Юнь Наньтянь которые

3 См.: Сюй Бэй-хун/ вступит ст. О. Глухарева М., 1957.

4 См.: Государственный музей искусства народов Востока. М.: Изобразительное искусство, 1978.

можно увидеть и полюбоваться на экспозиции в Государственном музее Востока. Оно представлено листами из альбома: «Маки», «Пион», «Цветы граната» на шелке, выполненные тушью и минеральными красками.

Вертикальный свиток на бумаге тушью Сюй Вэя «Лотос» и живопись на шелке XVI - XVII вв. Тан Гуанци «Пионы» находится в Национальном музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко на Украине. Это не единственные живописные работы «цветы и птицы» хранящиеся в этом музее.

Живопись китайских художников нового времени - гохуа «китайская традиционная живопись» представлена в музеях Российской Федерации творчеством замечательных художников: Жэнь Бонянь (1840-1896), Ци Байши #^#(1863-1957), второе имя - Ци Чэнь-чжи ^Й^; Сюй Бэйхуна (1895-1953), или иначе Сюй Шоукан Пань Тяньшоу (1897-1971). Один из наиболее аристократических жанров классического искусства, жанр «цветы и птицы» в конце XIX в. и в начале XX в. подвергается демократизации, что было подлинной революцией в живописи гохуа. Целью художника становится оживление и одухотворение застылого искусства, изменение художественного метода исполнения живописи. Передать в своих работах не рафинированную утонченность и застывшие символы-благопожелания, а стремление изобразить мир во всей живости и красочном многообразии.

Некоторая часть произведений «гохуа», хранящаяся в музеях, была приобретена советским правительством путем обмена во время выставки китайской живописи, организованной художником Сюй Бэйхуном в Москве и Ленинграде в 1934 г. таким образом, коллекции СССР пополнились 10 работами современных китайских художников.

По окончании выставки в июле 1934 г. в Ленинграде по инициативе Центрального Нан-кинского университета и при обоюдном соглашении Советского правительства, Наркомпроса РСФСР (в лице ВОКСа) и представителя китайской дипломатической миссии (в лице Сюй Бэйхуна) было принято решение об обмене живописными произведениями. В музеи СССР 19 июля 1934 г. поступила живопись современных китайских художников. А в Китай должны были передать произведения русской и советской классики. По окончательному списку, составленному 27 октября 1935 г. в Китай отправлялись работы 11 художников.

В Ленинграде по составленному акту, датированному от 19 июля 1934 г. 10 живописных китайских картин передавались в дар Государственному Эрмитажу: Сюй Бэйхун [«Лев» (или: «После сна»), «Кошка», «Остров» (или: «Остров бессмертных»; «Гуси»)], Ци Байши («Креветки», «Банановое дерево»), Чжан Шуцин («Маленькая птичка»), Чжан Ицин («Натюрморт»), Чжан Дацян («Уголок желтых гор»), Е Пелон («Цветы и птицы»), Пань Тяньшоу («Пруд»).

Изначально все живописные работы были выставлены для обозрения в художественном музее Москвы, а позже Наркомпрос РСФСР передал их в ГМВИ, ГМИИ, ГЭ. [с. 91]

На экспозиции в Государственном музее Востока можно увидеть творчество Женя Боняня представленное небольшим альбомным листом «Цветы глицинии и попугай» и свитком на шелке «Лотос и птички юань-ян» (1883 г.).

Творчество Ци Байши представлено работами «Плоды фэйхуа и кузнечик», «Двенадцать крабов» (1930), «Цыплята у пальмы», «Глициния и пчелка»

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком