научная статья по теме ПУТЬ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕЗРЯЧИХ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ПУТЬ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕЗРЯЧИХ»

Специальные библиотеки

АНАТОЛИЙ МАЙДАНОВ

Путь к реабилитации незрячих

Какими словами можно описать незрячему человеку красоту храма Василия Блаженного, совершенство форм Венеры Милосской,приветливую улыбку Юрия Гагарина? В Российской государственной библиотеке для слепых нашли свой способ ознакомления незрячих с произведениями пространственного искусства и другими объемными материальными объектами.

Анатолий Степанович Майданов, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук, инвалид по зрению I группы

СЛОВО «библиотека» в нашем сознании обычно ассоциируется с хранилищем книг. И это верно в отношении большинства научных и массовых библиотек. Но находящаяся в Москве Российская государственная библиотека для слепых имеет иной характер. Стремясь удовлетворить интересы особого круга читателей, отличающиеся большой спецификой, РГБС стала библиотекой с необычным профилем. Ее работа уникальна и многогранна.

РГБС - это и обычные, и рельефно-точечные, и «говорящие» книги, и грампластинки, и компакт-диски, и видеофильмы. Библиотека ведет исследовательскую и методическую работу в области тифлобиблиотековеде-ния, изучает интересы и запросы различных групп читателей, их психологические и другие особенности, выполняет важные проекты и программы по информатизации, оперативной брайлевской печати, экспериментальной звукозаписи.

Некоторое время назад начало складываться еще одно значимое направление, поставившее целью помочь незрячим познать искусство. По моему предложению при библиотеке начали создавать художественную коллекцию. Она стала базой для ознакомления незрячих с декоративно-прикладным искусством, скульптурой и архитектурой. Подобная коллекция во многом облегчает путь к восприятию и пониманию этих видов искусства, в частности, устраняет неудобства, возникающие у незрячих при посещении музеев. Кроме того, она позволяет учесть особые эстетические требования, предъявляемые к художественным произведениям, предназначенным для тактильного восприятия. Со временем коллекция, в которую вошло довольно большое число копий скульптур, моделей известных памятников, декоративных ваз и

композиций, превратилась в настоящий Музей искусства. Я обратился с просьбой в Архитектурный институт, там сразу откликнулись и организовали изготовление крупных макетов архитектурных памятников, учитывающих особенности эстетики тактильного восприятия.

Наличие в библиотеке Музея искусства дает возможность использования еще одной формы эстетико-воспитательной и культурно-образовательной работы - бесед об архитектуре и скульптуре. Такие беседы не ограничиваются одним рассказом, а включают в себя знакомство с художественными объектами. Использование наглядных пособий по-

могает незрячим самостоятельно изучать архитектуру, обращаясь к чтению книг, а также быть более подготовленными для восприятия информации во время экскурсий. Работу, которую проводит библиотека, можно рассматривать как одно из возможных решений большой задачи, связанной с поиском путей и способов ознакомления незрячих с произведениями пространственных искусств. Благодаря ее усилиям создаются благоприятные условия для расширения и углубле-

Л Л О #04 [28] *2005

Специальные библиотеки

ния культурно-образовательной и эстетико-воспитательной работы в системе Всероссийского общества слепых.

После того как удалось приобрести значительное количество экспонатов, в музее была организована большая постоянно действующая экспозиция. На стендах установлены удобные для тактильного осмотра уменьшенные копии античных скульптур -Афродиты Милосской, Геракла, Софокла. На других стендах незрячие могут познакомиться с внешним обликом выдающихся писателей - Л. Толстого, М. Горького, Н. Островского. А вот бюст Ю. Гагарина - откры-

тое, приветливое лицо, известная всему миру улыбка.

Незрячие получили свободный доступ к произведениям пространственных искусств, смогли, не торопясь, подробно и внимательно ознакомиться с ними, что с трудом удается делать в обычных музеях, где, к примеру, нельзя задержаться у стенда с произведениями художественной керамики, а тем более их потрогать. От внушительных напольных ваз до небольших изящных сосудов в форме животных - таков диапазон представленных произведений искусства в Музее РГБС. Все эти декоративные керамические композиции, изготовленные на фарфорово-фаян-совых заводах России, Украины, Прибалтики, Грузии и Армении, не могут не вызывать восхищения, удивления и радости. Здесь можно узнать об особенностях национальных школ художественной керамики, нау чить ся разли чать творчес кий по черк мастеров.

Но наибольший интерес у посетителей вызывает раздел архитектуры. Здесь представлены модели, выполненные в знаменитых стилях древнегреческой архитектуры - дорическом, ионическом, коринфском. Всеобщим восхищением неизменно пользуются крупные макеты архитектурных памятников Московского Кремля. Золотые купола соборов, стрельчатые шатры башен, проемы Спасской башни и колокольни, зубцы кремлевских стен, циферблат знаменитых курантов - сколько раз незрячие читали и слыша-

ли об этом, а теперь могут непосредственно и наглядно все это воспринять.

Над макетами работал со своими сотрудниками Владимир Борисович Симонов - руководитель мастерской Московского архитектурного института, около полувека занимающийся их изготовлением. Он выполнял подобные заказы для советских павильонов на Всемирных выставках в Нью-Йорке, Брюсселе, Осаке. С большим увлечением и энтузиазмом взялся Владимир Борисович за изготовление макетов для незрячих. По его словам, это не только интересная работа, но и нужное, гуманное дело.

В рамках реализации проекта по художественно-эстетической реабилитации незрячих на базе библиотеки был проведен теоретический семинар по проблемам тифлоэсте-тики. Обсуждались пути и способы ознакомления незрячих с произведениями архитектуры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Отмечалось огромное культурно-образовательное и эстетико-воспитатель-ное значение подобных экспозиций.

В течение трудных 1990-х годов библиотеке не удавалось приобрести новые экспонаты. И вот недавно нашли спонсоров, которые поняли огромную реабилитационную и просветительскую значимость подобного музея и решили оказать финансовую помощь в его развитии. Прежде всего, это американская компания «Филипп Моррис». Благодаря ей музей пополнился новыми, очень интересными экспонатами.

Раздел скульптуры обогатился серией портретов великих людей: Сократа, Данте, Вольтера, Пуш ки на. Теперь нез рячие мо гут получить представление о знаменитой египетской красавице Нефертити - супруге фа-

раона-реформатора Эхнатона, жившей в ХУ-Х1У вв. до н. э., а также познакомиться с великим творением итальянского скульптора Микеланджело. Уменьшенная копия его Давида также появилась в музее. Была приобретена и вызывающая трогательное чувство «Ло шадь с жере бен ком» рус ско го скульптора П. Клодта. Немецкая реалистическая скульптура начала XX века представлена работой Георга Кольбе «Танцовщица».

Прекрасными экспонатами пополнился и архитектурный раздел музея. Прежде всего, привлекает внимание макет шедевра древнегреческой архитектуры - храма Парфенон. Полностью воссоздан не только его внешний вид с величественной колоннадой, но и интерьер, включающий статую богини Афины. Появились новые макеты произведений русской архитектуры - храмы Покрова на Нер-ли, Георгия Победоносца на Поклонной горе, Христа Спасителя. Они выполнены группой опытных специалистов, продолжателей дела В. Б. Симонова, работу которых возглавляет член Союза архитекторов Анатолий Яковлевич Покрасс. Ему уже 80 лет, но он с необычайной энергией трудился над заказом, горя желанием сделать доступной для незрячих красоту шедевров архитектуры.

С течением времени все больше и больше незрячих, да и зрячих тоже, приходит в музей и с помощью работников библиотеки постигает величие творений мастеров зодчества и скульптуры. РГБС во главе с директором А. Д. Макеевой занимается крайне нужной, имеющей большую реабилитационную значимость и требующей специальных знаний и умения работой по эстетическому воспитанию незрячих, выполняя чрезвычайно важную гуманитарную миссию.

#04 [28] *2005 1 |.'ДТ>ЛОЙа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком