научная статья по теме Психологическое восприятие времени: историко-культурологический анализ Биология

Текст научной статьи на тему «Психологическое восприятие времени: историко-культурологический анализ»

19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 008. 001

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

М. Л. Шуб, кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры культурологии и социологии

Челябинская государственная академия культуры и искусств Орджоникидзе, 36а, Челябинск, 454091, Россия

Статья посвящена рассмотрению как самого понятия «психологическое восприятие времени», так и истории его научного обоснования и изучения. Особое внимание уделяется двум научным подходам к проблеме исторического восприятия времени, представленным философами постмодернизма и последователями «Школы анналов».

Ключевые слова: время, восприятие, психология восприятия времени, школа анналов, постмодернизм.

Время относится к числу тех категорий, которые, с одной стороны, интуитивно абсолютно понимаемы, а, с другой - с трудом поддаются научному описанию и предельному изучению. Это связано, прежде всего, с тем, что А. Б. Успенский назвал «многоаспектностью времени» [1]. И, действительно, время одновременно выступает в совершенно разных, порой даже противоположных феноменологических проявлениях: объективном, субъектном, историческом, культурном, философском, художественном, мифологическом. И если время как объективная сущность интересует, главным образом, естественнонаучное знание, то все остальные его формы - знание гуманитарное. Понимание объективного характера времени базирует на таких его свойствах, как атрибутивность, длительность, протяжённость, способность к систематизации и хронометрированию. В гуманитаристике же наблюдается обратная ситуация, а именно «терминологический хаос» [2], не позволяющий выделить конкретные и универсальные характеристики времени. Единственное, что объединяет практически всех представителей гуманитарного знания, занимающихся вопросами изучения времени, это понимание времени как важнейшей, ключевой компоненты картины мира людей той или иной эпохи, как «четвертого измерения культуры» (по П. А. Флоренскому), как формы субъективно-психологического мировосприятия, обусловленного историческим и культурным контекстом.

Таким образом, под психологическим восприятием времени в гуманитарном знании понимается субъективное переживание времени людьми, опредмеченное и проявленное в различных артефактах и явлениях материальной и духовной жизни. Другими словами, психологическое восприятие времени - это «не констатация того, что время есть само по себе, вне сознания человека, а констатация того, как я, конкретная личность его понимаю и ощущаю и то, как на основе этих пониманий и ощущений я выстраиваю свою жизнь» [3]. Сама по себе данная позиция внеисторична и в этом смысле универсальна. Трудно поспорить с утверждением о том, что в эпоху Античности, Средних веков, Нового, Новейшего периодов и Постмодерна человек субъективно, эмоционально переживал время в его цельности и отдельных проявлениях (прошлое, настоящее, будущее). Однако социально-культурную и историческую детерминированность приобретают не субъективность подобного переживания, а лишь его феноменологические формы. И тогда получается, что в Античности, Средние века, Новое время и эпоху Постмодерна сам факт психологичности восприятия времени был неизменным, но конкретные проявления такого субъективного «хроночувства» были различными.

Эта мысль не является революционной в научной среде. К ней неоднократно обращались представители и зарубежных, и отечественных научных школ, занимающихся изучением историко-культурной специфики понимания времени (Ж. Ле Гофф, Б. Успенский, М. Эллиаде, А. Гуревич и др.). Вместе с тем, восприятие времени интересовало их, прежде всего, как отражение историко-культурной картины мира людей той или иной эпохи. Однако данный подход при всей своей глубине не является исчерпывающим и открывает возможности для иного прочтения феномена времени и его психологического восприятия. Отношение ко времени (и в его чисто психологическом, и в феноменологическом аспектах) может стать платформой для «хроно-типологии» культуры. При этом «культурные типы» могут быть выделены по нескольким основаниям. Ниже представлены некоторые из них.

■ 1 основание: структура времени (циклическое, линейное, линейно-циклическое, хаотическое). В соответствии с данным критерием можно выделить культуры хронолинейные (архаические культуры), хроноциклические (античная культура), хронолинейно-циклические (средневековая культура) и хронохаотические (современная культура);

■ 2 основание: характер и ориентация времени (сакрализация, актуализация или принятие прошлого/настоящего/будущего). В рамках подобной структурации можно различать, например, культуру сакрализации прошлого и принятия настоящего (эпоха архаики), актуализации прошлого и настоящего и принятия будущего (культура Возрождения) и др. В эту же группу можно включить культуры ретроспективного, презентативного и проективного типа;

■ 3 основание: субъективное ощущение длительности времени (вечность/мгновение). Этот критерий соотносим в большей степени с художественным пространством той или иной культуры, однако и он позволяет выделить культурные типы: «культура вечности» (культура Средних веков), «культура мгновения в вечности» (культура эпохи Возрождения), «культура мгновения» (культура рубежа Х1Х-ХХ вв.) и др.

Возможно, подобные основания можно «наращивать» как в количественном, так и в качественном аспектах. Однако платформа, на которой все они базируются, (психологическое восприятие времени) на мой взгляд, может занять своё место в ряду подобных оснований типологических структур культуры.

История философско-научного интереса именно к психологическим особенностям восприятия времени берёт своё начало с эпохи Средних веков. Хотя традиционно считается, что основу изучения времени в данном аспекте заложили античные философы Платон и Аристотель, наибольший вклад в разработку данной проблемы внёс всё-таки средневековый теолог Августин Блаженный. В отличие от Аристотеля, который рассматривал время с чисто рациональной точки зрения, заявляя о возможности его измерения и контроля как любой другой физической величины (например, расстояния) Августин говорил о времени как о «тайне, скрывающей предельные законы бытия, растворённые в потоке Хроноса» [4]. Именно он первым предложил особую методологию изучения психологического восприятия времени и обосновал её. И хотя он не был свободен от «теологического пресса» средневековья, тем не менее, сумел заложить методологические основы рассмотрения времени с позиции психологии его восприятия.

При всей своей кажущейся простоте психологическая концепция восприятия времени Августина не происходит напрямую из тезиса «время - это то, что думают о нём люди». Она связана с ним более сложными смысловыми конструкциями. Под психологией средневековый мыслитель понимает «знание о душе, о «внутреннем» человеке». И для него истинный интерес представляет не внешний объективный мир, а внутренний мир душевной жизни, не интеллектуальная сторона человеческого бытия, а сила духа, воля и чувство. И на основании наличия этих сил, которые превращают феномены объективной реальности (в том числе и время) в субъективные события внутреннего мира человека, Августин приписывает процессу восприятия времени свойства психологичности, или

«душевности»: «В тебе, душа моя, я измеряю время» [5]. Таким образом, психологическое восприятие времени по Августину - это способность индивидуальной души оценивать в категориях прошлого, настоящего и будущего факты реальности, фиксировать и измерять их с помощью различных действий души (памяти, внимания и ожидания соответственно).

Психологическая трактовка времени, столь основательно разработанная Августином, представляет собой поворот, значение которого для европейской философии трудно переоценить. Августин во многом предвосхитил субъективный подход к пониманию времени, характерный для эмпирическо-психологического направления в философии XVII-XVIII вв., а отчасти и для трансцендентализма Канта.

И, наверное, наибольшее значение концепция средневекового богослова оказала на два методологических подхода к изучению психологического восприятия времени, распространившихся во второй половине XX века и представленных, с одной стороны, философами-постмодернистами (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, У. Эко и др.), а, с другой -последователями «Школы анналов» и представителями семиотического направления (Ж. Ле Гофф, А. Гуревич, Ю. Лотман, А. Успенский и др.).

Постмодернистские философы чрезвычайно своеобразно и творчески «переработали» идеи Августина, адаптировав их к общей философской концепции постмодернизма. А именно - идею о способности индивидуальной души оценивать и измерять время. Другими словами, для постмодернистских философов в концепции Августина оказалась важной и близкой мысль о том, что время, по сути относящееся к сфере человеческого сознания, может быть осмыслено, измерено и проинтерпретировано разными людьми по-разному в силу наличия у них различных «сознаний» (индивидуальных душ). Это в свою очередь порождает «интерпретативный хаос», не совместимый с существованием любых временных систем, которые упорядочивают восприятие времени, загоняют его в стандартные, универсальные, навязанные обществом рамки. Это касается, прежде всего, трёхчастной структуры времени «прошлое-настоящее-будущее»: «каждый человек волен воспринимать время как захочет. И совсем не обязательно, что его восприятие будет происходить в рамках существующего и общепонимаемого прошлого, настоящего или будущего» [6]. Поэтому в постмодернизме время совмещает в едином темпоральном пространстве прошлое, настоящее, будущее, разные эпохи, разные события. Ж. Бодрийяр такую ситуацию назвал «концом старого доброго времени» [7].

Ситуация отказа от стереотипных образов времени (в том числе и его трёхчастного деления) неизбежно приводит к их замене другими образами, поскольку человек не может помыслить время вне символических, вне метафорических форм. И на смену истинным образам приходят симулякры (термин Ж. Бодрийяра) - псеводообразы, искусственные заменители реальности. Философ определяет симулякр как «

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком