научная статья по теме Протестантская глобалистика Философия

Текст научной статьи на тему «Протестантская глобалистика»

Протестантская глобалистика

Г.А. КРУГЛОВА

кандидат философских наук

Осмысление глобальных проблем современности протестантскими церквами началось значительно позднее других христианских конфессий, что позволило им в своих разработках опираться на предшественников, а также и на теоретические установки западной общественной мысли. Анализируя деятельность протестантских теологов по решению проблем войны и мира, особо следует остановиться на их участии в экуменическом движении', в которое входили, прежде всего, протестантские церкви. После вступления в 60-е гг. XX в. во Всемирный совет церквей религиозных организаций из социалистических стран, а чуть позднее (70-е гг.) и ряда христианских объединений из развивающихся стран соотношение сил в рамках этой организации резко изменилось. Позиции сторонников активного миротворчества существенно укрепились. На руководство экуменическим движением серьезно подействовало и укрепление позиций антивоенного движения в мире. Опасаясь потерять опору в массах, экуменические лидеры к 80-м гг. XX в. окончательно признали необходимость защиты мира и критики гонки вооружений.

Осознавая неизбежность разработки собственного понимания проблемы сохранения мира, деятели экуменизма активно обсуждали эти вопросы на международных конференциях, встречах и консультациях. Руководитель программы ВСЦ «Церковь и общество» П. Абрехт заявил, что «церковь должна считаться с быстрыми социальными изменениями, так как Евангелие существует для всего мира, изменяемого

Экуменизм, экуменическое движение (от ойкумена (греч.) - обитаемая земля, вселенная) -движение за объединение различных христианских церквей (конфессий). Руководящий орган -Всемирный совет церквей (с 1948 г.).

человеческой деятельностью» (1,49). Сохраняя общие установки на миротворчество, руководители ВСЦ в 70-е гг. даже признали, что «мир в наше время становится физической необходимостью». Но сохранение этого мира возможно только через «глобальную евангелизацию мира, на христианском фундаменте». В свете этих общих установок на специальной сессии ВСЦ по разоружению в 1978 г. утверждалось, что необходимо разработать «богословие мира», носящее «эсхатологический» и «пророческий» характер.

Большинство деятелей экуменического движения в этот период критикует такие расхожие стереотипы, как «ограниченная ядерная война», «равновесие страха», «война во имя интересов нации». В соответствии с этими установками в рамках экуменизма начала разрабатываться «теология мира» (или «богословие мира»), которая позднее получила название «мирология». Показателем активной миротворческой деятельности ВСЦ можно считать и огромное количество религиозных экуменических конференций, которые имели достаточно широкое представительство. На этих международных форумах была выработана вполне позитивная программа борьбы за мир и разоружение, которая включала в себя решение ряда конкретных вопросов. Среди основных целей экуменической миротворческой программы следует выделить: отказ от политики конфронтации и гонки вооружений; ориентация на честное, конструктивное сотрудничество; стремление к сокращению вооружений; неприятие концепции «звездных войн»; развитие двухсторонних отношений; создание безъядерных зон и т. д.

В контексте общих целей намечаются и весьма специфические задачи в этой области: ввести мораторий на всякую враждебную риторику; воспитывать народы в духе мира; не допускать карикатур стран и народов друг на друга; развивать язык доверия и разрядки и т. д.

При этом рационально мыслящие деятели экуменизма понимают, что современный мир стоит перед решением сложных проблем. И они даже готовы временно забыть внутренние теологические разногласия для решения «настоятельных задач сохранения мира на Земле». Поэтому в документах экуменических конференций подчеркивалось, что для укрепления миротворчества «единство мнений вполне достижимо при всех особенностях мышления и суждения... в отношении мира». Теологи предостерегали человечество, что «оно должно объединиться, чтобы после Хиросимы не случилось Евросимы», и ни в коем случае «не допустить Террасимы - глобального ядерного всесожжения» (2,52).

Однако не следует забывать о том, что, как и любая теологическая концепция, экуменическая миротворческая программа отражает мир в богословском понимании. Даже сама возможность мира выводится не из закономерностей общественного развития, а обосновывается многочисленными ссылками на Библию и основные христианские догматы. Ограничивая сферу миротворчества сферой «сотрудничества» с Богом, теоретики экуменизма в русле религиозных традиций снижают и эффективность своей миротворческой деятельности. Абстрактные призывы к миру, обобщенные порицания виновников гонки вооружений -это характерные черты экуменической программы мира.

Оценивая деятельность протестантских церквей по решению проблем войны и мира, следует отметить, что главной ее особенностью является внутренняя противоречивость. С середины 80-х гг. XX в. в рамках протестантизма на ведущее место выдвинулась концепция «справедливого мира», что было обусловлено нарастанием угрозы ядерной войны, выходом ее в космическое пространство, а также усилением и расширением антивоенного движения. В самом общем плане эта концепция выразилась в следующем: теологи отказываются от понимания войны как «неизбежного зла»: «Бог не хочет войны» и мы

должны бороться против нее; сохраняя приоритет религии в деле укрепления мира, теологи подчеркивают необходимость сотрудничества и с нерелигиозными политическими движениями в борьбе за мир; происходит отказ от идеологии «крестового похода против коммунизма», преобладает ориентация на ценности «гуманизма» и «разума» для сохранения «священного дара жизни»; само содержание проблем войны и мира трактуется расширительно, во взаимосвязи с конкретными социальными проблемами, такими, как «качество жизни», бедность, равноправие государств, а также в связи с глобальными проблемами: экологическими, отсталости стран «третьего мира» и т. д. В этот период подвергается переоценке и переосмыслению само понятие пацифизма. Это уже «ядерный пацифизм», который предполагает не просто пассивное неприятие войны, а активное сопротивление использованию ее для решения международных конфликтов.

Для решения проблем войны и мира в 90-е гг. XX в. протестантизм принимает участие в создании «концепции культуры мира». Разработкой этой концепции занимаются самые различные институты, организации и движения. Отрицать роль религии в формировании культуры мира сегодня нет оснований. Но не следует забывать, что все конкретные задачи разрабатываются в русле религиозного пацифизма. Это, прежде всего, «мир с Богом» как основа «мира с ближними», ориентация на «воспитание у человека нового восприятия мира» и т.д. По-прежнему нигде не указываются и не рассматриваются истинные социально-политические причины войн. Соответственно и борьба за мир направлена не на искоренение их реальных причин, а на «формирование нового взгляда на мир», как «примирения» не только на земле, но прежде всего «с Небом» (3, 304-307).

Существуя в рамках традиционных западных демократических политических систем, протестантские церкви довольно заметно

обнаруживают зависимость своих теоретических построений от изменений в мировой политике, гибкость своих оценок и быструю приспосабливаемость к новым социальным условиям. Позиции протестантских теологов близки официальным социально-политическим лозунгам и установкам западных государств.

Протестантские экологические концепции, в отличие от других течений христианства, характеризуются значительным разнообразием и большей «наукообразностью». Поэтому теоретики протестантизма, стремясь найти наиболее подходящее обоснование для своих разработок, вынуждены нередко прибегать к использованию теоретических расчетов и выводов ученых-экологов. Следует обратить внимание и на тот факт, что многие протестантские религиозные организации в ряде западных стран оказывают активную поддержку движению в защиту окружающей среды.

Не ограничиваясь объяснением возникновения экологического кризиса только греховностью человека, протестантские теологи пытаются доказать, что «экологическое равновесие» было нарушено вследствие изменения религиозных установок по отношению к природе. Называя экологический кризис «новой формой Армагеддона, битвой за спасение жизни людей», Т. Дерр сводит его прежде всего к религиозно-этической проблематике, подчеркивая, что «центром дискуссии в решении экологических проблем является христианская теология и этика». Основная причина экологического кризиса, согласно концепции Т. Дерра, коренится в «гневном высокомерии» человека, который в условиях научно-технического господства над природой склонен все чаще забывать о боге, утрачивать религиозное мироощущение. С утратой этического контроля над природой и наукой сами по себе наука и техника становятся «средством в руках дьявола», что ведет к разрушению природы. Человеческое общество с утратой религиозного

миропонимания, по словам Т. Дерра, не в состоянии предотвратить отрицательные воздействия научно-технической революции на окружающую среду (4, 26-35).

Многие теоретики протестантизма полагают, что достаточно лишь изменения некоторых христианских принципов и норм для преодоления противоречий в системе «общество-природа». Так, видный протестантский теолог Дж. Макквэри, отмечая огромную роль религии в жизни общества, считает, что священнослужители должны «вносить свой посильный вклад в развитие христианства посредством пересмотра его традиций». Ведущую роль в установлении гармонии между обществом и природой Дж. Макквэри отводит «глубинным изменениям» в ценностной системе общества, главным образом, изменениям «в сфере христианской религии». В условиях обострения экологических проблем, по его мнению, главное значение имеет переход от «монархической модели» мира к «органической модели». Согласно «органической модели» мира природа не противостоит богу, а развивается в «органическом единстве» с волей бога. Такое «органическое единство», с точки зрения Дж. Макквэри, исключает возмож

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком