научная статья по теме ПЯТЫЕ ТОРЧИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПЯТЫЕ ТОРЧИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

150

ВОСТОК (ORIENS) :2008 < 5

"Ниса", городище с хорошо сохранившейся фортификацией, на котором проводились раскопки и реставрирована часть построек парфянского времени; посетить подземное озеро с минеральной горячей водой "Ковата"; осмотреть памятники, музеи в Ашхабаде и Геоктепе. В Музее туркменского ковра им. Гурбансолтан эдже посетителям были продемонстрированы ковры различной расцветки и орнаментации, которые изготавливают мастера в разных районах Туркменистана. Своими размерами отличаются два огромных ковра. Один из них был соткан туркменскими мастерицами еще в 1940-х гг. и некоторое время служил занавесом в Большом театре. Другой, еще более крупный ковер был изготовлен в 2000-х гг. к юбилею независимости Туркменистана. Это самый большой ковер в мире, о чем есть свидетельство в книге рекордов Гиннесса. В его расцветке присутствуют элементы орнамента, характерные для всех туркменских племен. Ковры являются национальным достоянием, и их запрещено вывозить за границу. Развернутые археологические экспозиции имеются в Национальном музее и Музее изобразительных искусств, где довольно полно представлены предметы ранних земледельческих культур энеолита, бронзового века и парфянского государства. Этнографические экспонаты представлены в этих музеях, а также в музее Геоктепе. Участники конференции смогли осмотреть центральную часть города Ашхабада, которая производит большое впечатление обилием современных архитектурных сооружений. На всех этих мероприятиях зарубежных гостей встречали исполнители национальных туркменских песен, музыки и танцев.

Все мероприятия, особенно открытие и закрытие конференции, проводились очень торжественно, включая исполнение государственного гимна и клятвы верности президенту, что для зарубежных участников было весьма необычно.

Несмотря на расширение научных контактов и проведение совместных экспедиционных исследований и реставрационных проектов с учеными разных стран, туркменские ученые не утратили интереса к сотрудничеству с археологами из России, о чем неоднократно говорилось как в ходе конференции, так и на официальном уровне. Отрадно то, что заинтересованность в таком сотрудничестве и обмене информацией проявляют молодые туркменские ученые. Можно надеяться, что прошедшая конференция будет способствовать развитию такого сотрудничества.

ПЯТЫЕ ТОРЧИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

© 2008 Е. С. ЛЕПЕХОВА

С 6 по 9 февраля 2008 г. в Санкт-Петербурге на факультете философии и политологии СПб.ГК прошла международная конференция "Пятые Торчиновские чтения", посвященная памяти Е.А. Торчинова (1956-2003) - выдающегося синолога-религиоведа, буддолога, историка философии и культуры Китая, организованная кафедрой философии и культурологии Востока СПбГК. В ее работе приняли участие 115 человек из 32 городов и девяти стран: России, Ккраины, Кыргызстана, Германии, Польши, Чехии, Словакии, Японии, КОДР.

Оа пленарном заседании выступили организаторы конференции C.B. Пахомов, A.B. Пари-бок, К.Ю. Солонин, которые отметили возрастающую роль "Торчиновских чтений" в научном мире и особое значение этой конференции как возможности проявить себя для молодых специалистов не только из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Основными предметами исследования участников конференции были различные аспекты и новые методологические разработки религиоведения и востоковедения. Работа конференции проходила в десяти секциях: "Индология", "Древний Ближний и Средний Восток", "Биб-леистика и иудаика", "Христианский Восток", "Буддология и тибетология", "Восток и 2апад", "Восток в России", "Методологические проблемы религиоведения", "Синология", "Японове-дение, кореистика и вьетнамоведение".

Доклады на секции "Индология" можно разделить на две тематические группы:

1. Доклады, посвященные философии и мифологии в древней и средневековой Индии -Е.Н. Аникеева (РУДН), Е.А. Десницкая (СПбГУ), H.A. Канаева (Ин-т философии РАН), Д.В. Канаков (МГУ), С.П. Кеменева (Екатеринбург), Т.Г. Скороходова (Пензенский гос. пед. ун-т), В.Б. Сокол (Тюменский гос. ин-т мировой экономики, управления и права), Е.В. Бурлуц-кая (Ростов-на-Дону).

2. Доклады по истории и культуре древней и средневековой Индии - Т.П. Селиванова (СПбГУ), К.А. Демичев (Нижн. Новгород), Т.В. Карташова (Саратов).

В секции "Древний Ближний и Средний Восток", объединенной с секцией "Ближний и Средний Восток" было прочитано 15 докладов, которые подразделялись на следующие направления:

1. История и культура Древнего, Ближнего и Среднего Востока - А.В. Осинцев (Екатеринбург), М.В. Шевченко (Ярославль), Т.Г. Туманян (СПбГУ), А.И. Маточкина (СПбГУ), Е.М. Родионова (СПбГУ), М.В. Минц (СПб.), И.А. Федорова (СПб.), О.А. Ярош (Киев), Ш.С. Камолиддин (Ташкент), Д.С. Бугаев (СПбГУ).

2. Культура кочевых народов Центральной Азии - В.Ю. Крюкова (СПб.), НИ. Осмонова (Бишкек).

3. Положение ислама в современном мире - О.В. Добродум (Одесса).

В дискуссиях на секциях обсуждались как проблемы изучения истории и культуры ближневосточных государств, так и положение их основной религии - ислама в современном мире. Особый интерес и оживленную дискуссию вызвал доклад Н.А. Добронравина (СПбГУ) "Бразильский ислам в контексте глобализации", рассматривающий малоисследованный вопрос о положении мусульманской диаспоры в странах Латинской Америки.

На секции "Буддология и тибетология" было прочитано 15 докладов по следующим направлениям:

1. Буддийская философия - С.Д. Себастьян (Индия), М.Ю. Оренбург (МГУ).

2. Тибетский буддизм - В.Е. Гурин (СПбГУ), А.М. Алексеев-Апраксин (СПбГУ), М. Сло-бодник (Словакия).

3. Японский буддизм - ИВ. Безруков (СПбГУ) «Буддийское истолкование понятия "небытие" Нисида Китаро как основа критики западной философской традиции», Р. Мюллер (Германия) "Буддизм дзэн в современной философии", Б.И. Джинджолия (Тверь) "Понятие веры в учении Д.Т. Судзуки".

В ходе работы секции обсуждались методологические проблемы изучения буддийской философии в различных направлениях буддизма. А.В. Парибок провел исследование классификации различных направлений буддизма по тексту "Брахмаджала-сутры". Г.Г. Хмуркин (МГУ) показал, как математические вычисления, изложенные в буддийском философском трактате "Абхидхармакоша", повлияли на формирование современной математики.

Оживленную дискуссию вызвали доклады, посвященные тибетскому буддизму. Дж. Грела (Польша) исследовала понятие "свет" в традиционных тибетских верованиях. С.В. Дмитриев (МГУ) в докладе "Практика переноса сознания в тибетском буддизме согласно садханам различных школ" рассмотрел малоизученные тантрические медитативные практики в тибетском буддизме.

С большим интересом были заслушаны доклады, посвященные японскому буддизму: Е.С. Лепеховой (ИВ РАН) - о включении отдельных конфуцианских категорий в средневековый японский буддизм на примере анализа образа "благородного мужа" в буддийских школах Тэндай и Сингон; М.В. Бабковой (МГУ) - о проблеме преемственности традиций в японском буддизме на примере влияния школы Тэндай на философию дзэн-буддизма; Р. Мюллера и Б.И. Джинджолия - о проблеме роли дзэн-буддизма в современном мире.

Отдельно следует выделить доклад Л. Белки (Чехия), в котором прослеживается история фотографий бурятских дацанов начала XX в., сделанных чешскими военнопленными на территории Бурятии в годы Первой мировой войны.

В секции "Японоведение, кореистика и вьетнамоведение" наибольшее количество докладов посвящено было истории и культуре Японии.

А.И. Мотрохов (Харьков) в докладе «"Жемчужина" в системе древних верований японцев (на примере песен "Манъёсю")» показал особенности древнеяпонского фольклора и поэзии.

152

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Ю.В. Осадча (Киев) в докладе «Традиционная японская поэтика в трактате "Сущность романа" Цубоути Сёё» отметила влияние средневековых литературных традиций на формирование японской литературы нового времени. Н. Сталкер (США) рассказала о формировании в послевоенной Японии различных школ икебаны и влиянии американской пропаганды на распространении икебаны за пределы Японии. Доклады А.А. Крылова (МГУ) "Образ мстительного призрака горе в классической литературе и современной массовой культуре Японии" и В.А. Лебедева (Харьков) "Проблема Апокалипсиса в современной японской массовой культуре" исследовали жанр horror. Оживленную дискуссию вызвал доклад А.Д. Бертовой (СПб.) "Новые религии и христианские движения местного происхождения в Японии: некоторые общие черты", осветивший процесс трансформации христианства в современной Японии под влиянием традиционных религий синтоизма и буддизма.

На секции также были заслушаны доклады по кореистике - Тины До Кун Ли (США) и

B.А. Рубеля (Киев) и по вьетнамоведению - Е.В. Лютик и В Н. Колотова (оба - СПбГУ).

В секции "Синология" 12 докладов подразделялись на следующие направления:

1. Исследования традиционной китайской истории и культуры - К. Петросян (Рига),

C.В. Филонов (Благовещенск), Н.Н. Репнякова (Омск), У.Н. Решетнева (ОмГПУ), 3. Киркова (Чехия), Я К. Савицкая (СПб.).

2. Современная китайская культура в контексте глобализации.

Дискуссию вызвали доклады второго направления: Ю.М. Серебряникова (Ин-т философии РАН) "Основные тенденции в исследовании современного неоконфуцианства в Китае"; Р. Банка (Польша) "Работы Ван Цзинцзуна как образцы критического искусства в Китае"; М.А. Грозы (СПбГУ) "Культы демонов на современном Тайване. По материалам полевых исследований, проведенных летом 2007 г."

На секции "Восток и Запад" обсуждались вопросы взаимовлияния восточной и западной философии в общеисторическом контексте. С докладами выступили: А.Н. Волкова (СПб.), В.Ю. Димитров и Л.М. Димитрова (Киев), А.И. Ведров (Киев), Т.А. Пономарев (СПб.), Б.И. Загуменное (СПб.), А.С. Колесников (СПбГУ), Н.А. Антипин (СПб.), О.Г. Арапов и Э.А. Арапова (Москва).

Современный процесс кросскультурного обмена между Востоком и Западом анализировался в докладах В.Б. Малышева (Самара), А.А. Филатова (СПб), О.В. Доржигушаевой (Улан-Удэ), А.В. Кондратьева (МГУ), С.А. Асташкевича (СПбГУ), Е.Е. Эпштейна (СПбГУЭФ).

Секция "Библеистика и иудаика" объединила исследователей из СПб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком