научная статья по теме Развитие личности школьника в процессе освоения театральной культуры Науковедение

Текст научной статьи на тему «Развитие личности школьника в процессе освоения театральной культуры»

Фузейникова И.Н., аспирант, научный сотрудник Института художественного образования

Российской академии образования

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

О значении театра и его влиянии на формирование личности ребенка написано очень много. Театр - это огромный организм, включающий в себя всю окружающую нас действительность. Это маленькая модель нашей жизни, помогающая увидеть каждого из нас со стороны, проиграть всевозможные ситуации и еще раз ответить себе на волнующие вопросы. Постановка пьесы, разыгрывание ролей и другие приемы, заимствованные повседневностью у театра, имеют те же цели в драматургии человеческих жизней.

Педагогами и психологами подмечен тот факт, что из всех видов искусств, театр в жизни школьника занимает одну из ведущих позиций. И это не случайно. Любимое занятие ребенка - это игра. В основе игры лежит действие. А по мнению педагогов, современный ребенок хочет действовать. Через игру он учится управлять событиями, быть компетентным, вооруженным в широком смысле слова не только на сценической площадке, но и в жизни. Игра способствует личной инициативе молодого человека, оригинальности его мышления, усвоению норм группового и социального поведения, зарождая предпосылки творческой деятельности человека. Органичное переплетение музыки, пластики, танца, изобразительного искусства и актерского исполнения, позволяет проявить молодой личности всю палитру своих творческих (художественных) возможностей. И не удивительно, что школьники, интересующиеся театром, чаще остальных имеют высокие показатели художественного вкуса в других видах искусства.

Театр помогает молодому человеку разобраться в себе, определиться в жизни и раскрыть творческие возможности своей личности. В современном мире не столько фундаментальные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации информации, быстрота реакции, устойчивость к психологическим нагрузкам являются гарантией профессиональной карьеры. А театральная образность стимулирует творческое и прогностическое мышление, учит сводить многообразную информацию к сжатой и информационно емкой метафоре. Эмоциональная подвижность, готовность к публичному выступлению - чем не тренинг психологической устойчивости? А отработка быстроты и свежести реакций лежит в основе импровизаций и актерского тренинга.

Школьный театр не ставит перед собой задачи делать из учеников актеров. Это особое явление, формирующее личность ребенка, его жизненную позицию, морально-этические нормы поведения и, одновременно, создающее в школе особую эстетическую среду.

«Театр, - писал К.С. Станиславский, - могущественная сила для душевного воздействия на толпы людей, ищущих общения. Театр призван изображать жизнь человеческого духа, он может развивать и облагораживать эстетическое чувство» [10].

Ощущение красоты в человеке спонтанно; ему нельзя научить и научиться. Оно приходит одновременно с истинным восприятием объекта, т.е. в тот момент, когда мы начинаем ощущать в нем роль Бога. Параллельно с этим чувством появляется ощущение единства, законченности, связанное с единством мира, который весь воплощается в любом объекте. Пока у человека не появилось ощущения красоты и единства объекта, он может быть уверен, что объект им не познан. Когда же объект начинает казаться человеку прекрасным, он испытывает потребность выразить свое ощущение этой красоты, интуитивно чувствуя, что его восприятие отличается от восприятия всех прочих людей. Обычно этот импульс называют творческим, который в дальнейшем вырастает в его продукт (стихи, картины и т. д.).

Наша задача - помочь молодой личности увидеть окружающую его реальность в новом свете, ибо правильно говорить не о бездарности искусства, а о его недостаточной информативности для данного человека. Информативность произведения искусства для субъекта существенно зависит от его способности извлекать информацию, а помочь научиться извлекать эту информацию - наша задача.

Искусство, в данном случае театральное искусство, являя собой, как пишет Л.С. Выготский, «...важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе», есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [2]. Продолжая мысль Л.С. Выготского, можно сказать, что искусство, как некий ценностный критерий, осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации.

Младший школьный возраст с 6-7 до 9-10

Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Младший школьный возраст - это не только важнейший период для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных процессов, продуктивных приемов и навыков учебной работы, но и великолепный задел для развития индивидуальных особенностей и способностей ребенка, навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, становления адекватной оценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим. Это период усвоения социальных норм, нравственного развития, развития навыков общения со сверстниками и установления прочных дружественных контактов.

Поступление ребенка в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но и взаимоотношениями со сверстниками. Ребенок становится «общественным» субъектом. У него появляются обязанности перед обществом, от выполнения которых зависит его будущее, его место в социуме. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Постепенно утрачивается безусловный авторитет взрослого. Все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества

Начало школьного обучения совпадает с периодом второго физиологического кризиса -кризиса произвольности. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий головного мозга является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили свое формирование. Регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным и дает о себе знать в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны [3].

С 6-7 лет формируются спортивно-двигательные способности. У детей повышенная отвлекаемость, мышечная активность. В данном периоде происходит выработка точности, меткости движений.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного преобразования познавательных процессов. Они приобретают опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Возрастает продуктивность памяти, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Ученик теперь должен не просто запоминать, он должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. Особенно сильно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения оно становится более связанным, последовательным, логичным. «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» (Эльконин Д.Б., 1989, с. 56).

Ведущая деятельность на данном этапе развития - учебная. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем этапе. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

• качественно новый уровень развития произвольной регуляции и деятельности;

• рефлексия, анализ, внутренний план действий;

• развитие нового познавательного отношения к действительности;

• ориентация на группу сверстников [5, 203].

Если развитие познавательных процессов, навыков учебной деятельности, обучение «умению учиться» - в основном прерогатива педагога начальных классов и психолога, то помощь в овладении школьником своим поведением (в переходе от непосредственного к опосредованному поведению, т.е. осознанному и произвольному), могут оказать занятия театром.

Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Психологи предлагают ряд заданий по развитию у детей приемов и способов овладения поведением в эмоционально напряженных ситуациях. Эти задания, на наш взгляд, очень хорошо монтируются с театральной педагогикой.

Данную работу психологи рекомендуют проводить в конце младшего школьного возраста (Ш-1У классы).

Задания [5, 246]:

1. Анализ отрывков из художественных текстов, содержащих описание трудных ситуаций и особенностей действий в них человека. Это поможет детям в силу их недостаточной интроспективности лу

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком