научная статья по теме ПРОКРЕАЦИЯ, ПЛЮРАЛЬНОСТЬ ЭРОТИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Социология

Текст научной статьи на тему «ПРОКРЕАЦИЯ, ПЛЮРАЛЬНОСТЬ ЭРОТИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ»

© 2008 г.

с.и. голод

ПРОКРЕАЦИЯ, ПЛЮРАЛЬНОСТЬ ЭРОТИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ГОЛОД Сергей Исаевич - доктор философских наук, профессор социологического факультета Санкт-Петербургского университета.

Одно из событий, радикально повлиявшее на изменение качества семейных отношений, - это автономизация брачности, сексуальности (эротизма) и прокреации1. В научном плане становится все более очевидным, что явления в брачной, сексуальной и репродуктивной сферах, вскрытые во второй половине XX столетия, уже не могут интерпретироваться однозначно как отклонения от нормы, а должны, скорее, рассматриваться как признак существенных и необратимых трансформационных сдвигов в самом институте семьи. Таковы тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности, характерные для индустриально развитых стран, в число которых входит и Россия.

В одном отечественном исследовании конца XIX века, читаем: "Цель брака - христианское рождение и воспитание детей, половой инстинкт признается нечестивым, удовлетворение его ради одного удовольствия - смертельный грех; поэтому целью брака религия ставит рождение и воспитание добрых христиан, освящая плотский и сам по себе греховный союз благодатью таинства" [30, с. 141]. Всю эру существования обозначенного типа семьи акцент делался на исключительную инициативу мужа. Согласно Плутарху, замужняя женщина не должна в своей повседневной жизни уклоняться от физической близости с мужем, но и сама не должна напрашиваться [22, с. 351].

К нарушителям отмеченных традиций применялись различные по жесткости санкции. Н. Пушкарева, которая провела сравнительный анализ семьи и сексуальной морали в православии и католицизме, показала, что в первом наказания за несохранение девственности до оформления обряда замужества, различные приемы наслаждения супружеской эротикой и прелюбодеяния были не столь суровы, как во втором. Здесь санкции ограничивались по преимуществу определенным числом постов (от нескольких дней до двух лет), многочисленными поклонами, чистосердечным раскаянием и покаянием. Одновременно, как признает этнолог, несмотря на относительную мягкость, православие тоже требовало от прихожан сохранения непорочности, умерения страстей, разумных ограничений в супружеской сексуальной жизни, недопустимости адюльтера [23, с. 55-59].

Мы не погрешим против истины, если выскажем гипотезу о том, что нормативные социокультурные требования и реальные практики в европейском докапиталистическом обществе в большей или меньшей степени не совпадали друг с другом. Еще древнегреческий законодатель Солон (VI в. до н.э.) открыл в Афинах первые доктерионы2. Они, в

Данная работа выполнена в рамках проекта РФФИ "Трансформация российской семьи в условиях глобализации: теоретическое и экспериментальное моделирование процессов", грант (№ 07-06-00-271). ^Ргосгеайоп (лат.) - рождаемость, произведение на свет.

2 Доктерионы - муниципальные дома терпимости, находящиеся под контролем государственной власти (БСЭ, 1-е изд., т. 47, с. 331).

принципе, задумывались как семейно-охранительные институты, дабы неженатые мужчины-мигранты, не могущие содержать наложниц, не устанавливали контактов с замужними женщинами коренного этноса. В то же время исключить вероятность посещения этих заведений, обладающих, между прочим, экстерриториальностью, женатыми мужчинами вряд ли было возможно (вот где истоки "двойной" морали) [см. об этом подробнее: 9, с. 188]. К этому же периоду относится возникновение гетеризма как одной из разновидностей экспрессивной связи вне института семьи. Свидетельством наличия внебрачной сексуальности и деторождения также служит конкубинат. Хотя ни первое, ни второе не имели широкого распространения, они тем не менее подвергались правовым, моральным, а впоследствии, с зарождением христианства, и религиозным санкциям.

Положение дел не менялось и в дальнейшем. Так, например, в Риме эдилы беспрепятственно выдавали Неепйа зШрп, т.е. лицензию на право заниматься проституцией. Женщина, обладавшая такой грамотой, относилась к той части населения - наряду с рабынями, актрисами, лицами, осужденными за адюльтер или другое правонарушение, - с которой свободный римлянин мог вступить в сексуальные отношения без каких-либо правовых последствий, но при этом законный брак с ним был невозможен.

Достоверно известно, что нормы - рамки в большей мере нарушались в таком союзе мужчинами. Эту мысль изысканно артикулировали французы. В нашем обществе, говорили они, обладать вне брака женщиной - величайшая честь, какой только может гордиться мужчина, но, с другой стороны, отдаться вне брака мужчине - худший позор для женщины. Право же, в этом вопросе "сильный пол" проявлял откровенную наивность. В реальных обстоятельствах француженку, по меньшей мере, со времен средневековья, никакая опасность не останавливала, напротив, она делала игру более пикантной и азартной . По утверждению Симоны де Бовуар: "<...> выйти замуж - это вроде обязанности, а вот иметь любовника - это роскошь, шик <...> У любовника есть <...> преимущество, его престиж не теряется в повседневной жизни, полной различных трений <...> Его нет рядом, он совсем не такой, как тот, что рядом, он -другой. И у женщины при встрече с ним возникает впечатление, что она выходит за свои пределы, получает доступ к новым ценностям" [2, с. 623-624].

Несмотря на наличие отдельных нетрадиционных поступков, разветвленность санкций поддерживала в общественном сознании представление о брачности и брачной рождаемости как социальной норме. И в самом деле, в России вплоть до конца XIX века браки были всеобщими: к возрасту 45-49 лет лишь 4% мужчин и 5% женщин оставались соответственно неженатыми и незамужними [см.: 4, с. 108]. Стало быть, можно с большой вероятностью утверждать, что институт брака со времен Римской империи [14, с. 3] обладал монополией (курсив мой - С.Г.) на регулирование сексуальных отношений и воспроизводство детей. Отсюда человек "традиционной" эпохи, не

состоявший в браке или не имеющий детей, ощущал свою ущербность.

* * *

Перемены, происходящие с семьей (и в семье) во второй половине XX века, рельефно обрисовал американский специалист в области социологии семьи Рубен Хилл: "С утратой семьей своей функции как экономической производящей единицы и включением молодых людей в сложную внесемейную профессиональную структуру молодая семья получает не только жилищную и профессиональную автономию, но также и автономию в своих решениях в сфере воспроизводства. Как вертикальные, так и горизонтальные связи с родственниками являются добровольными и необязательными, допускающими экстенсивный обмен вещами и услугами, но не нарушающими, однако,

3 По крайней мере, это относилось к "дамам", начиная с рыцарского периода.

оси преданности и любви, которая сейчас сдвинулась от поколенных единокровных уз в сторону супружеских отношений" (курсив мой - С.Г.) [29, с. 203-204].

Детализируя эту идею, английский социолог Э. Гидденс пишет: "<...> теперь, когда зачатие не только контролируемо, но осуществляемо искусственно, сексуальность, наконец, стала полностью автономной. Освобожденная эротика стала свойством индивида и его взаимоотношений с другими лицами" [7, с. 25-26].

Подмеченные перемены роли эротических ценностей в деятельности агента затронули и славянские страны. Так, Д. Немировский, опросивший в 70-х годах XX столетия молодых людей Черновицкой области (Украина) по поводу их ориентации на возможность сексуальных практик до юридического оформления брачного союза, обнаружил, что около 44% мужчин и 34% женщин одобрили такого рода деятельность и соответственно 53% и 61% их осудили4 [21, с. 120]. Прошло несколько десятилетий, на Украине (в том числе и в Черновицкой области) двум тысячам супружеских пар, состоящим в браке несколько месяцев, задали аналогичный вопрос. Оказалось, что только 4% респондентов придерживались мнения о недопустимости юридически неоформленных сексуальных отношений и еще около 8% затруднялись дать по этому поводу однозначный ответ. Большинство же молодежи (66% мужчин и 79% женщин) высказались "за" такие отношения при определенных условиях; а 22% мужей и 7% жен, больше того, посчитали такую практику полезной (курсив мой - С.Г.) для здоровья и хорошего самочувствия [18, с. 80]. Кстати, аналогичная тенденция установлена и в России. Значительная часть подростков, опрошенных в начале XXI века в Тульской области (61,6%), отметили, что перед регистрацией первого брака "надо пожить вместе (т.е. вступить в cohabit) год-два и проверить чувства" [1, с. 3].

Существенные сдвиги характеризуют процесс рождаемости. В частности, за последние десятилетия, как выборочные данные по разным регионам бывшего Союза, так и всероссийская статистика фиксируют довольно стабильный рост добрачных зачатий. Мой собственный анализ архивного материала Ленинградского дворца торжественной регистрации новорожденных "Малютка" с 1963 по 1978 годы выявил рост добрачных зачатий в полтора раза (с 24 до 38%).

Произошли не только изменения в ориентациях молодых людей на возможность предварительной сексуальной практики до оформления официальной регистрации брачного союза, но и переосмысление моральности "параллельных" супружеству эротических контактов (адюльтера). Я, в частности, дважды (1969 и 1989 гг.) опросил в Ленинграде интеллектуалов5. Мужчин и женщин попросили проранжировать восемь факторов (в число которых входила и "сексуальность"), исходя из важности каждого из них для бесконфликтного протекания брачных отношений.

У мужчин в обеих совокупностях "физическая близость" разместилась на третьей ступени шкалы, а удельный вес в течение рассматриваемого промежутка времени практически оставался неизменным.

Иное положение дел у женщин. За два десятилетия роль сексуальности в супружестве у них возросла на 10%, фактор - "физическая близость" переместился на шкале приоритетов на третье место. Помимо того, выяснилось, что около 40% мужей (в обеих выборках) испытывали эротическое наслаждение (оргазм), среди жен в 1969 г. таких насчитывалось 30%, тогда как в 1989 г. уже 40%.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком