научная статья по теме РАЗДАВЛЕННАЯ УТОПИЯ: ИЕЗУИТСКИЕ МИССИИ В БАССЕЙНЕ ОРИНОКО (XVII—XVIII ВВ.) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РАЗДАВЛЕННАЯ УТОПИЯ: ИЕЗУИТСКИЕ МИССИИ В БАССЕЙНЕ ОРИНОКО (XVII—XVIII ВВ.)»

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Н.В.Ракуц

Раздавленная утопия: иезуитские миссии в Ориноко (XVП—XVШ вв.)

В статье рассматривается миссионерская деятельность иезуитов в бассейне Ориноко. Несмотря на особенности индейских культур этого района, здесь были созданы миссии, деятельность части которых можно признать вполне успешной, хотя и не настолько, как в Парагвае. Для науки особенно важен вклад оринокских иезуитов в изучение географии, естественной истории, языкознания и этнографии современных Венесуэлы и Колумбии.

Ключевые слова: иезуиты, индейцы, араваки, карибы, «летучие» миссии, редукции, инкультурация.

Миссии иезуитов в бассейне р. Ориноко, как и те, что находились в верховьях Амазонки и в современной Восточной Боливии, долгое время не вызывали особого интереса даже в научных кругах, в отличие от знаменитых парагвайских. Между тем так называемые «редукции» в провинциях Мохос и Чикитос были по многим параметрам сходны с ними, как мы старались показать в одной из недавних статей1. И то же самое, с известными оговорками, можно сказать и про оринокские миссии, существовавшие в совершенно иных условиях. Они хорошо известны сегодня ученым Венесуэлы и Колумбии (что и понятно, они располагались на территориях этих стран), но мало где еще. Ведь на Ориноко, по естественным причинам (недолговечные стройматериалы), не осталось столь впечатляющих памятников архитектуры и изобразительного искусства, как в других местах. И все же эти миссии заслуживают внимания хотя бы из-за неожиданно большого количества (и, добавим, хорошего для того времени научного качества) печатной продукции, авторами которой были как раз оринокские иезуиты2. Часть ее была опубликована еще при жизни авторов и получила заслуженно высокую оценку европейских ученых, таких, как Александр фон Гумбольдт (Хосе Гумилья, Фелипе Сальваторе Джили). Другие, долго ждав-

Николай Викторович Ракуц — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра культурологических исследований ИЛА РАН (Ychma@rambler.ru).

бассейне

Карта иезуитских миссий в Новой Гранаде

шие своего часа (Хуан де Риверо и др.), со времени их публикации и до сего дня также пользуются авторитетом у специалистов различных отраслей знания.

В литературе на русском языке о них нет практически ничего, особенно если говорить о работах, доступных широкой публике. Эту тему проигнорировали не только энциклопедии по Латинской Америке, но и труды, посвященные истории конкретных стран (Венесуэлы, Колумбии). Перед началом работы над данной темой автору была известна лишь одна статья в специальном научном журнале3. Но даже то недолгое время, которое удалось использовать для работы «по следам» в архиве иезуитов в Риме, показало, что такое игнорирование столь знаменательного явления культуры двух южноамериканских стран, как иезуитские редукции, явно незаслуженно. Неслучайно, например, одна из современных работ по истории деятельности Общества Иисуса на землях Венесуэлы именуется «Иезуиты и корни венесуэльской идентичности»4. Но эта тема в данном кратком очерке, естественно, не может быть рассмотрена. В нашем случае цель скромнее: дать общее представление о миссионерской работе иезуитов в специфических условиях Бассейна Ориноко.

В начале XVII в. в Новом королевстве, как его тогда называли (Nuevo Reino, будущее вице-королевство Новая Гранада на территориях современных Колумбии, Венесуэлы и Эквадора) сложилась невиданная ситуация: моральный и нравственный авторитет церкви был крайне низок, и это положение оказалось очень устойчивым, судя по тому, что и много позже, даже во второй половине следующего столетия, королевские чиновники-

инспекторы и исследователи Хорхе Хуан и Антонио де Ульоа сравнивали, например, францисканские и доминиканские монастыри не иначе как с борделями. А в XVII в., когда эта территория административно входила еще в Перу, деятельный архиепископ Бартоломе Лобо Герреро попросил короля Испании прислать туда иезуитов для работы среди индейцев, ибо миссионерская деятельность на данной территории к тому времени практически прекратилась. Основаниями он выдвигал то, что иезуиты быстро выучат языки туземцев (чего совершенно не делали и не желали делать другие служители церкви), смогут наставить индейцев в христианской вере, чтобы затем передать соответствующие поселения приходским священникам и монахам других орденов и начать работать с прочими индейцами, еще не обращенными. Так иезуиты появились на территории современной Колумбии, и уже в 1611 г. была создана независимая от Перу иезуитская провинция Нуэво Рейно и Кито (терри-Иезуит-странник тории современных Колумбии, Вене-

суэлы и Эквадора и отчасти Гвианы).

Иезуиты полностью оправдали надежды архиепископа. Быстро освоив язык чибча, они открыли в своем колледже в Санта-Фе-де-Богота кафедру по изучению этого языка и перевели на него религиозные тексты. Уже здесь они встретились с враждебным отношением соперников (зачем переводить богослужебные книги на язык дикарей?), а работа среди чибчая-зычных индейцев восточных районов столкнула их, как и везде, с местными испанскими землевладельцами из-за отрицательного отношения миссионеров к закабалению индейцев и их принудительному труду в шахтах, тем более, что в саванну на работу гнали жителей гор, и гибель их в непривычном климате была массовой. В Картахене иезуиты и вовсе взялись за неподобающее дело — стали работать среди ввозимых туда негров-рабов (опять же уча их языки), и падре Алонсо де Сандоваль написал даже большой труд о негритянских обычаях, расовых группах и т.п.5. Результат такой деятельности предсказать было легко. Как и в других случаях, иезуитские «правозащитники» в обстановке всеобщей вражды к ним тех, кто наживался на труде индейцев (т.е. практически всех «белых», точнее «неиндейцев», которые работать считали зазорным), вынуждены были уходить подальше от «цивилизации», на границы испанской империи, на земли, не представлявшие интереса для помещиков и не имевшие драгоценных ме-

таллов. Так они пришли в восточные Льяносы обширной области Касана-ре, а позже и далее, к рекам Мета и Ориноко. Всего на этих землях в разное время иезуитами было основано не менее 50 редукций, автономных индейских поселений под контролем миссионеров, однако, на момент изгнания из Америки иезуиты, согласно описи, руководили 24 сохранившимися поселениями с общей численностью жителей около 15 тыс. человек6. При этом собственно редукций было девять в Льяносах Касанаре и шесть — на Ориноко (всего около 10 тыс. человек). Это показывает, что здесь сложилась не совсем обычная картина: поселение индейцев могло контролироваться миссионерами не будучи редукцией, т.е. сохраняя свою прежнюю структуру. Причин для такой своеобразной ситуации было много.

Во-первых, в силу разных обстоятельств — политических или из-за конфликтов с испанскими и креольскими землевладельцами — иезуитов не раз заставляли уходить с территорий, где они уже утвердились. Так, например, в середине XVII в. была сорвана попытка испанских иезуитов обосноваться на территории современной венесуэльской Гуайаны (1646 г.) и французских иезуитов создать миссии в низовьях Ориноко несколькими годами позже (1651 г.). Французы пришли туда с Малых Антильских островов, и хотя они никоим образом не претендовали на ущемление испанского суверенитета над этими территориями, активность проповедников так испугала испанские власти, что под их давлением оба проекта, гвианский и оринокский, были сорваны уже в 1681 г.7, и все уже основанные редукции постепенно прекратили свое существование. В результате вновь на Ориноко испанские иезуиты появились лишь в 1731 г., придя немногим ранее на берега р. Меты (1723 г.). Как следствие, если не считать шести редукций Касанаре, просуществовавших с 1661 по 1767 г., т.е. 106 лет, история миссий на реках Мете и Ориноко была гораздо короче (1723—1767 гг. в первом случае и 1731—1767 во втором)8. Так что при столь малом периоде существования этих миссий можно не только понять, почему они многого не успели, но и удивляться тому, сколь же много миссионеры все-таки успели сделать. Причину, по которой они все же вернулись на Ориноко после первого провала, помогает предположить небольшая книжка французского иезуита Пьера Пельпра, полгода проработавшего в миссии в низовьях Ориноко. Он очень радужно оценил возможности евангелизации индейцев в главах, посвященных их обычаям и «суевериям» (религии у индейцев с его, вполне распространенной тогда точки зрения, не было никакой). По его утверждению, он на собственном опыте убедился, что здесь можно было начинать с «чистого листа» и вполне надеться на успех9. Это сочинение вышло уже в 1655 г., т.е. стало одним из самых ранних известных европейцам не полуфантастических, как книга Уолтера Рэйли10, а вполне реалистичных для того времени описаний этого района и его жителей.

Во-вторых, у миссий и здесь было достаточно врагов. Но на Ориноко самыми страшными были не испанские землевладельцы или даже португальские охотники за рабами, а индейские союзники голландцев — карибы Гвианы, вооруженные огнестрельным оружием и прекрасно ориентировавшиеся в той местности, речных путях и т.д. От их набегов за рабами, поставлявшимися на голландские плантации, погибла вместе с миссионерами не одна редукция, точнее в период 1684—1694 гг. все еще существовавшие редукции были уничтожены, лишь часть удалось восстановить много позже, да и уцелевшее население разбежалось.

4 Латинская Америка, № 12

В-третьих, в Оринокии миссионеры столкнулись с ситуацией, во многом напоминающей таковую в верховьях Амазонки. Проблемой был кочующий образ жизни (у кого в большей, у кого в меньшей степени) практически всех индейских групп, обитавших в Бассейне Ориноко, что было обусловлено конкретными природными условиями и, соответственно, типом хозяйства, сочетавшего земледелие (если оно вообще было) с собирательством, рыболовством и охотой. Поэтому даже там, где индейцев удавалось привлечь благами оседлого образа жизни, бывали случаи, что редукции приходилось, по желанию их жителей, не раз переносить с места на место (а места эти выбирали, согласн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком