научная статья по теме ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ КАШМИРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ КАШМИРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ»

ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ КАШМИРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

© 2008 Н. В. МЕЛЕХИНА

Конфликт вокруг проблемы Кашмира является одним из важнейших нерешенных вопросов в отношениях между Индией и Пакистаном с августа 1947 г. Он возник практически одновременно с появлением двух независимых доминионов на территории бывшей Британской Индии и непосредственно влияет на развитие отношений двух соседних стран. Несмотря на то, что в настоящий момент Дели и Исламабад переживают период нормализации отношений и следуют пути "комплексного диалога"1, включающего и обсуждение вопроса Кашмира, пока стороны далеки от окончательного решения этой наболевшей проблемы. Однако существующие условия делают ситуацию в этом регионе зыбкой, и при определенных обстоятельствах маятник отношений может качнуться в противоположную от политического диалога сторону. На фоне общего потепления отношений и налаживания конструктивного сотрудничества в последние годы Дели и Исламабад, вероятно, сочли более приемлемым на некоторое время заморозить кашмирский вопрос, с тем чтобы он не являлся препятствием на пути двустороннего диалога в других сферах отношений. Тем не менее это не означает, что "кашмирская карта" не может быть разыграна вновь. В большей степени это относится к Пакистану, в котором поддержка "кашмирских братьев" является одним из основных способов консолидации общества, а для руководства страны -это краеугольный камень внешней политики. Недаром за последние годы президент Пакистана генерал Первез Мушарраф неоднократно выступал с предложениями конкретных мер и шагов по урегулированию конфликта.

На сегодняшний день бывшее княжество Джамму и Кашмир расположено на стыке пяти государств - Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана. Территория Джамму и Кашмира составляет 222236 кв. км. Принято считать, что Джамму и Кашмир как бы "поделен" между тремя государствами. Под фактическим контролем Индии находится 99 тыс. кв. км, около 84 тыс. кв. км контролируется Пакистаном, немногим менее 40 тыс. кв. км - Китаем [Белокреницкий, Москаленко, Шаумян, с. 157]. Главными соперниками здесь являются Индия и Пакистан, которые разделены Линией контроля, установленной после индо-пакистанской войны 1971 г. Между тем, "китайский" сектор к собственно кашмирскому конфликту прямого отношения не имеет и является наследием давнишнего картографического спора между Индией и Китаем относительно их границы.

Западный участок индийско-китайской границы проходит через труднодоступные горные районы Гималаев и Тибета, отличающиеся пестротой этнического и религиозного состава. В силу географических условий и малой заселенности этой своеобразной "буферной" зоны между двумя государствами в этом районе крайне сложно демарки-

1 Начало переговорному процессу между двумя государствами, ведущемуся в формате комплексного диалога, положила встреча премьер-министра Индии и президента Пакистана 5 января 2004 г. в Исламабаде в рамках 12-го саммита Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК).

ровать межгосударственную границу. История этого спора связана с отношениями еще Британской Индии и Китая в середине - конце XIX в. Причина разногласий заключается в том, что при определении границ британских владений в Индии с Китаем сложились две картографические традиции. Согласно первой, граница проходила по так называемой линии Маккартни-Макдональда, и часть княжества Джамму и Кашмир - Ак-сай Чин - оставалась на китайской стороне. Однако Великобритания, обеспокоенная в ту пору нарастающей русской угрозой в Средней Азии, считала необходимым отодвинуть границу своих владений в глубь Китая, и генерал-губернатор Британской Индии лорд Керзон принял предложение провести границу по так называемой линии Ардага-Джонсона по хребту Куэньлунь. Таким образом, индийцы, унаследовав британские картографические традиции, на картах, выпущенных уже после обретения их страной независимости, всю территорию Аксай Чина включили в состав Индийского Союза2.

Позиция Китая по индо-пакистанскому конфликту в Кашмире довольно сдержанная. Пекин надеется на мирное решение этой проблемы путем переговоров между Дели и Исламабадом. Индийско-китайские разногласия по поводу границы не увязываются напрямую с кашмирской проблемой и касаются ее лишь в связи с заключенным в 1963 г. соглашением между Пакистаном и Китаем о демаркации границы между китайским Синьзцяном и контролируемыми Пакистаном Северными территориями в районе Хунзы.

Территорию бывшего княжества Джамму и Кашмир можно условно разделить на четыре историко-географические и культурные области. Единое целое представляли собой провинция Кашмир, входящая сейчас в состав индийского штата, и находящийся под юрисдикцией Пакистана Азад Кашмир. Другая часть - Джамму с большинством индусского населения. Еще один район - Ладакх, где больше половины населения составляют буддисты. Отдельно выделяют Северные территории. Однако в геополитическом плане Джамму и Кашмир состоит из двух частей - индийской и пакистанской.

Индийский штат Джамму и Кашмир, самый северный и занимающий стратегически важное положение, включает в себя три административные области: Джамму - узкую полоску Пенджабской долины, предгорье и хребет Пир Панджал (в Джамму расположена зимняя столица штата); Кашмир - Кашмирскую долину (здесь находится летняя столица штата - г. Сринагар) и Большой Гималайский хребет; Ладакх - высокогорное плато на границе с Тибетом [Баранов, 2003, с. 4].

До раздела, согласно переписи 1941 г., население княжества Джамму и Кашмир составляло 4.02 млн человек, 77% из которых - мусульмане, 20% - индусы, 3% - сикхи и приверженцы других вероисповеданий [Южная Азия, 1999, с. 104] По данным переписи 1981 г. население "индийского" Кашмира составляло около 6 млн. человек, из которых 64.2% составляли мусульмане, 32.25% - индусы, 2.23% - сикхи, остальные - буддисты, христиане и др. [Белокреницкий, 2003, с. 157]. В Кашмирской долине проживало 3.1 млн человек (95% - мусульмане-сунниты); 2.7 млн - в Джамму (66% - индусы) и 134.4 тыс. человек - в Ладакхе (50% населения исповедуют буддизм ламаистского толка и 44% - ислам) [Stobdan, 1996, с. 130; Jammu and Kashmir...]. В конце 1970-х гг. Ладакх был поделен на два дистрикта: Лех, где 80% населения составляют буддисты, а оставшуюся часть - мусульмане-сунниты, и Каргил, 80% населения которого представлено мусульманами-шиитами. Все области Джамму и Кашмира отличаются друг от друга природными условиями, историческим прошлым, национально-этническим и религиозным составом.

Под юрисдикцией Пакистана находятся образованный в 1947 г. так называемый Азад Кашмир ("Свободный Кашмир") со столицей в г. Музаффарабаде и примыкаю-

2 Подробнее об истории индийско-китайской границы см., например: [Белокреницкий, Москаленко, Шаумян, 2003, с. 49, 68; Шаумян, 2002, с. 63-71; Lamb, 1991, p. 17-53; Calvin, 1984; Maxwell, 1962].

щие к нему Северные территории. По переписи 1981 г. в Азад Кашмире проживали около 1.98 млн человек, а население Северных территорий составляло 0.575 млн [Бе-локреницкий, 2003, с. 157]. Большинство жителей Азад Кашмира говорит на языках пенджаби, кашмири и пушту, по религии - мусульмане-сунниты, составляющие здесь около 99% населения. Особое место занимают Северные территории, включающие в себя районы Гилгит и Балтистан, население которых на 90% - мусульмане, а остальные - преимущественно буддисты. Причем в Балтистане - в основном мусульмане-шииты, а в Гилгите - исмаилиты. Мусульмане Азад Кашмира исповедуют ислам суннитского толка.

По оценкам на 2001 г., население "индийского" Кашмира составляло около 10 млн человек, а "пакистанского" - около 4.14 млн [Kashmir Study Group..., 2005] Таким образом, население всего бывшего княжества по сравнению с началом 1940-х гг. увеличилось примерно в 3.5 раза. С 1980-х гг. население каждой из частей - индийского штата Джамму и Кашмир и "пакистанского" Кашмира - выросло примерно в 1.5 раза.

После образования в августе 1947 г. двух суверенных государств - Индии и Пакистана - оба они стали добиваться присоединения Кашмира к своим территориям. Многократные попытки договориться по вопросам принадлежности Кашмира, его статуса, взаимоотношений Дели и Исламабада с подконтрольными им частями бывшего княжества, а также по другим вновь возникавшим проблемам не увенчались реальным успехом ни на двустороннем, ни на международном уровне.

Несмотря на наличие нескольких международных и двусторонних соглашений и резолюций по Кашмиру, решение этой проблемы даже не является вопросом ближайшего будущего. Одной из причин разногласий является комплексный и многоуровневый характер конфликта: за десятилетия изменился не только состав, но и особенности участников кашмирского противостояния. Под влиянием внутренних и внешних факторов "кашмирский клубок" стал еще более запутанным, перейдя с локального уровня двусторонних отношений на макрорегиональный и, в определенном аспекте, на глобальный уровень. Большую роль в конфликте стали играть внутренние факторы в обоих государствах. Столь сложная проблема не имеет простого однозначного решения, особенно с учетом новых факторов, таких как исламистский терроризм и сепаратизм.

Ключевыми причинами, тормозящими процесс окончательного урегулирования, являются противоположные и неизменные исходные позиции Дели и Исламабада по этому вопросу.

Основополагающими пунктами позиций двух стран являются следующие:

• Пакистан считает кашмирский вопрос нерешенным в принципе и настаивает на праве кашмирского народа на самоопределение путем проведения плебисцита на основе резолюции СБ ООН 1948 г. В свою очередь, Индия, ссылаясь на Акт о присоединении княжества Джамму и Кашмир к Индийскому Союзу в 1947 г., полагает вопрос в целом решенным, а проблемой, с ее точки зрения, является лишь незаконная оккупация Пакистаном части индийской территории.

• Дели настаивает на том, что конфликт имеет двусторонний характер и его урегулирование может быть осуществлено путем переговоров на основе Симлских соглашений 1972 г. и в духе Лахорской декларации 1999 г. без участия каких-либо посреднико

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком