научная статья по теме «РАСШИРЕНИЕ УРУКА» И ВЛИЯНИЕ НОВЫХ РАСКОПОК НА ОЦЕНКУ РАННЕЙ УРБАНИЗАЦИИ МЕСОПОТАМИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««РАСШИРЕНИЕ УРУКА» И ВЛИЯНИЕ НОВЫХ РАСКОПОК НА ОЦЕНКУ РАННЕЙ УРБАНИЗАЦИИ МЕСОПОТАМИИ»

ARCHEOLOGY/АРХЕОЛОГИЯ

УДК 902(567)

ABED AMIR NAJM ABED

Graduate student of Archaeological Department

Udmurt State University, Izhevsk, Russian Federation

Russian Federation, 426034, Izhevsk, Universitetskaya street, b.1/2, cab. 410.

E-mail: lemelon@inbox.ru

«The expansion of Uruk» and the influence of new archaeological excavations on the assess the early urbanization of Mesopotamia

This article analyzes the modern archaeological data showing early Mesopotamian history. Archaeological work in the vast territory of modern Iraq, Iran, Syria helped to better understand the content and stages of formation of the first city-states (such as Uruk). The originality of the material culture typical of Uruk, in the proceedings of many other settlements, which allowed to allocate the archeology of the Middle East phenomenon of «Uruk expansion.» The expansion of the material and spiritual culture took place at different times in different directions and all stages and aspects of colonization reflected in the materials excavation. However, termination of archaeological work in connection with a complex geopolitical situation in the Middle East does not allow to expand the study.

Key words: Mesopotamia, Uruk (Warka), the city-state, archeology of Iraq, expansion, «the expansion of Uruk».

АБЕД АМИР НАДЖМ АБЕД

аспирант кафедры археологии и истории первобытного общества Удмуртского государственного университета (Россия, 426034, Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корп. 2, каб. 410) Тел. (3412) 917-309; Е-mail: lemelon@inbox.ru

Статья посвящена анализу современных археологических данных, свидетельствующих о ранней месопотамской истории. Археологические работы на обширной территории современных Ирака, Ирана, Сирии помогли лучше понять содержание и этапы формирования первых городов-государств (в частности, Урука). Своеобразие материальной культуры, характерное для Урука, отражено в материалах многих других поселений, что позволило выделить в археологии Ближнего Востока феномен «расширения Урука». Экспансия материальной и духовной культуры происходила разнонаправленно и разновременно, все этапы и аспекты колонизации отражены в материалах раскопок. Однако прекращение археологических работ в связи со сложной геополитической ситуацией на Ближнем Востоке не позволяет расширять исследования.

Ключевые слова: Месопотамия, Урук (Варка), город-государство, археология Ирака, экспансия, «расширение Урука».

«Расширение Урука» и влияние новых раскопок на оценку ранней урбанизации Месопотамии

Историко-географический регион Ближнего Востока, территориально находящийся в долине рек Тигр и Евфрат - Месопотамия, - всегда привлекал интерес большого количества специалистов, особенно историков и археологов. Одним из наиболее важных периодов в раннемесопотамской истории является образование первого города-государства Урук (эпоха Урук: IV тыс. до н.э.). Обсуждению феномена расширения влияния Урука на окрестные территории - наиболее обсуждаемый в последние несколько десятилетий аспект, относящийся к истокам месопотамской цивилизации [1, p. 11; 2; 3; 4; 5, р. 128-155; 6-10]. Расширение политики Урука приняло различные формы в географических и культурных областях по всей периферии аллювиальной равнины Месопотамии. Актуальность изучения феномена «расширения Урука» заключается в возможности использовать данные о развитии первого месопотамского города-государства для характеристики аналогичных образований на обширной территории, включающей современные Ирак, Сирию, Турцию.

Процесс «расширения Урука» может быть разделен на две составляющие, которые, возможно, частично перекрываются: как хронологически, так и причинно. Первая, более ранняя, фаза расширения относится к периоду, когда население Урука колонизировало соседние равнины Сузианы и Хузестана на юго-западе Ирана, где коренное население (Сузы) находилось в упадке. Это расширение обнаруживает себя во введении полного комплекта урук-ской материальной и духовной культуры, а также идеологии, что фиксируется в соответствующих археологических материалах [2, pic. 3]. Учитывая существующие пробелы в нашем понимании раннего периода Урука, нельзя уверенно говорить о конкретной дате начала этого колониального вторжения и о его продолжительности. Очевидным является то, что керамика и глиптика типа Урук на территории

юго-запада Ирана появляется где-то между 3700/3600 и 3500/3400 гг. Культурно, хотя, вероятно, не политически, Сузиана стала частью «урукской Месопотамии». Примерно в это же время начались систематические контакты с обществами на северной и северо-восточной периферии. Эти контакты шли особенно интенсивно на территории Верхней Месопотамии - области, в которой в первой половине IV тыс. активно шел процесс создания собственной традиции градостроительства.

На основе существующих дат С14 с поселений Урука в Верхней Месопотамии [11] и соответствующих параллелей в керамике и глиптике считается, что эти форпосты были созданы в середине периода Урук и первой части фазы позднего Урука. По причинам, которые пока археологически не установлены, форпосты были заброшены незадолго до самого конца позднего периода Урука [8; 12; 13]. Эти форпосты представляют собой второй компонент расширения Урука, отличающийся от поглощения Уруком Сузианы тем, что процесс расширения не включал колонизацию целых регионов. Таким образом, «расширение Урука» на северных территориях проявляется появлением новых поселений на отдельных участках в стратегических местах, имеющих особое значение для транспорта по всей периферии Месопотамии. Главным образом поселения формировались в бассейнах рек, пересекающих Месопотамию с севера на юг, а также по основным сухопутным маршрутам, пролегающим через высокие равнины северной Месопотамии с востока на запад.

Формы «расширения Урука» могут быть различны [14; 15, р. 26, 71-73]. Первый (и самый ранний) тип представлен в виде появления небольшой торговой диаспоры, состоящей из небольшой группы колонистов из Урука, живущих в центре существующего с позднего энеолита поселения. Примером первого типа поселения могут быть Хасинеби-Тепе [9; 16; 17] и Годин-Тепе [18].

Абед Амир Наджм Абед

147

Есть археологические свидетельства того, что второй этап «экспансии» произошел только в более поздних фазах разложения Урука (поздний Урук). Обширные раскопки позднеэнеолитического поселения в Телль-Хамукар (восточная Сирия) показали, что появлению позднего материала урукской культуры предшествовал сильный пожар, который разрушил весь центр поселения [19]. Аналогичный случай, судя по всему, был в Телль-Брак, который явно был крупнейшим и наиболее важным центром позднего энеолита в Верхней Месопотамии в первой половине IV тыс. [20; 21; 22].

Третий тип экспансии представлен в областях, в которых процесс имплантации социальных и городских форм устройства был направлен в ранее незаселенные области. Этот тип ограничивается территорией в непосредственной близости от реки, у брода вдоль Верхнего Евфрата. Таковы построенные с нуля поселенцами из Урука на среднем этапе Урук поселения Телль-шейх-Хасан на левом берегу реки, Хабуба Кабира, Телль-Каннас и Джебель-Аруда на противоположном берегу реки [23; 24; 25]. Последние из них были заброшены к концу периода Урук и не были вновь заселены в более поздние времена, так что их изучение проясняет картину того, как происходила колонизация: массивные стены укреплений, четкое разделение жилых, промышленных и административных кварталов (Хабуба Кабира / Телль-Каннас) говорят о согласованных усилиях городского планирования.

Сейчас уже всеми специалистами признано огромное значение «расширения Урука». Этот процесс явился материальным (в археологическом плане) отражением создания первой в истории «колониальной» (торговой) «империи». Многочисленные находки различных изделий, керамики, товаров природного происхождения (битум) показали то, как проходили процессы взаимодействия и воздействия одного протогородского центра - непосредственно Урука - на население всей Месопотамии. Археологическое исследование самого Урука (современное поселение Варка) и анализ полученных материалов, происходящих из раскопок, активно привлекаются при реконструкции процессов, происходивших в период расширения Урука. Ханс Ниссен справедливо отмечает, что локальная ограниченность раскопок и большее внимание к престижным общественным кварталам города дают не полную картину процесса градообразования [12; 26; 27]. Исследования в Тепе-Гавра, Хасинеби, Телль-Брак, Хафаджа, Хабуба Кабира позволили существенно дополнить данные об урукском обществе. На поселениях была исследована гражданская застройка и планировка городских кварталов. В Хабуба Кабира, на сирийском Евфрате, монументальные «трехчастные» структуры были окружены плотной застройкой меньших жилых сооруже-

ний. Комплексы домов разнообразны, но большинство из них также «трехчастные» в плане [24]. Были определены основные особенности планировки зданий, их конструкция, характер используемых материалов. Также была прослежена эволюция строительных планов, в том числе и этапы формирования храмовых комплексов. Оказалось, что нет никаких конкретных свидетельств религиозных строений на поселениях периодов Хассуна и Самарра, даже здание с Т-образной структурой уровня Самарра в Телль-эс-Савван, которое считалось культовым, оказалось жилым [28].

Свидетельства религиозной практики впервые появились в период Убайд и представлены в храмах Эриду (Абу-Шахрейн). Самый ранний пример храмового строительства - однокамерные помещения, позднее дополненные малыми комнатами с трех сторон. Вероятно, фасады строения уже изначально членились нишами и украшались отделочными кирпичами, находки которых сделаны в Тепе-Гавра. Кроме того, уже в ранних храмах имеются алтари и платформы для приношений богам. Храмы периода Урук наследовали основные архитектурные моменты (трехчаст-ную планировку) от предыдущего времени. Они хорошо изучены в Хабуба Кабира и Джебель-Аруда в Сирии, Телль-Брак, раскрашенном храме в Телль-Укер, Белом храме Урука. Последний отличается не только сплошной окраской

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком