научная статья по теме РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Теория и методика обучения и воспитания

Яковлева Е. С.

(Центр дополнительного образования детей г. Москвы)

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее благоприятные условия для творческой самореализации личности имеются в дополнительном образовании, основными функциями которого являются культурообразую-щие и развивающие, прежде всего, творческий потенциал личности. Дополнительное музыкальное образование позволяет обучающимся включиться в различные виды творческой деятельности и способствовать развитию музыкально-творческого потенциала их личности. Дополнительное музыкальное образование направлено на формирование музыкальной культуры как составной части общей культуры личности растущего человека.

Одна из ярчайших областей человеческого творчества - музыка представлена в Центре дополнительного образования детей. На занятиях закладывается основа музыкальной культуры детей, поэтому важнейшей задачей педагога-вокалиста является пробудить у детей интерес к музыке, желание научиться петь, читать ноты, узнать много новых музыкальных произведений, познакомиться с историей их создания.

Главной задачей вокальных занятий с детьми является органичное и заинтересованное освоение ими мира звуков, мира музыки. Вокальная работа с детьми способствует нравственному и эстетическому формированию личности ребёнка, используя для этого силу воздействия музыки, сольного, ансамблевого и хорового пения. Очень важно развить на основе обучения музыкальные способности учащихся, подготовить их к активному участию в музыкальной жизни страны. Одной из задач вокальной работы заключается выявление и определение певческих данных учащихся, и создание такого режима работы голосового аппарата, в условиях которого могли бы наилучшим образом развиваться певческие способности каждого учащегося.

Педагог вокалист должен поставить свою работу так, чтобы каждое занятие приносило с собой светлые, радостные, взволнованные чувства, которые бы переносились голосом в музыкальные произведения, исполняемые учащимися. Надо стремиться, чтобы на каждом вокальном занятии музыка была по-настоящему услышана всеми детьми, взволновала бы их прелестью своего звучания, дала работу их воображению, пробудила светлые мечты.

Главными задачами педагога-вокалиста являются:

- ориентация воспитанников в многообразном мире музыки;

- максимальное раскрытие и развитие вокально-певческих природных данных детей;

- овладение элементарной теории музыки.

Каждое занятие начинается с пения вокальных упражнений (распевка). В начале пения необходимо разогреть голос. Звук чётко должен соответствовать по высоте и интонации с клавишами инструмента. Звучать не «ниже», не «выше». Формируя певческий звук, например, на гласной «А» или «Я», ребёнок должен иметь представление о том звуке, который ему предстоит спеть. В начале его представление ограничивается лишь высотой звука, точностью интонации. В дальнейшем, по мере развития вокального и музыкального слуха, ребёнок начинает чувствовать тембр и силу своего вокального звука. Путём пения вокальных упражнений ребёнок сможет в последствии сделать работу над певческим голосом и звуком сознательной. Главное, чтобы он осознал различные приёмы вокальных упражнений, которые ведут к правильному звуковедению.

В основе правильного звуковедения лежат: контиленное, связное пение (легато), активная, но ни в коем случае не форсированная подача звука. Очень важно выработать в пении высокое, головное звучание - «высокая позиция» и соединить его с грудным регистром. Важно уделить внимание вокальным упражнениям на стаккато (прерывистое пение). Этими упражнениями достигается лёгкость звучания, ощущение высокого резонирования звука.

Приёмы выработки «высокой позиции», «высокого резонирования» достигаются пением попевок закрытым ртом в средней части диапазона голоса с последующим раскрыванием рта на гласную (для ощущения высокого резонирования голоса). Также применяются вокальные упражнения с чередованием звучания разных гласных на одном звуке (для воспитания звонкости звучания).

На занятиях вокалом много уделяется внимания правильному дыханию в пении. Ф.И. Шаляпин сказал: «Основа пения есть искусство дыхания». Наиболее правильным в пении является нижнерёберно-диафрагматическое дыхание. В пении применяется такой термин - «дышим диафрагмой». Оно даёт ощущение опоры звука, помогает овладению формирования плавного, длительного звучания. Это дыхание способствует правильному певческому положению гортани. Грудь не поднимается и не зажимается. Мышцы шеи совершенно свободны. При правильном дыхании атака звука бывает твёрдой (когда голосовые связки плотно смыкаются). Это обеспечивает наилучший тембр и плавность звука. Важно научить ребёнка правильной подачи звука.

К формированию детского голоса педагог-вокалист должен относиться очень осторожно и бережно. Это связано с «мутацией», т. е. «ломкой» голоса. Как правило, это происходит у мальчиков в возрасте от 11 до 15 лет, у девочек от 10 до 13 лет. Важно, чтобы дети не форсировали звук, «опирали» его на дыхание, правильно формировали. Нельзя перегружать голосовой аппарат, т. к. в период роста ребёнка это может привести к необратимым последствиям: узлам на голосовых связках, их разрывам и т. д.

Очень важно в период становления помочь ребёнку найти свой собственный, естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не подозревает, научить его правильно слышать себя. И лишь затем, постепенно и очень аккуратно, начинать его развитие. Педагогу-вокалисту важно привить учащимся сделать правильный подбор репертуара и правильно разучить вокальные произведения различных стилей и жанров. Первыми сочинениями, выбранными для исполнения, должны быть несложные и небольшие русские народные песни. Затем, это русский романс, далее, лёгкие сочинения зарубежной классики, современной эстрадной и бардовской песни.

Работа над песней начинается с её восприятия. У ребёнка должно возникнуть желание спеть то или иное музыкальное произведение. После прослушивания мелодии песни педагог - вокалист знакомит детей с её структурой, разбивая её на запев, припев или на предложения, фразы и мотивы. Первое и самое главное средство художественной выразительности в исполнении песни - точное воспроизведение мелодии и ясная подача слова, образа. Приступая к разучиванию и исполнению того или иного музыкального произведения, необходимо, прежде всего, добиться, чтобы оно взволновало ребёнка и вызвало у него желание петь.

Педагог-вокалист должен тщательно подготовиться к исполнению и показу того или иного вокального произведения (песни, романса, арии). Хорошо продумать, прочувствовать его музыкальный образ. Прежде всего, безукоризненно точно и правильно, должна звучать мелодия произведения (точное интонирование). Далее, надо найти ту трактовку мелодии, которая наилучшим образом передаёт эмоциональный строй и образ песни. Это зависит от правильно выбранного темпа произведения и возможных отклонений от него, от тех или иных способов голосоведения (легато, стаккато), а также, от использования вокального тембра голоса и естественной вокальной динамики (усиления «форте» и ослабления «пиано» звучания).

Весь процесс разучивания вокального произведения должен быть подчинён задаче выразительного исполнения, раскрытию художественного замысла автора. А главное, чтобы голос ребёнка звучал свободно, без надрыва, «опирался» на дыхание, чтобы не было «зажатости в голосе». Разучивание и впевание того или иного музыкального произведения очень важный раздел урока. Поскольку текст неразрывно связан с мелодией, они и создают единый художественный образ.

Мелодию лучше учить по мелодическим фразам. Главное - думать о чём поёшь, нести образ музыкального произведения. Вместе с работой над чистой интонацией, очень важно чётко произносить текст музыкального произведения. При многократном повторении отдельных отрывков со словами усваивается и текст всей песни. Чёткое произношение слов в тексте помогает правильному звуковедению певческого голоса, верному раскрытию образа того или иного музыкального произведения.

Много внимания на вокальных занятиях уделяется развитию у ребёнка музыкальной грамотности. Это понятие о нотах, об интервалах и аккордах, запись и длительность нот, развитие слуха, чувства ритма, пение с показом или дирижированием. Важно привить ребёнку навыки сольного хорового и ансамблевого пения с наиболее эффективным и правильным использованием приобретённых вокальных и слуховых данных. Основной целью занятий в вокальной студии «Золушка» является развитие у детей певческих данных, слуха, ритма, ориентации ребёнка в многообразном мире музыки, овладение элементарной теорией музыки. И главное - развитие и раскрытие вокально-певческих данных у детей. На занятиях особое внимание уделяется значению мелодии в произведении, работе над образом той или иной песни, романса, актёрскому мастерству и танцу. Важной задачей вокальной работы с детьми является прививание ребёнку навыков сольного и ансамблевого исполнения. Необходимо правильное использование приобретённых вокальных и слуховых навыков, что ведёт к свободному и раскованному поведению ребёнка на сцене, активному участию его в общественной музыкальной жизни Центра дополнительного образования детей.

Реализация системы педагогических условий творческой самореализации личности в дополнительном музыкальном образовании способствует формированию музыкальной культуры обучающихся, являющейся одним из показателей общекультурного развития человека.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком