научная статья по теме РАЗВИТИЕ ФАРАБИЕВЕДЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Философия

Текст научной статьи на тему «РАЗВИТИЕ ФАРАБИЕВЕДЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Развитие фарабиеведения в Казахстане: итоги, проблемы и перспективы

А. Н. НЫСАНБАЕВ

Статья имеет целью ознакомление с более чем сорокалетней историей одного из ведущих направлений историко-философской науки в современном Казахстане - фарабиеведения. В ней выделяются исторические этапы философского осмысления казахстанскими исследователями энциклопедического наследия аль-Фараби. Рассматриваются научно-организационные мероприятия и подвижническая деятельность ученых, начинавших исследования в области фарабиеведения, способствовавших его становлению и последующему развитию. Показываются основные направления развития и проблематика фарабиеведения, определяется вклад казахстанских исследователей в эту область историко-философского знания и особенности исследовательской деятельности в период обретения Казахстаном независимости. Рассматриваются перспективы дальнейшего изучения наследия аль-Фараби.

The article has its aim in showing more than forty years of research of one of the main direction of historical-philosophical science in Kazakhstan - the research of al-Farabi's legacy. It is appointed in the article the historical stages of philosophical comprehension of encyclopedically wide heritage of al-Farabi. It is considered in the article the scientific-organizational acts and self-sacrificing activity of scientists which began research works in the sphere of comprehending al-Farabi's legacy and which supported to its forming and the further development. The main directions of development and the problems of comprehending al-Farabi's works are shown, the contribution of Kazakhstani researches in this field of historic philosophical knowledge and the specific features of research activity in the period of Kazakhstani independence is determined. The prospects of the further research of al-Farabi's legacy are considered.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аль-Фараби, фарабиеведение в Казахстане, переводы, духовное наследие прошлого.

KEY WORDS: al-Farabi, Farabi's research in Kazakhstan, translations, spiritual legacy of the past.

Имя Абу Насра аль-Фараби хорошо известно исследователям исламской философии и истории средневековой философии. Аль-Фараби оставил после себя огромное наследие, изучаемое исследователями Востока и Запада и по-разному интерпретируемое ими

© Нысанбаев А.Н., 2011 г.

на протяжении уже более чем одиннадцати веков. Однако особое значение его энциклопедическое наследие имеет на родине мыслителя - в Казахстане.

В зарубежных исследованиях обращение к наследию Абу Насра аль-Фараби связано с изучением как исламской философии в целом, так и с сопоставлениями христианской и исламской средневековой философии. Однако говорить о том, что на Западе существует школа фарабиеведения или фарабиеведческое направление в философии, было бы не совсем верно: там эта область философских исследований не стала самостоятельной отраслью.

Исследование творческого наследия Абу Насра аль-Фараби в Казахстане началось в 1960-е гг. по инициативе известного в Казахстане ученого Акжана Машани (аль-Маша-ни), длительное время работавшего в Казахском национальном техническом университете им. К.И. Сатпаева. Машани первым в казахстанской науке обратил внимание на изучение энциклопедического наследия средневекового мыслителя, которое для казахстанских исследователей олицетворяет собой глубинные корни казахской культуры, ее тюркские и исламские истоки, духовно-нравственное содержание. Как вспоминал Машани, в 1956 г. им была поставлена перед собой задача - начать исследование наследия аль-Фараби в Казахстане [Машанов 1975, 105].

В то время инициативы ученых вряд ли могли быть успешными без государственной поддержки, и подвижническая деятельность А. Машани нашла поддержку в лице К.И. Сатпаева - выдающегося казахского исследователя и организатора науки, ученого с мировым именем, являвшегося в то время Президентом Академии наук республики. Его резолюция на докладной А. Машани и Н. Ахметовой в 1960 г.: «Согласен. Реализовать» положила начало организации фарабиеведческих исследований в Казахстане [Машанов 1975, 106]. Их центром стала Академия наук, а головным учреждением, продолжающим и до настоящего времени выполнять фундаментальные исследования в этой области, -Институт философии и права (ныне - Институт философии и политологии КН МОН РК). В его организационной структуре в 1968 г. появилась творческая группа, предметом научных исследований которой стало философское наследие Абу Насра аль-Фараби. Организация фарабиеведческих исследований была поддержана академиком Д.А. Кунаевым, а также такими видными учеными, как Б.Г. Гафуров, С.Н. Григорян, Б.А. Розенфельд.

1100-летний юбилей Абу Насра аль-Фараби, отмечавшийся во многих странах мира под эгидой ЮНЕСКО, в 1975 г. пришел и на историческую родину мыслителя. Комплекс разнообразных мероприятий, приуроченных к юбилейной дате, стимулировал исследовательскую и научно-организационную деятельность казахстанских фарабиеведов, которые подготовили к юбилею выпуск трактатов аль-Фараби на казахском и русском языках, монографии, посвященные разным аспектам его творческого наследия. В этом процессе российские ученые оказали неоценимую помощь казахстанским коллегам. Они консультировали их при подготовке переводов трактатов аль-Фараби, в поиске произведений философа, неизвестных отечественному читателю и профессиональным исследователям, осуществляли научное руководство молодыми специалистами из Казахстана в области фарабиеведения, к числу которых мы относим, в частности, Г.Б. Шаймухамбетову и С.К. Сатыбекову. Было издано несколько совместных исследований, посвященных философскому наследию аль-Фараби [Кедров и др. 1972, Х-Ь; Гафуров, Касымжанов 1975].

Еще в начале своего пути Акжан аль-Машани приложил много усилий для приобретения копий трактатов из рукописного наследия средневекового энциклопедиста, обращаясь в научные центры Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена. Эта работа велась постоянно на всех этапах развития фарабиеведения в Казахстане и продолжается по настоящее время. Ее результатом стал выпуск тематических сборников трактатов аль-Фараби, посвященных его философским, социально-этическим, эстетическим, естественно-научным, историко-философским и логическим взглядам.

Казахстанские ученые на протяжении всей истории фарабиеведения делали предметом рассмотрения разные грани энциклопедического творчества средневекового мыслителя. Результаты этой многолетней научной деятельности предстали не только в виде

изданных на казахском и русском языках произведений аль-Фараби, но и в виде фундаментальных монографий и разнообразных научных и научно-популярных статей, сборников материалов международных и республиканских конференций.

Не будет преувеличением сказать, что подлинным итогом многолетней работы над творческим наследием аль-Фараби стала его включенность в духовную культуру Казахстана в качестве исторического истока и неотъемлемой части. Имя аль-Фараби олицетворило собой глубинные корни и истоки гуманистической культуры свободолюбивого казахского народа. Оно прочно вошло в анналы казахской истории и, возродившись вновь, зазвучало в студенческих аудиториях и академических конференц-залах, в библиотеках и студиях СМИ. Имя аль-Фараби носят проспекты и улицы городов Казахстана, ведущий университет страны, перед главным зданием которого стоит запечатленный в камне образ мыслителя, библиотеки и научный журнал.

В казахстанской философии сложилось и завоевало прочные позиции одно из ее ведущих историко-философских направлений - фарабиеведение, имеющее свои традиции и сложившуюся школу. Вокруг наследия мыслителя, сформировавшегося под влиянием великих философских систем древнего мира, воплотившего в своем творчестве общечеловеческие идеалы добра, справедливости, истины и красоты, объединились разные исследователи, каждый со своим неповторимым почерком, с собственными подходами и акцентами.

В течение всей истории фарабиеведения происходила определенная эволюция - как в понимании творчества аль-Фараби, так и в приоритетах исследования. Каждое время определяло свой исследовательский запрос и актуализировало те или иные аспекты его многогранного творчества, но постоянным оставался интерес к философии мыслителя, аккумулировавшего в своем творчестве богатые и разнообразные философские традиции разных культур, показавшего в своем опыте их диалог и продуктивное взаимодействие.

Поскольку фарабиеведение в Казахстане имеет за собою более чем сорокалетнюю историю и представляет собой разветвленное знание, постольку можно ставить вопрос об определенной периодизации его развития, равно как и об основных направлениях, уровне и характере исследований. Рассматривая в динамике процесс изучения философского наследия аль-Фараби в Казахстане, можно выделить два исторических периода, серьезно отличающихся друг от друга по мировоззренческой направленности и методологии исследования.

Первый период был обусловлен тотальным господством марксистско-ленинского мировоззрения с его классовым подходом и диалектико-материалистической методологией. Его влияние проявилось в том, что наследие аль-Фараби рассматривалось в русле поисков материалистических тенденций в его мировоззрении и в констатации уступок идеализму в различных областях его наследия. Сопутствующим фактором такой направленности исследований был поиск диалектических моментов в развертывании универсального метода аль-Фараби и констатация метафизичности в подходах мыслителя к тем или иным проблемам. Такая мировоззренческая позиция и исследовательская методология были присущи всей советской философии на протяжении более чем семидесятилетней истории, не избежало этого и казахстанское фарабиеведение.

Первые исследования казахстанского фарабиеведения были посвящены выяснению вопроса об идейных источниках в становлении философского мировоззрения Абу Насра аль-Фараби. Вопрос о роли античных источников в философии мыслителя рассматривался в связи с определением роли Платона и Аристотеля в формировании его взглядов.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком