научная статья по теме РАССИМВОЛИЗАЦИЯ АБСОЛЮТА Философия

Текст научной статьи на тему «РАССИМВОЛИЗАЦИЯ АБСОЛЮТА»

Вопросы философии. 2015. № 8. С. 53-63

Рассимволизация Абсолюта Г.П. Аксенов

В статье излагается краткая история создания В.И. Вернадским понятия биологического времени и пространства. Живое вещество образует закономерную систему планеты. Представление Вернадского о вечности или космичности жизни проявило ньютоновское понимание времени, сделало его ясным. Биологическое время Вернадского есть аналог абсолютного времени Ньютона.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: биогенез, абиогенез, абсолютное время, относительное время, диссимметрия пространства, биологическое время-пространство, время биосферы.

Аксенов Геннадий Петрович - кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Отдела истории наук о Земле, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

Цитирование: Аксенов Г.П. Рассимволизация Абсолюта // Вопросы философии. 2015. № 8. С. 53-63

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 8. P. 53-63

Desymbolization of the Absolute Guennady P. Aksyonov

The article presents a brief history of Vernadsky biological concepts of time and space. Living matter form a regular system of the planet. Vernadsky came to the conclusion that life is eternal. The notion of eternity or cosmic life showed Newtonian understanding of time, make it clear. Biological time of Vernadsky is analog of absolute time of Newton.

KEY WORDS: biogenesis, abiogenesis, absolute time, relative time, space dissymmetry, biological time space, biosphere time.

Aksyonov Guennady P. - CSc in geographical sciences, Chief Researcher of department history of Sciences about Earth, S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of Russian Academy of Sciences.

aksenov40@rinet.ru

http://www.ihst.ru/content/aksenov-gennadii-petrovich http://www.chronos.msu.ru/old/lab-kaf/Aksenov/aks-person.html

Citation: Aksyonov G.P. Desymbolization of the Absolute // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 8. P. 53-63

© Аксенов Г.П., 2015 г.

Рассимволизация абсолюта

Г.П. АКСЕНОВ

"Абсолютное время" практически все в научном мире понимают как следствие всеобщего, как бы вселенского совокупного движения материи. И по большей части связывают его с именем Ньютона. Он сам, правда, за такое мнение не отвечает, потому что не выделил или такого, или любого другого специфическиго вида движения, который образовывал бы время. Ньютон, как известно, возложил обязанность быть источником времени на Высшее Существо, о котором в науке, конечно, сказать нечего. И потому за триста лет после творца механики сложилось усредненное и не очень отчетливое мнение: символ t, обозначающий время в физических формулах, есть переменная неизвестной природы. А то и еще проще: время есть то, что показывают часы.

Но пока мало кому известно, что в строгом смысле слова теперь так уже нельзя говорить, потому что источник времени обнаружен трудами нашего соотечественника академика В.И. Вернадского. И предложен не в качестве гипотезы, а как обобщение эмпирических фактов.

О том, как объяснился ньютоновский абсолют, пойдет речь в этой статье. Самое интересное в историко-научном развитии понятия времени, что Ньютон оказался прав в отношении Высшего Существа, только правота его не так прямолинейна, как он сам думал.

В мае 1921 г., возвратившись в Петроград из Крыма, Вернадский прочитал в Доме литераторов, этом единственном тогда сохранившемся в стране островке свободной публичной мысли, лекцию "Начало и вечность жизни". Проблема следовала из самого названия и была выражена автором в первом абзаце: "Было ли когда-либо начало жизни и живого, или жизнь и живое такие же вечные основы космоса, какими являются материя и энергия? Характерны ли жизнь и живое только для одной Земли, или это есть общее проявление космоса? Имела ли жизнь начало на Земле, зародилась ли в ней? Или же в готовом виде проникла в нее извне с других небесных светил?" [Вернадский 1994, 262].

Ответы на поставленные им вопросы относятся к тем, что кажутся очевидными. Конечно, все уверены в том, что жизни на Земле когда-то не было. Время шло, материя в соответствии с "законами природы" химически усложнялась, и потом появилась жизнь. Это кажется бесспорным. Но, как всегда бывало ранее в истории науки, очевидное не значит правильное. Когда ученые всерьез столкнулись с проблемой появления жизни и ее усложнения в ходе эволюции, говорит Вернадский, выяснилась одна чрезвычайно существенная и неудобная для привычной схемы подробность. Не находилось фактов происхождения живого организма из неживой материи. Все бытовые мнения на этот счет ("мыши заводятся в прелом сене") оказались пустыми домыслами. Организм происходит только от такого же организма и никак иначе. Такое обобщение фактов первым сформулировал в 1668 г. флорентийский врач и естествоиспытатель Франческо Реди. Позже физиолог Лоренц Окен отлил его в чеканную формулу: "Omne vivum e vivo".

"1668 год - великий год в истории человечества, - говорил Вернадский. - Принцип Реди - все живое из живого - есть первое научное достижение, которое позволяет нам научно подойти к загадке жизни" [Вернадский 1994, 265]. Привычное решение отошло теперь в область религии и обыденного разума, который, собственно говоря, переносит собственное интуитивное ощущение начала своей жизни на все окружающее. С этого года начинаются научные поиски самозарождения жизни из косного вещества и опыты по искусственному выращиванию живых клеток из химических ингредиентов. Приведя в порядок долгую историю этих поисков, Вернадский четко увидел, что каждый шаг в этих поисках неизменно подтверждал принцип Реди. Наконец, в начале 1860-х гг. в ходе спора с биологом Ф. Пуше великий Л. Пастер провел решающие эксперименты с микроскопическими организмами, окончательно подтвердившие биогенез. Опыты "выращивания жизни

в пробирке" никаких внятных научных доводов в пользу абиогенеза не принесли, хотя попытки, в основном умозрительные и теоретические, не прекращаются до сего дня.

Вот почему Вернадский сформулировал окончательное обобщение: "Признавая биогенез, согласно научному наблюдению, за единственную форму зарождения живого, неизбежно приходится допустить, что начала жизни в том космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого космоса. Жизнь вечна постольку, поскольку вечен космос и передавалась всегда биогенезом. То, что верно для десятков и сотен миллионов лет, протекших от архейской эры и до наших дней, верно и для всего бесчисленного хода времени космических периодов истории Земли. Верно и для всей Вселенной" [Вернадский 1994, 278]. Таким образом, отрицательный результат более чем двухвековых тщетных научных усилий по доказательству кажущегося очевидным абиогенеза стал для Вернадского ясен: жизнь была всегда. Следовательно, она вечна. Жизнь - одного возраста с космосом.

В философии такая вечность близка понятию бесконечности и называется банальной, тривиальной, но для естествознания, а именно для геологии и биологии, она необходима, создает повторяемости и закономерности. Законы природы не меняются. Если сегодня на земном шаре процветает сфера жизни, значит, так было всегда. Живое вещество, согласно Вернадскому, не может сформироваться вне организма из неживой материи, т.е. подобный запрет носит фундаментальный характер [Аксенов 2007а].

И поначалу такого представления для Вернадского было достаточно. В своих исследованиях биосферы он наблюдал два явно похожих потока: течение времени и течение жизни. Во Вселенной шло какое-то время (в науке называвшееся абсолютным или ньютоновским), а на Земле текла биологическая история. Два этих потока находились в неопределенных отношениях.

Но вскоре, уже после создания "Биосферы" (1926), отношения стали проясняться. С развитием своих геохимических идей он все больше сомневался, что законов физики и химии достаточно для описания живого вещества. Будучи натуралистом, то есть сознательным сторонником эмпирического наблюдения и описания природы, Вернадский ставил его выше теоретического, "быстрого" понимания, которое достигает успеха за счет введения определенных постулатов, очень узких по сравнению с фактами биосферы, практически не затронутых тогда теоретической мыслью ввиду несопоставимой сложности ее объектов и процессов по сравнению с физическими. В развитии наук о Земле выявилась именно сложность строения планеты, громадное количество разнообразных движений, которые на ней и внутри нее происходят. С развитием наблюдательного естествознания у планеты Земля стала "отрастать" история, реально заполненная событиями, прошлое, которое для обратимых формул механики - пустой звук. Для механики прошлое есть только предыдущее положение точки на орбите, например, или на любой траектории движения. Вернадский тогда, после 1926 г., был, вероятно, единственным в мире натуралистом, который так глубоко, во всем объеме представлял себе новую познавательную ситуацию и не мог не стать лицом к лицу с физической картиной мира.

Понимание времени и пространства в физических науках, в конце концов, сосредоточивается на механике, в которой самым фундаментальным, начальным или основным теоретическим объектом является точка. Любые механические расчеты сводятся к кинематике, т.е. к движению данной точки по данной траектории. Точка при этом ведет себя как целостный объект, вернее, она никак себя "вести" не может, у нее нет частей и размеров, отличимых от целого, нет никаких других свойств, кроме одного - перемещения из одной части координатной системы в другую часть ее с определенной скоростью. Теоретическая астрономия, например, именно так всегда представляла себе планеты: как весомые тела, но без всяких внутренних свойств.

Совсем не то являют собой биологические и геологические объекты, от мельчайшего до самого большого объекта - биосферы в целом. Они тоже целостны, связны, но у них есть внутренние движения. В них что-то происходит, отдельные части биосферы ведут себя иначе, чем другие, осуществляются некие материально-энергетические взаимодействия. Вот почему время, относящееся к биологическому объекту, нельзя измерить меха-

ническим образом. Событие в биогеохимии, основной науки о биосфере -

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком