научная статья по теме ПРОТЕСТНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В АРАБСКИХ СТРАНАХ: FITNAH История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОТЕСТНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В АРАБСКИХ СТРАНАХ: FITNAH»

ВОССТАНИЕ В АРАБСКОМ МИРЕ: ПОСЕВЫ И ВСХОДЫ

ПРОТЕСТНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В АРАБСКИХ СТРАНАХ: FITNAH

Е.И. ЗЕЛЕНЕВ

Доктор исторических наук НИУ ВШЭ-СПб

Ключевые слова: фитна, /киак, «арабская весна», джихад, Саудовская Аравия, Сирия, халифат,

меньшинство, большинство

Методологически меньшинства не бывает без большинства, и, наоборот, обнаружение большинства неизбежно сопровождается выявлением меньшинства. Практически во всех арабских странах, подверженных кризисным процессам 2011-2012 гг. и позднее, конфликт по линии раздела «меньшинство» - «большинство» определяет общий политический ландшафт. Этот тип конфликта проявляется в рамках кризиса политической идентичности, толкая личность к союзу с той или иной политической силой, в т.ч. и не доминирующей. Этот же тип конфликта раскалывает общество по границам религиозных, этнических, социальных, культурных и иных групп. Преодолеть этот тип конфликтов с помощью еще недавно весьма действенных методов идеологической консолидации, таких как национализм и патриотизм, оказывается все более и более сложно, т.к. государства региона все заметнее теряют реальное влияние и способность управлять обществом своих стран цивилизованными средствами.

В этих условиях противоборствующие стороны - власти и оппозиция - стремятся избежать кровопролития и коллапса всей политической системы. Все чаще внутриполитические конфликты приобретают привычные для арабо-исламской политической культуры религиозные формы.

В ряде арабских стран в 20112012 гг. исламские политические партии в результате смены или ослабления государственной власти превратились в ведущие политические силы - Движение исламского возрождения (Харакат ан-Нахда аль-Исламийа) в Тунисе, ассоциация «Братья-мусуль-

Публикация подготовлена по результатам проекта «Меньшинство и Большинство в азиатско-африканском ареале: «Этичность» уб «Эффективность» в контексте социокультурного взаимодействия», реализованного в рамках Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ).

мане» (Аль-Ихван аль-Мусли-мун) в Египте, Исламское государство (Ад-Дауля аль-Исла-мийа) в части Сирии и Ирака, некоторые другие. Поэтому неудивительно, что вопросами легитимности происшедших событий занялись именно религиозные круги, заинтересованные в том, чтобы общественное мнение их стран воспринимало смену режимов как нечто допустимое и законное, с точки зрения исламской политико-правовой мысли. Возникло даже в некотором смысле курьезное направление исламской правовой доктрины - «Фикх революции», у истоков которого стоит видный египетский исламский проповедник - авторитетный ученый-богослов Юсуф аль-Кардауи1.

Большинство исламских религиозных экспертов рассматривают массовые протестные выступления в арабских странах 20112012 гг. и позже как традицион-

ную, но недозволенную шариатом форму политического действия -/киак. Исламские радикалы считают, что массовые акции должны запрещаться в соответствии с принципом «садд аз-зараи» - заграждение путей, ведущих к тому, что запрещено шариатом.

Влиятельное меньшинство мусульманских экспертов в принципе отрицает наличие в исламе подобных форм протеста в прошлом и рассматривают массовые протестные выступления 2011-2012 гг. и более поздние как заимствованное у светского Запада новшество, что, в принципе, допустимо: заимствовали же мусульмане достижения западного образования, экономики, управления, политики и права.

Другое дело - насколько это допустимо в современных условиях, не нарушает ли это императивных правил шариата.

Отвечая на этот вопрос, сторонники «теории заимствова-

ния» разделяются на две непримиримые группы.

Одна группа исламских правоведов рассматривает это новшество с позиции «презумпции дозволения», т.е. как допустимое с позиции шариата нововведение. Поскольку никаких касающихся массовых выступлений прямых предписаний шариат не содержит, то, как утверждает, например, Юсуф аль-Кардауи, они с некоторыми оговорками в принципе допустимы2. Этой позиции придерживаются известный мусульманский теолог-правовед Хаким аль-Мутайри, известный кувейтский ученый Басам аш-Шатты, конечно же, сам Юсуф аль-Кардауи и некоторые другие.

Другая группа исламских правоведов также рассматривает массовые протестные движения как заимствованное у светского Запада новшество, но оценивает его как бида - греховное нововведение. Если власть отклоняется от шариата и творит произвол, то единственным средством повлиять на нее является увещевание правителя, обращение к нему с советом3.

Эта группа правоведов приходит к выводу о недопустимости массовых протестных выступлений, но не потому, что это - традиционная ^тЬ а совсем наоборот, потому, что это bida - недопустимое новшество. Главный довод сторонников «теории заимствования» состоит в том, что ни во времена Пророка, ни при его ближайших сподвижниках, ни позже практики массовых политических протестных выступлений у мусульман не существовало.

В нижеследующем исследовании термин fitnah рассматривается как реально существующая форма массовых протестных действий, хотя и нежелательная для властей (кто же с этим спорит!), но в определенных обстоятельствах - единственно доступная для оппозиции форма самовыражения.

В современной арабо-ислам-ской политической культуре термин fitnah, наряду с религиозным

значением, получает новый - нерелигиозный политический смысл, нередко сближающий его с понятием thaura (революция) и jihad (священная война).

На наш взгляд, интерпретация массовых протестных движений в арабских странах с помощью понятий традиционной арабо-ис-ламской политической культуры облегчает понимание хода событий и мотивацию их участников.

ТЕОРИЯ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Термин fitnah переводится на русский язык как искушение, соблазн, переманивание, бунт, мятеж, смута, возмущение, беспорядки, буйство, волнения, протест, безрассудство, безумие, раздор, несогласие, заблуждение, провоцирование, бедствие, злоключение, неверие или даже отрицание веры. Столь же разнообразными будут варианты перевода этого понятия и на английский язык - temptation, enticement, mutiny, rebellion, turmoil, riot, revolt, insanity, discord, delusion, testing, afflictions, trials, lack of faith, disbelief. Такое многообразие возможности перевода объяснимо: fitnah как понятие - поли-семантично, как историческое явление - встречается в самых различных формах.

Актуальность исследования fitnah объясняется применением этого термина к разнообразным протестным политическим выступлениям в арабском мире 2011-2014 гг. Как отмечалось выше, в среде исламского религиозного сообщества большинство экспертов склонно рассматривать массовые протестные выступления как сходные, близкие или тождественные по форме традиционной fitnah.

Объективные аналитики не ищут правых и виноватых, а стремятся понять экономические4, политические (внутренние и внешние)5 последствия арабских восстаний, выявляют специфические черты локальных политических процессов6. Несколько особняком стоят исследования, кото-

рые анализируют значения и смысл конкретных понятий и категорий политической культуры в арабском мире*. Между тем, в странах Ближнего Востока понятия, если они несут в себе смысл культурных кодов**, оказывают огромное влияние на рядовых участников политических коллизий, дополняя и даже подменяя собой реальность7.

Нередко изменение сущности политической культуры начинается именно с пересмотра смысла базовых понятий. Понятие fitnah, вступая в «языковую игру» в поле арабского, тем более других языков, способно весьма неоднозначно характеризовать оппозиционное политическое действие. Как традиционное кораническое понятие fitnah весьма полно рассмотрено исламскими теологами, например, Мухаммадом ал-Ху-майесом8 и его интерпретаторами9.

Новизна исследования состоит в методе бинарного рассмотрения феномена fitnah и как понятия, и как историко-политическо-го явления одновременно, а также в выявлении новых функций fitnah, например, как формы массового политического действия в ходе предвыборной политической борьбы.

FITNAH В ИСТОРИИ АРАБОВ

В 2012-2013 гг. в ряде российских и зарубежных изданий появились статьи об арабском понятии fitnah как некой обновленной форме политического действия, получившей неожиданно широкое распространение в ряде арабских стран во время и после событий весны 2011 г.10,11,12,13,14. Есть основания говорить, что fitnah как явление арабской и

* Речь идет о последователях «символической» или «интерпретативной» антропологии американского ученого Клиффорда Гирца (1926-2006) (прим. авт.).

** О понятии «культурный код» см.: Lawrence E. The Central Liberal Truth: How Politics Can Change a Culture and Save it from Itself. Oxford, New York: Oxford University Press, 2006. 288 p.; Нарочницкая Н.А. Русский код развития. М., Книжный мир. 2013.

шире - исламской политической культуры имеет глубокие не только религиозные, но исторические, политические и социальные корни. Широкое распространение этой формы политического протеста в современных условиях не только в арабском и исламском мире, но и за их пределами, носит, по-видимому, неслучайный характер.

Термин fitnah и его производные встречаются в Коране свыше 30 раз и всегда с отрицательной моральной оценкой. В основе смысла этого понятия лежит значение глагольной основы «фа-тана» - очаровывать, околдовывать, соблазнять. Это накладывает на все слова от этой основы оттенок «неосознанного» и «невольного» поступка, но это не может служить оправданием перед Всевышним. В Коране сказано, что fitnah (неверие, искушение, смута) - больший грех, чем даже убийство [Коран, 2:191]. «И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (неверия, искушения)» [Коран, 2:193]. «Убивайте их, пока не прекратится фитна (неверие, искушение)» [Коран, 8:39]. Из контекста явствует, что речь в Коране идет о форме религиозного инакомыслия - сектантстве.

Весьма вероятно, что fitnah как термин и как явление существовала еще до ислама. В Коране о fitnah говорится как о явлении крайне нежелательном, но общеизвестном и широко распространенном. В исламский период fitnah как форма протеста сохранила

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком