научная статья по теме Психологические переживания  источник многообразия религиозных представлений Философия

Текст научной статьи на тему «Психологические переживания  источник многообразия религиозных представлений»

Психологические переживания -источник многообразия религиозных представлений

МБДАНДАРОН кандидат биологических наук, доцент

Первопричиной возникновения религиозных представлений являются трансперсональные переживания в измененных состояниях сознания (ИСС). Это положение было выдвинуто известным религиоведом Е. Торчиновым (6). Наше видение этой проблемы в том, что трансперсональные переживания в историческом прошлом человека требовали объективации и концептуализации. Типология сложившихся религиозных концептуализации имела свои специфические источники, а именно - разные способы интерпретаций глубинных психологических переживаний, которые испытывал человек.

Исторические и археологические данные свидетельствуют, что религия имманентно присуща человеку и сопровождала его всегда. Поэтому анализ проблемы появления ранних религиозных верований, а также специфических религиозных практик необходимо искать в историческом прошлом человека.

То, что трансперсональные переживания были знакомы человеку во все времена и на всех уровнях общественного развития, не вызывает сомнения. Иллюстрацией данного положения кроме археологического контекста служит и разработанная американским философом и психологом С.Грофом (2) методика холотропного дыхания, позволяющая любому человеку пережить глубинные психические измененные состояния сознания. Описания таких состояний показывают, что характер трансперсональных переживаний, архетипические образы у многих людей тождественны, типичны, поэтому их и

называют универсальными. Но интересно, что в зависимости от уровня осведомленности и образованности люди интерпретируют и описывают переживания такого опыта по-разному.

Из описаний, данных в работах Грофа, трансперсональные переживания можно разделить на два типа: опыт встречи с архетипическими персонажами -персонифицированными универсальными принципами и встречи с неким Высшим принципом Вселенной или Абсолютом. В традициях объективного идеализма Абсолют можно рассматривать как абсолютную космическую силу, а архетипические персонажи как творения некой высшей, превосходящей силы (Абсолюта). В этом ряду архетипические персонажи можно было бы классифицировать как вполне рядовые божества. Гроф предостерегает, что в измененных состояниях сознания можно впасть в заблуждение и принять божество -архетипический образ за высший принцип - Абсолют. На самом деле божество нужно понимать лишь как окно в Абсолют, т.е. ошибкой будет принятие архетипического образа за абсолютный источник творения. Таким образом, проблема заключается в том, что человеку, неискушенному в опытах такого рода, легко ошибиться, что и могло иметь место в формировании ранних религиозных представлений.

К. Г. Юнг писал, что архетипы, составляющие человеческую сущность, есть «автопортреты инстинктов», они определяют схемы инстинктивного поведения, присущие всем людям. Архетипы реализуются в образах конкретной культуры и внутреннего опыта конкретных людей. На самых ранних этапах развития человечества они проявляются преимущественно в чувственно-образной форме. Современный человек имеет дело с ее спонтанными проявлениями, например, во сне (7, с. 149).

Архетипы обладают громадной безличной, но при этом эмоционально заряженной энергией; ощущая ее, люди ис-

пытывают страх и трепет. Ее прорывы могут привести к колоссальным разрушениям, поэтому так важно для человека научиться ее контролировать и направлять в нужное русле*. Вероятно, в прошлом энергия архетипов чаще всего трансформировалась в религиозные священные символы, которые и приоткрывали людям архетипы, и одновременно скрывали их подлинную сущность от людей (делая тем самым «переносимыми» контакты с ними). Страх перед громадной силой архетипов заставлял людей на протяжении всей истории человечества развивать рациональное мышление, что особенно характерно для западной цивилизации.

По нашему мнению, способы интерпретации архетипов были причиной развития многообразия духовных практик человека. Они приводили к созданию картин символичного космоса в религиозном сознании, в котором человек имел свое место, и потому мог относительно сносно существовать. Поскольку примитивный уровень самосознания на заре человечества в период формирования религиозных представлений еще не объективировал представления о «субъект-объектных» отношениях, встречи с архетипическими образами в состоянии глубинных психологических переживаний носили безличный характер. Невыделенность «я» от «мира» играла определяющую роль в выборе направления, в котором начинает развиваться тип религиозного сознания.

Проблема видится в способе интерпретации необычных переживаний в измененных состояниях сознания и характер интерпретации зависит от уровня развития самосознания и образованности. Даже в наше время в опытах Грофа люди по-разному интерпретируют свои переживания. Человек, имеющий познания в психологии, философии, особенно в восточной философии, описывая свои переживания после сеансов холотропного дыхания, дифференцирует, отличает впечатления и переживания при встрече с архетипическими образами от впечатлений при встрече с высшим Абсолютом.

И хотя архетипические персонажи производят впечатление как обладающие невероятной энергией и силой, способной влиять на события в нашем мире, испытуемые говорят, что за ними чувствуется превосходящая сила, некий высший принцип.

Древний человек, который не выстраивал глубокие логические цепи причинно-следственных связей, не имевший опыта и не умевший тонко разбираться в собственных чувствах и ощущениях, вполне мог принять архетипический образ за высший творческий принцип и наделять его креативной силой. Очевидно, что первобытный человек «дологического» типа мышления, которому не было свойственно развитое самосознание, не мог дать правильной интерпретации глубинным трансперсональным переживаниям.

Таким образом, из вышесказанного следует, что интерпретация трансперсональных переживаний—очень важный момент в возникновении и функционировании многообразных религиозных представлений, часто она могла быть ошибочной и характер интерпретации зависел от уровня самосознания.

Мы предлагаем все существующее разнообразие религиозных верований классифицировать по типологии интерпретаций трансперсональных переживаний в религиозном опыте. К первым можно отнести не только ранние формы религиозных верований, политеистические религии, но и развитые монотеистические религии, так как в этом случае, возможно, также имела место неправильная интерпретация, когда архетипические персонажи в измененных состояниях сознания принимались за персонифицированные божества. Впрочем, для критического обсуждения монотеистических мировых религий оснований у нас недостаточно, так как в христианстве и в исламе существуют психологические направления - исихазм и суфизм, в которых искусно разработаны методы религиозной психотехники. Неизвест-

но имела ли место в этих случаях ошибочная интерпретация или это было сознательное умолчание истины, или искажение истины с целью решения различного рода политических и прагматических задач. Хотя вполне возможно, что те исторические личности и их ближайшее окружение, которые стояли у основания этих религий, субъективно (ошибочно) интерпретировали трансперсональные переживания при встрече с архетипическими образами в измененных состояниях сознания.

Сравнивая известные религиозные традиции, мы приходим к выводу, что в рамках индо-буддийской религиозной философии принципиально по-иному были интерпретированы те же самые универсальные архетипические образы. Известно, что, начиная с неортодоксальных философско-религиозных школ Древней Индии, практически все формы восточной философии понятия персонального Бога-творца не имеют.

Для поддержки наших предположений приведем антропологический материал в качестве эмпирического. Автор нижеприведенного материала - американский антрополог J.LeValley описывает конкретный случай из жизни детей (от 17 до 32 месяцев) детского сада одного из зажиточных пригородов штата Калифорния.

Исследователь начала свои наблюдения, когда по поведению детей стало ясно, что у них появился воображаемый партнер по играм. Она наблюдала серию контактов между детьми и «духом» или «привидением» в облике ребенка. Его имя Tasha. Так называли его дети. Эти контакты хорошо документированы. Привидение появлялось в течение семи дней: засвидетельствовали его появление один взрослый посетитель, четыре ребенка и автор доклада.

Неизвестно как Tasha воспринималась детьми, посетителю и автору она явилась дважды в виде белой девочки примерно 4-х лет, с длинными светлыми кудрявыми волосами, светло-голубыми лентами в них, в старинном

платье с нижней юбкой, в панталонах и черных кожаных туфельках без задников, с декоративными пряжками.

Привидение перестало приходить после того, как его увидели взрослые. Однако наблюдаемая группа детей продолжала звать Tasha в течение 8 последующих месяцев. За два месяца попытки призывания привидения приобрели черты ритуала. Дети выработали специальную позу (стоя прямо, прогнувшись, запрокинув головы) и повторяли движения и звуки (хлопки и призывы по 3 раза). В это время дети находились в состоянии сходном с трансом (ничего не замечая вокруг, глаза их были затуманены). Их поза напоминала состояние «переключения» сознания во время инициации, так называемое измененное состояние сознания.

Их странная поза, вероятно, указывала на снижение сенсорно-тактильных возможностей. Дети часто оказывались в таком состоянии, громко выкрикивая для этого имя Tasha. Их состояние указывало на приостановку процессов рационального познания. Наблюдаемые дети по возрасту еще не достигли стадии логического мышления.

На протяжении недели появившееся привидение вело себя (по сообщениям) так, как обычно ведут себя такие феномены (Auerbach, 1986): казалось плотным; контактировало с людьми; появлялось и исчезало внезапно; левитировало и демонстрировало иные фокусы - например, вращалось под потолком, разговаривало. Дети общались с Tasha, вовлекали ее в свои игры, ловили ее взгляд, обсуждали ее -все это их очень развлекало. На протяж

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком