научная статья по теме ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕРСОНОЛОГИИ: ТЕОРИИ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Психология

Текст научной статьи на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕРСОНОЛОГИИ: ТЕОРИИ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2014, том 35, № 1, с. 16-32

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕРСОНОЛОГИИ: ТЕОРИИ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2014 г. С. К. Нартова-Бочавер*, Н. Б. Астанина**

*Доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, Москва; e-mail: s-nartova@yandex.ru ** Кандидат психологических наук, доцент Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института, Воронеж; e-mail: astanina.nadya@yandex.ru

Представлен обзор исследований и теорий психологии справедливости в зарубежной персоноло-гии. Проанализированы теории веры в справедливый мир и чувствительности к справедливости. Перечислены методы и приемы исследования психологии справедливости. Описана феноменология веры в справедливый мир - мировоззренческой установки и чувствительности к справедливости как черты личности. Очерчены перспективы психологии справедливости для разных областей прикладной психологии.

Ключевые слова: психология личности, психология справедливости, вера в справедливый мир, чувствительность к справедливости, просоциальные установки, эгоистичные установки, ресурсы личности.

Идея справедливости играет важную роль в регуляции человеческих взаимоотношений, касающихся распределения жизненных благ, обязанностей, восстановления нарушенных прав, оценки причиненного ущерба и решения конфликтов. Это главная ценность многочисленных социальных институтов, таких, как религия, право, благотворительность; без опоры на нее невозможно поддерживать социальный порядок, регулировать конфликты, управлять людьми. Социальные функции справедливости очевидны [1, 4]. Однако какое место справедливость занимает во внутреннем мире отдельного субъекта, осложняет или упрощает его жизнь и взаимоотношения? Существует ли некий внутренний "счетчик", показывающий, что человеку повезло, что он оказался неудачником или точно получает то, что честно заработал?

Исследования с участием крыс и приматов показывают, что справедливое обхождение отвечает базовым потребностям животных, которые в этих

Длительная борьба за справедливость поглощает любовь, породившую ее.

А. Камю

условиях чувствуют и ведут себя лучше [11]. Согласно данным нейрогенетики, тенденции к справедливым решениям в игровой ситуации связаны с уровнем нейропептидов - окситоцина и аргинина вазопрессина [25]. Это свидетельствует о том, что идея справедливости может быть закреплена в поведении уже на инстинктивном уровне, обладает эволюционным смыслом и способствует выживанию сообщества.

В то же время не каждая культура и не все люди рассматривают справедливость как центральную добродетель; известно, что она более значима для мужчин, чем для женщин, чаще использующих в своей нравственности тактику заботы [29]. В повседневной жизни, несмотря на постулируемую ценность справедливости, она также часто нарушается. Например, в случае широко распространенного феномена вторичной виктимизации, который проявляется в том, что оказавшиеся в неблагоприятных жизненных обстоятельствах люди - бедные, больные, пострадавшие от не-

счастных случаев - вызывают у окружающих не сочувствие и сострадание, а, напротив, желание дистанцироваться и убеждение в том, что они сами заслужили эти страдания [38]. И если одни исследователи изучают то, насколько часто люди стараются восстановить равенство, компенсируя нанесенный ущерб или даруя прощение, другие отмечают, что в реальности жертвы несправедливости часто отвергаются из-за их "дурного" характера, который сформировался вследствие перенесенных стрессов [9, 23, 44, 65, 70, 73, 80]. Таким образом, хотя на социальном уровне справедливость - однозначно позитивная ценность, как регулятор индивидуального поведения она применяется не всегда.

К настоящему времени можно уже говорить о психологии справедливости как отдельной предметной области, хотя терминологический аппарат все еще продолжает уточняться и развиваться. Так, в начале исследований в качестве синонимов использовались такие слова, как fairness (англ.; оттенок - честность), equity (англ.; оттенок - равенство), justice (англ.; оттенок - законность), Gerechtigkeit (нем.; оттенок - законность), distributive Verantwortlichkeit (нем.; оттенок - ответственность в распределении благ), но сейчас чаще всего используется justice. Эмпирически уже довольно глубоко изучены такие виды справедливости, как distributive justice (распределение благ и привилегий), procedural (принятие решений), interpersonal (межличностная, регулирующая равенство), informational (реализующая право на доступ к информации) [73, 74, 78, 94].

Справедливость стала привлекать особое внимание психологов после Второй мировой войны, что привело к возникновению четырех направлений исследования. Так, теория относительной де-привации (relative deprivation theory) утверждает, что установка и реальное поведение, направленные на восстановление справедливости, зависят от того, насколько расходятся ожидания человека и те реальные социальные, политические, экономические блага, которые он получает [4, 42, 45, 93, 94]. Теория равенства (equity theory) постулирует, что люди стремятся уравнять друг друга в распределении благ, и это стремление столь сильно, что они готовы ради него поступиться даже частью собственных преимуществ - в частности, именно поэтому некоторые отказываются от денег, которые ими не заработаны [5, 46, 79]. Третье направление основывалось на гипотезе справедливого мира (just world hypothesis) - когнитивного заблуждения относительно того, что каждый в мире получает по заслугам, изученной М. Лерне-

ром (M Lerner) и приведшей к появлению теории веры в справедливый мир [14, 19, 50]. Четвертая линия исследований - теория процедурной справедливости (procedural fairness theory) - рассматривает, каким образом в процессе разрешения конфликтов и примирения враждующих сторон участники принятия решения могут воздействовать на содержание правил, по которым следует оценивать меру справедливости, или на сам результат [48, 49].

Интегрируя все существующие к настоящему моменту психологические теории справедливости, Лернер отметил, что на протяжении некоторого времени психологи высказывали предположение о существовании отдельного мотива справедливости (justice motive theory), который реализуется в поведении, направленном на восстановление справедливости [36, 42, 45, 46]. Однако и эта позиция находит критиков, сомневающихся в том, что люди действительно стремятся быть справедливыми, а не просто следуют устоявшимся нормам или осуществляют посредством отдельных честных поступков и мудрых суждений долговременные инвестиции в собственный социальный капитал, рассчитывая на благоприятное отношение к себе в будущем. Возможны и другие ценностные интерпретации мотивов справедливых поступков [4].

Итак, феномен справедливости на уровне индивидуального сознания и поведения - это чрезвычайно противоречивое явление, переплетение позитивного и негативного, уязвимости и ресурсов человека.

Цель работы - дать очерк зарубежных теорий, описывающих справедливость как персонологи-ческий феномен, и представить главные итоги исследований, основанных на этих теориях1. Мы останавливаемся на анализе двух авторитетных современных теорий - теории веры в справедливый мир, предложенной Мелвином Лернером и развиваемой в работах Исаака Липкуса (I. Lipkus), Клаудии Дальберт (С. Dalbert), Лео Монтады (L. Montada), и концепции чувствительности к справедливости, созданной Манфредом Шмиттом (M Schmitt). Возникнув в США и Германии, эти теории распространились практически по всему

1 Принимая во внимание значительный рост научного интереса к явлениям справедливости, мы в данной работе намеренно ограничиваемся теми исследованиями, которые выполнены в рамках психологии личности, при этом осознавая, что справедливость регулирует межличностное взаимодействие и потому изучается как объект социологии и социальной психологии. В этой области реализованы исследования J.S. Adams, M. Deutsch, R. Stock.

земному шару; существует даже Международное общество изучения справедливости (International Society for Justice Research, ISJR). И если теория веры в справедливый мир была первой, обратившейся к изучению данного явления, то концепция чувствительности к справедливости - одна из новейших; в пространстве и времени между ними располагается, по сути, все феноменологическое поле исследований психологии справедливости.

Справедливость - социально значимое явление, требующее тонкой диагностики. Необходимо отметить, что исследования психологии справедливости поражают необыкновенным богатством и разнообразием приемов получения данных, среди которых используются очень трудоемкие ролевые игры, классические лабораторные эксперименты с одним испытуемым, естественные эксперименты и наблюдения. Разрабатываются интервью для получения оценочных суждений, биографические методы, позволяющие оценить личный опыт респондента; несколько позже стали создаваться специальные опросники2 [8, 16, 36, 70, 71, 76, 78]; нередко используют дилеммы или виньетки для разделения эксплицитных и имплицитных установок на справедливость, личностных и ситуативных факторов, а также сочетание опросов и эксперимента [85]. В работах по психологии справедливости очень высок уровень требований к применяемым инструментам и практически нет облегченных корреляционных схем, построенных исключительно с использованием опросников, как не встречаются и данные, полученные посредством интернет-опросов.

Какие же ситуации люди склонны рассматривать как несправедливые? Г. Микула выделил пять характеристик подобных ситуаций: 1) в них нарушаются права человека, 2) нарушение прав осуществляется не самим пострадавшим, а другими людьми или группами людей, 3) нарушитель имел возможность поступить иначе, 4) поступок или, напротив, отсутствие нужного действия были преднамеренными, 5) нарушитель не получил возмездия [63, 72].

Очевидно, что подобные ситуации встречаются во всех жизненных сферах, поэтому справедливость - важный аспект семейных отношений, показатель дружественности обр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком