научная статья по теме ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИИ»

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИИ

В.Н. Сафонов, кандидат философских наук, доцент

В статье исследуется проблема противоречивой идентичности России, которая порождена положением России между Европой и Азией. По мнению автора, Россия всегда была государством восточного типа, и сегодня в своих сущностных чертах остается им. Элементы запада, усвоенные российскими либералами в последние десятилетия, породили смуту в стране и дестабилизировали государство. Трансформация России в государство западного типа невозможна. Автор аргументирует этот тезис ссылками на политические идеи Платона и Аристотеля, которые, по его мнению, первыми в политической науке разработали восточную и западную модель государства соответственно. Матрицу этих моделей автор накладывает на сегодняшние политические реалии противоборства между востоком и западом. Будущее России принадлежит развитию на путях восточной модели с постепенным усвоением полезных для нее элементов запада.

Ключевые слова: идентичность России, либерализм, государство, Запад, Восток, Платон, Аристотель, восточная модель, западная модель.

Россия географически находится между Востоком и Западом, поэтому ее идентичность уже несколько веков амбивалентна. Символом этого является двуглавый орел российского герба. И если в прошлые века в силу очевидного доминирования восточного элемента противоречие между двумя ее сущностями носило латентный характер, то сегодня западный элемент, нарастив свой потенциал за последние тридцать лет, нарушил равновесие в свою пользу и дестабилизировал политическую и социальную жизнь. Все непредвзятые специалисты согласятся, что сегодня в России либеральная идеология и ее проводники представляют интересы Запада. Либерал-патриотов, в отличие от XIX века, сегодня в России нет.

Возникает закономерный вопрос: куда стремиться России? На Восток или

на Запад? Это противоречие чревато угрозой развала государства. И это не преувеличение, так как подобный развал в данный момент происходит на Украине, которая как осколок большой России имеет в своей сущности такое же противоречие. Как выйти из этой опасной ситуации?

Если посмотреть на московскую и питерскую политическую и культурную жизнь, то создается впечатление, что почти везде бал правят либералы. Это естественно, так как 90% российских либералов в двух столицах и сосредоточено. Кроме двух столичных мегаполисов, остальная провинциальная Россия живет во многом в атмосфере традиций и мало отличается (если вывести за скобки научно-технический прогресс) от жизни своих предков. На Западе в этом смысле нет такого конт-

раста. Социологам хорошо известно, что за исключением «золотого миллиарда» почти весь остальной мир можно с некоторыми оговорками отнести к Востоку. Сила либералов в их концентрированное™ в столице, где они занимают многие ключевые позиции, сила традиционной России в подавляющем численном превосходстве и молчаливом бойкотировании западных, навязываемых из центра, новаций. Поэтому превосходство либералов лишь кажущееся. Российские граждане хорошо помнят расцвет/разгул либерализма времен Ельцина и Гайдара. Массовое обнищание, повсеместные воровство и коррупция, беспредел преступности, девальвация всего советского и русского, клевета на национальную историю, откровенное издевательство над православием, наглое торжество привнесенных с Запада пороков - все это было совсем недавно и далеко не все осталось в прошлом.

Легко можно предвидеть возражения либералов и приверженцев либеральных взглядов - все это эмоции и рассуждения обывателя. Либералы считают, что Россия является частью европейской цивилизации (сравните «Украина - це Европа»). Да, Россия в культурном смысле принадлежит Западу, но в духовном - Востоку. В ней закрепилась православие - т. е. восточная интерпретация христианства, которая перешла к нам от Византии. Религия как ядро цивилизации во многом определяет культуру, но не наоборот. Запад, по мнению либералов - это авангард человечества, которому надо во всем подражать. Последний тезис - краеугольный камень, основа основ и вся мудрость современ-

ного российского либерализма. Подражание Западу есть главная черта либералов - весь интеллектуальный арсенал современных апологетов и адептов либерализма в России сводится к некритическому повтору западных идеологем и переносу западного опыта на российскую почву. Ничего оригинального в их сознании нет.

Приведем научные аргументы. Во-первых, разделение мира на Восток и Запад в политическом смысле давно известный и признанный факт. Это аксиома политической науки. Хотя также известно, что сегодня Восток и Запад внутри самих себя неоднородны, и сами делятся на более мелкие цивилизации. Противоречия между Востоком и Западом являются самыми глубинными и лежат в основе не только международных и межгосударственных отношений, но, как показывает политическая практика, и внутриполитических отношений некоторых государств. События на Украине отчетливо показывают это. В этом государстве произошел цивилизационный разлом, когда одна часть населения вознамерилась стать частью Запада (что, по сути, является ничем не подкрепленной иллюзией), а другая - остаться по-прежнему частью Востока. Это противоречие достигло такой остроты, что привело к гражданской войне.

Анализируя политические явления разного уровня и характера, многие политологи вольно или невольно не замечают противоречия между Востоком и Западом - за деревьями не видят леса - и тем самым в большей или меньшей степени девальвируют результаты своих исследований.

Этот важный факт глобального значения - разделение на Восток и Запад - часто игнорируется в идеологических целях. Человечество уже около двух тысяч лет делится в культурном, экономическом и социально-политическом смысле на две неравные части - Восток и Запад. Последний родился внутри первого и стал активно его использовать/эксплуатировать в качестве почти бесплатной ресурсной базы, за счет чего и вырвался вперед, прежде всего, в области науки и техники. Запад по сравнению с Востоком стал своего рода хищником по отношению к травоядным. В данный момент Запад в политологии и социологии преподносится как единственная альтернатива для всех стран, а Восток рассматривается как нечто ретроградное и сходящее с исторической сцены. На самом деле это очень далеко от реальности, хотя бы потому, что хищники не смогут существовать без травоядных. Приведем два факта для опровержения тезиса об эволюции всего человечества к всеобщему Западу. Первый: США, имея около 4% от мирового населения, потребляют 40% всех мировых ресурсов и дают 50% всего мирового загрязнения окружающей среды. Из этого факта вытекает невозможность существования на Земле еще такой группы населения в 300 миллионов человек (численность населения США), если уже в данный момент человечество находится на грани экологической катастрофы. Поэтому современная Западная Европа старается все больше дистанцироваться от США. Введение в оборот собственной валюты - евро - есть тому подтверждение. Второй: Китай как государство

восточного типа демонстрирует самые высокие темпы развития во всех областях и вышел по ВВП на первое место в мире. Восточный и западный или традиционный и современный типы государственности, диалектически взаимодействуя, образуют противоречивое единство. В первом главной сущностной чертой является наличие монархии (и неважно как называется высшая государственная должность) и реализация принципа социальной справедливости в той или иной степени, во втором - демократия собственников, что называется гражданским обществом, в котором создаются благоприятные условия для обогащения и наживы. Поэтому, настоящая задача Запада заключается не в том, чтобы нести светоч демократии и прогресса всем народам (и кто-то верит в это!), а в том, чтобы все незападные государства и их ресурсы сделать подконтрольными и полностью управляемыми. Причем внутри самого Запада наблюдается то же самое: США как лидер Запада стремятся подчинить себе остальные страны Запада. Получается знакомая со Средневековья благостная картина: пастух, его овчарки и послушные овцы. Под овчарками сегодня подразумевается не только силовая компонента (вооруженные силы и спецслужбы), но и очень эффективная на данный момент «мягкая сила». Последняя включает в себя некоммерческие организации, рекламу, пиар, моду, весь западный образ жизни, который легализует и законодательно поддерживает многие пороки, осуждаемые с библейских времен. Речь идет о массовой культуре Запада, которая транслируется всей мощью западных СМИ, включая

Голливуд и книгоиздательский бизнес. Сегодня американский глобализм - утверждал А.С. Панарин в своей книге «Искушение глобализмом» - это тоталитарная экономическая власть (финансовой олигархии в первую очередь), преследующая планетарные амбиции.

Выше нами уже было отмечено, что Россия сочетает в себе элементы западные и восточные, поэтому и возникла иллюзия, что она может органично влиться в «братскую семью цивилизованных народов». После краха СССР эта попытка была предпринята во всех сферах общественной жизни. В результате уже сама Российская Федерация оказалась на краю гибели. Во всех российских СМИ в конце 90-х годов эта возможность рассматривалась как вполне реальная. Лишь приход к власти в 1999-2000 гг. В.В. Путина и его команды остановил распад государства. Провал попытки хотели списать на дефицит культуры и цивилизованности самого российского народа, но постепенно пришло осознание принципиальной невозможности для России быть в компании хищников, так как сама она в главных государствообразу-ющих чертах относится к Востоку. Это, во-вторых.

Но данное утверждение нуждается в доказательстве. Кстати, национальным символом России, как известно, является медведь - типичный хищник, но с другой стороны это животное всеядное и может обходиться растительной пищей; попробуйте назвать хищника, который бы так любил мед

- продукт растительного происхождения. Запад - это хищники, а Восток

- травоядные. Для нас, живущих в Рос-

сии, такая двойственность создает немалые трудности, которые очень хорошо чувствуют правящая п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком