научная статья по теме ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА»

Таланина Л.А. аспирант Тверского государственного университета

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА

Проблема понимания феномена веры занимает в творчестве Л. Шестова одно из ключевых мест. В его сочинениях открывается специфика веры в ее несводимости к разуму, глубоко осознается ее своеобразие.

На пути к вере Л. Шестов ведет непримиримую борьбу с разумом и любыми рационалистическими конструкциями. Библейская вера становится в его сочинениях опорой доказательства релятивности любых рациональных онтологических построений. Отказ от разума в пользу веры является тем основанием, на котором человеческое сознание обретает новый горизонт, раскрепощающий человеческую свободу. Вера позволяет понять ограниченность разума и выводит человека в область, неподконтрольную логически выстроенным истинам разума, в сферу, где царит божественный произвол. Вера составляет альтернативу разуму не только в плане создания картины мира, но и в плоскости ориентации практической жизни человека. Понимание веры у Л. Шестова во многом базируется на ветхозаветном предании и практике иудаизма. Библейское видение божественной реальности как неизречимой и никогда до конца не поддающейся рационально-философской интерпретации лежит в основе всех его размышлений о природе человеческой свободы и творчества.

С самого начала творческой деятельности у Л. Шестова выявляется некое основательное, несгибаемее, имеющее мистическую окраску ощущение незримого присутствия личной, ни на что непохожей веры. Возможно, корни такой веры уходят глубоко в историю его рода.

В первой книге «Шескспир и его критик Брандес» Л. Шестов только подступается к своему многолетнему одинокому монологу о смысле и содержании веры. Основным мотивом здесь является тема судьбы, рока, случая, через которые едва угадываются отголоски будущей шестовской религиозной веры. Он пишет: «Все обвинения, расточаемые людьми жизни, происходят лишь от нашего неумения постичь задачи судьбы. Судьба зовет человека, он бежит ее призыва. Вместо того чтоб пойти навстречу всему, что дается нам в жизни и через великое горе прийти к великому счастью, человек ищет покоя»1. Л. Шестов, испытывая противоречивое отношение к Гамлету, сокрушается о том, что у Гамлета нет веры в провидение, той веры, которая дает чувство глубокой осмысленности нашей жизни. По глубокому убеждению Л. Шестова, не слепая судьба загнала Гамлета в трагедию, а разумная необходимость. Так, уже в первой книге мы встречаем свидетельство негативного отношения Л. Шестова к разуму и всему, что с ним связано.

Проблема поиска веры волновала Л. Шестова на протяжении всей личной и творческой жизни. Он мучительно искал ответ на вопрос: почему одним ищущим дается обрести веру, а другим нет. В книге «Добро в учении гр.Толстого и Ф. Ницше» Л. Шестов пишет: «Там, где не верит Ницше, не верит и Толстой. Толстой также знает, что значит искать веры и не находить ее. Но Ницше этого не скрывает, Толстой же воздвигает над пустотой своего сердца здание проповеди... Ницше положил все силы своей души на то, чтобы найти веру. Если же он ее не нашел, стало быть, и условия таковы, что ему и найти ее нельзя было...Очевидно, что не от воли человека зависит - верить или не верить» . Мы видим, что здесь Л. Шестов признает ограниченность возможностей человека: никакими усилиями и добродетелями по собственному желанию нельзя обрести веру и добиться причастности к Богу. Он продолжает искать причины безнадежного положения человека и с горечью констатирует, что уже в силу условий нашего

1 Шестов Л. Шекспир и его критик Брандес// Шестов Л.Сочинения в 6-ти т. СПб., 1911. Т. 1. С. 47.

2 Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. С.111.

развития едва ли мы способны правильно судить о природе и пределах нашего познания и об истине, верить же мы совсем не умеем, если бы даже и хотели. В «Апофеозе беспочвенности» Л. Шестов, развивая критику научных и философских методов, построенных исключительно на разуме, приходит к неутешительному выводу о том, что «сквозь частую сеть охранных постов, настроенных учениями о методах, никакая вера не проберется в душу современного человека, будь она даже незаметнее булавочной головки»3.

После «Апофеоза беспочвенности» тема веры, ее примата над разумом, ее значения для человека становится основной темой всего творчества Л. Шестова. Вдохновленный Лютером, он начинает писать книгу «Sola fide - Только верою». Многие критики часто обвиняют Л. Шестова в неправильном, искаженном толковании им слов, произнесенных ап.Павлом. Но для самого Л. Шестова такое толкование, подчеркивающее невозможность иных вариантов постижения реальности и открытия истины, было единственно приемлемым и правильным. Он как заклинание неоднократно повторяет: «Верой, одной верой и только верой спасается человек - это та благая весть, которую вырвал Лютер у антихристовой католической церкви, которая на место веры поставила дела и убедила человечество собственными силами искать вечной жизни»4.

Основной тезис этой и всех последующих книг Л. Шестова состоит в том, что разум находится в коренном противоречии с верой и, соответственно, истина разума находится в непримиримом противоречии с истиной Откровения.

Приступая к определению сущности веры, Л. Шестов исходит, прежде всего, из того, что смысл и сущность веры состоит в том, что она не нуждается ни в какой внешней опоре. Он критикует позицию Гарнака, по мнению которого условием веры является внешний авторитет. Л. Шестов считает это заключение совершенно неверным, и доказательством тому, по его мнению, служит то, что дело всех религиозных гениев сводилось к разрушению существовавших религиозных авторитетов. Вместе с тем, он признает и то, что людям вера страшна - людям нужен авторитет, твёрдая, безграничная, беспощадная, никогда не изменяющая себе власть. Люди не то что несвободны, люди больше всего в мире боятся свободы, оттого они и ищут «познания», оттого им нужен «непогрешимый», бесспорный авторитет, т.е. такой, перед которым бы они могли все вместе преклоняться. Л. Шестов признает, что перед лицом Бога сознание своей немощности и бессилия может радовать и вдохновлять, но стоит отвести глаза от неба и взглянуть на землю, и всё метается. Вера кажется человеку безумием, потому что он целиком попадает под влияние толпы, с которой нужно считаться, потому что она требует истины признанной, доказанной, санкционированной. Все же остальное она не признает и считает безумием. Только перед такой истиной она склоняет свою непокорную голову. Л. Шестов делает печальный вывод: «Между небом и землею вырыта непроходимая пропасть... На земле нужно знание, на земле нужна уверенность, на земле господствовала и всегда будет господствовать возвещённая Аристотелем середина»5.

Олицетворением земной власти, поглощающей человека и отворачивающей его от веры, служит ни что иное, как разум. Л. Шестов считает, что всякая настоящая смелая вера начинается только тогда, когда человек осмелится перешагнуть за роковую черту, полагаемую нам разумом и добром. По его мнению, все попытки разума найти способы обращения людей ни к чему не приводят и не могут привести, ибо самая сущность разумных приёмов, самоё желание отыскать верный путь к проблематическому и неизведанному, исключает возможность и исполнимость поставленной задачи; тайна веры остаётся навеки тайной. Л.Шестов пишет: «От всякой попытки прикоснуться щупальцами разума к вере - вера гибнет. Она может жить лишь в атмосфере безумия. Она не делится своей властью ни с кем. И вопрос ставится именно так - либо разум, либо вера. И пока критерии истины будут существовать,

3 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности // Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. С. 334.

4 Шестов Л. Sola fide - Только верою. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1966. С. 118.

5 Там же. С. 180.

слово Божье не дойдет до человеческой души»6.

Таков манифест Л.Шестова, таков его приговор разуму.

Определяя веру через отвержение разума, Л.Шестов в тоже время не оставляет попыток определить веру как таковую, дать исчерпывающую характеристику сущностным качествам веры, выявить ее специфические свойства, позволяющие безошибочно опознать истинную веру. Л.Шестов использует весь свой литературный талант, чтобы подобрать образно выразительное и в тоже время понятное описание признаков веры. Приведем лишь две небольшие, наиболее емкие характеристики, данные в книге «Sola fide». «Вера не дает ни покоя, ни уверенности, ни прочности. В противоположность знанию ей не дано никогда торжество самоудовлетворения. Она - трепет, ожидание, тоска, страх, надежда, постоянное предчувствие великой неожиданности, неудовлетворенность настоящим и невозможность проникнуть в будущее (такую веру Лютер принял для себя - но для людей она оказалась неприемлемой)»7. И вторая: «Чтобы соединиться с Богом, необходимо одно - вера, т.е. готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых обыкновенно живет человек. Или, выражаясь точнее, вера и спасение есть синонимы. Кто уверовал, тот спасся» .

Подводя итог в своей книге «Sola fide», Л. Шестов приходит к неутешительному выводу о том, что мало кто понимает настоящий смысл и сущность веры. Многие рассматривают ее как средство для исправления грешника, не понимая, что наши грехи, наша слабость так бесконечно велики, что никакими усилиями ничего не добиться. Вера, по существу своему, ни с нашим знанием, ни с нашими моральными чувствами ничего общего не имеет. Чтобы добиться веры, нужно освободиться и от знаний, и от нравственных идеалов. Но сделать это, по утверждению Л. Шестова, человеку не дано.

Дальнейшее исследование феномена веры посвящено у Л. Шестова выявлению причин ее недосягаемости, отвержению общепризнанных способов приобщения к вере и поиску единственно возможного пути ее обретения. Л. Шестов констатирует: отсутствие веры есть выражение бессилия человека, и бессилие человека выражает собой отсутствие веры. Он обвиняет церковь, прежде всего римскую католическую церковь, в том, что, приняв в свое лоно идеи древних греков, она повела людей в противоположную от

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком