научная статья по теме РАСКРЫВАЯ ТАЙНЫ КУРГАНОВ Науковедение

Текст научной статьи на тему «РАСКРЫВАЯ ТАЙНЫ КУРГАНОВ»

РАСКРЫВАЯ ТАЙНЫ КУРГАНОВ

Доктор исторических наук Сергей КОРЕНЕВСКИЙ, Институт археологии РАН (Москва)

Земляные насыпи над погребениями сородичей на территории Евразии начали сооружать на заре освоения металлов, примерно 7-6 тыс. лет назад. Их строили хорошо известные по письменным источникам племена и народы античного периода и раннего средневековья -гунны, скифы, сарматы, аланы, половцы, печенеги,

монголы, кельты, славяне, германцы. Независимо от Старого Света такой обычай появился на Американском континенте: ему следовали носители культур

хоупвелл II—V вв. (северо-восточная и центрально-восточная части современной территории США) и миссисипской VII—XVII вв. (юго-восточная). Ушел в прошлое такой ритуал лишь с распространением христианства и мусульманства (в основном в Х-ХМ1 вв.).

Рукотворные погребальные холмы — неотъемлемая часть пейзажей степной, лесостепной и лесной зон нашей страны. С этими яркими свидетельствами минувших эпох и культур связано немало легенд и загадок. Прежде всего, каково происхождение самого слова «курган»? Одна из распространенных версий появления его в нашем лексиконе — тюркское заимствование. Так, «Этимологический словарь русского языка» (Александр Преображенский, 1959 г.) выводит его из половецкого «кур-ман» — крепость. То же самое можно прочесть в

«Словаре русского языка XI—XIV вв.» (издательство «Наука», 1981 г.).

Но возьмем более ранний «Энциклопедический словарь древнерусского языка», изданный в 1893 г. филологом-славистом, этнографом, палеографом академиком Петербургской АН (с 1851 г.) Измаилом Срезневским. В нем дано несколько значений слова «курган» и нет данных о том, что оно является тюркским заимствованием. Самое раннее его письменное упоминание автор относит к 1223 г. — битве русского и половецкого войска с монголо-татарами

Погребение, усыпанное охрой. Вторая половина Утыс. до н.э.

на реке Калке (ныне Донецкая область). Так, Новгородская первая летопись (список XIII—XIV вв.) гласит: князь Мстислав Удалой (Галицкий), переправившись через Днепр с отрядом в 1000 воинов, разбил «сторожи татарские», после чего их «прок» (остаток) вместе с воеводой Гемябеком бежал «в курган половецкий».

Комментируя это высказывание, историк, общественный деятель, публицист член-корреспондент Петербургской АН (с 1876 г.) Николай Костомаров писал: «Беглецы запрятали своего воеводу Гемябека в яму в каком-то половецком кургане». Стало быть, речь шла не о крепости (половцы-кочевники их не имели, к тому же были врагами монголо-татар и кров бы им не предоставили), а о насыпном могильнике. Следовательно, версия заимствования рассматриваемого слова из тюркских языков не правомерна. Кстати, в одном из таковых, турецком, погребальный холм называют hoyk, tepe или tümsek, что ничего общего с известным нам термином не имеет.

Название «курган» прочно содержится в русском, украинском, белорусском языках. Другие славянские народы используют для его обозначения суще-

ствительные с основой, соответствующей понятиям «насыпь», «могила» и т.п. В лексиконе прочих европейцев, хорошо знавших о существовании таких традиций захоронения, тоже есть слова, которыми они именуют подобные ритуальные сооружения, но не крепости.

Таким образом, термин «курган», на наш взгляд, можно воспринимать как присущий нашему языку, появившийся в нем в незапамятные времена. Согласно одной из гипотез его толкования, это сложное образование. Первый слог «кур» является основой существительных, прилагательных, глаголов, связанных с дымом («курная изба», «воскурение» и т.д.) и жертвенной птицей (курицей), а второй, «ган», — корень древнерусского слова «ганание», т.е. «гадание». Получается любопытное сочетание понятий, хорошо увязывающееся с сакральным местом погребения, ритуальным костром и обрядом ворожбы на священном холме.

Рассматриваемый способ захоронения возник, скорее всего, в ту эпоху, когда человека начали рассматривать как личность, конкретную персону, а не просто как часть племенного сообщества (до того

Большой Ипатовский курган: а - вид до раскопок; Ь - начало раскопок с помощью техники.

к

й_:_,

существовали коллективные или индивидуальные могилы на больших родовых кладбищах). Кроме того, возведение кургана было связано со стремлением обозначить место погребения усопшего и право на эту территорию. Ритуальные рукотворные холмы особо почитались как пространство перехода в страну предков, тем более что в древности у многих народов существовало обожествление возвышенностей и поклонение им.

В Восточной Европе первыми начали сооружать курганы носители культур, существовавших в середине V тыс. до н.э. в степных районах Волго-Днестров-ского междуречья и Предкавказья (по антропологии — европеоиды). Конечно, мы не знаем, на каких языках они говорили, но у них было много общего в ритуальных культах: умерших опускали в ямы, катакомбы, укладывая на спину и придавая скорченное положение, а в руки им вкладывали кремневую пластину, видимо, для того, чтобы при переходе в мир иной они

были готовы к какому-то действию. К тому же всю могилу обильно посыпали красной краской — охрой. Так хоронили каждого представителя племен, имевших подобную традицию. Хотя наряду с ней существовали и бескурганные погребальные обряды.

Первые погребальные холмы на территории степей Восточной Европы и Предкавказья были небольшими — до 1 м в высоту и 12—15 м в поперечнике. А в IV тыс. до н.э. наступила эпоха исполинских: они вырастали до 10 м и даже 25 м при диаметре 100 м. Насыпные могильники таких размеров появились в те времена у носителей майкопской археологической культуры (IV—III тыс. до н.э.)*. Ее представители занимались земледелием, разводили крупный и мелкий

*Майкопская культура названа по месту находки кургана (у города Майкопа), исследованного в 1897 г. археологом, востоковедом Николаем Веселовским (член-корреспондент Петербургской АН с 1914 г.). Была распространена на территории современной Адыгеи, Краснодарского, Ставропольского краев, Кабардино-Балкарии, Чечни и Ингушетии (прим. ред.).

Находки из Майкопского кургана.

рогатый скот, свиней, были искусны в обработке бронзы, золота и серебра. Что же касается их поселений, то пока нам известны лишь небольшие деревни в равнинной местности.

Большие курганы майкопской культуры очень интересны. Чаще всего их создавали в несколько приемов, ремонтировали, когда вниз проседала часть грунта, в результате возникали довольно сложные конструкции, причем их планировка свидетельствует о знании древними строителями основ геометрии. Порой над могилой одного человека такие земляные гиганты вырастали не сразу. Так, исследования 1993— 1996 гг. одного из них высотой 6—8 м, диаметром до 50 м в Северной Осетии выявили его последовательное сооружение, по-видимому, в 2 или 4 этапа. Впрочем, известны подобные колоссы, возведенные за один прием и над единственной могилой. Причем их постройка требовала усилий массы людей. Например, общий объем Большого Майкопского кургана высотой 10 м, по нашим подсчетам, равен 36 520 м3. Значит, условная группа из 100 человек воздвигала бы его два-три месяца.

Погребальные насыпи нередко содержат несколько захоронений разных эпох и культур. Причем, например, в курганах евроазиатского типа всегда выделяют первое — основное, остальные называются впускными. На них в последующем нередко досыпали грунт, и холм рос в высоту и ширину.

Обряды проводов сородичей в последний путь были связаны с магией и верой в потусторонние силы. В эпоху первых курганов в Восточной Европе умерших отправляли в мир иной в положении на спине с поднятыми коленями и поставленными плашмя ступнями. Видимо, в древности верили, что последние заключают в себе душу человека, поэтому при его погребении должны, как у живого, касаться Матери-земли. Такое предположение не беспочвенно: ведь согласно славянской мифологии

в стопе находилась волшебная «навья» кость («навью» называли душу предка).

Очень развит был культ охры, символизировавшей жизненную силу, кровь, возрождение и используемой для посыпания могилы. Особое значение имела также магия земли: для строительства кургана выбирали чистый чернозем — знак плодородия, желтую глину — солнечный небосвод. Сам же сооруженный холм олицетворял послойную небесную сферу. Вместе с тем старались обезопасить живых от воздействий духа покойного на тот случай, если он воскреснет. Камеру, где находился умерший, перекрывали досками и сверху наваливали груду камней, чтобы он не мог выбраться на поверхность и навредить сородичам. Если усопшего хоронили в каменной гробнице, то ее плиты плотно состыковывали и замазывали все щели.

Умершие должны были отправляться в страну предков. Поэтому с глубокой древности с ними в могилу клали предназначенные «в дорогу» вещи (хотя это было свойственно не всем ритуальным традициям). Существовали особые правила, что кому положить, и по найденным в курганах наборам предметов археологи разрабатывают представление о культурном своеобразии древних племен, символике обрядов погребения, развитии военного дела, ремесел, связях, однородности или расслоении древнего общества.

Самым богатым курганом бронзового века считается Большой Майкопский — с его находками можно познакомиться в Золотой кладовой Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Он представлял собой 10-метровую насыпь, под которой в яме 5,3x3,7x1,4 м, в камере, разделенной перегородками на три части, похоронены три человека. Наиболее просторный отсек отведен главному погребенному: голову его украшали две золотые ленты, грудь — искусно сделанные из золотой фольги двой-

Серебряный кубок из Майкопского кургана. Вверху - прорисовка изображенной на нем древней картины мира, волшебных деревьев, зверей и птиц.

Золотая гривна на шее «ипатовской принцессы».

ные пятилепестковые цветы, вероятно, символы волшебных растений, воспринимавшихся по ирано-месопотамской мифологии как Древо Жизни*.

В усыпальнице этого покойного были найдены также бронзовые орудия, инструменты, оружие, вдоль стен стояли драгоценные сосуды. Два серебряных кубка с прочеканенными изображениями можно назвать шедеврами мирового уров

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком