научная статья по теме Развитие литературного творчества в Центральном Казахстане в 60-е годы ХХ века Биология

Текст научной статьи на тему «Развитие литературного творчества в Центральном Казахстане в 60-е годы ХХ века»

5. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - С. 469.

6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-XXI, 2007 - С. 142.

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕНТРАЛЬНОМ КАЗАХСТАНЕ В 60-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Нурлигенова З .Н.

Карагандинский государственный технический университет

Общеизвестно, что в отличие от пластических искусств и музыки, которым равно (хотя и в разных соотношениях) свойственны функции общения, мотивации, познания и созидания, инструментом эстетического анализа и синтеза в художественной литературе выступает слово, язык — «действительность мысли», словесное творчество максимально ориентировано на смыслосозидание, а художественно воссоздаваемая действительность предстает миром максимально и критически осмысленным, аналитически высветленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Именно это делает словесное творчество наиболее идееносным и идеологичным из всех искусств, с наибольшей эффективностью из всех механизмов надстроечного комплекса формирующим (исподволь или очевидно для общества) будущие правила социального поведения. Осознавая общественную значимость художественного слова, социум (безотносительно к его формационной организации), преимущественно правящая элита, всегда опасался утратить и стремился во что бы то ни стало усилить контроль над этим видом духовной деятельности.

Однако, литературная жизнь Центрального Казахстана в 60-х годах прошлого столетия продолжала развиваться. Так, в 1961 г. было создано литературное объединение «Магнит», оказавшее огромное влияние на творчество карагандинских писателей и поэтов. Объединение появилось при редакции темиртауской многотиражной газеты «Строитель» по инициативе молодых поэтов и прозаиков, приехавших на строительство Карагандинского металлургического комбината. Его первым руководителем и организатором был редактор газеты Михаил Фарберг.

Объединение проводило работу по повышению уровня мастерства начинающих литераторов, устраивало творческие встречи и диспуты с участием профессиональных писателей, деятелей искусства и культуры, организовывало обсуждение произведений молодых авторов.

Такие крупные журналы, как «Простор», «Молодая гвардия», «Юность», неоднократно печатали стихи и прозу членов «Магнита». Карагандинское литературное объединение выпускало коллективные и авторские сборники, например «Огни Темиртау» (1968 г.), «День поэзии» (1970 г.), «Жар души моей» (1978 г.), «Дорога в 1418 дней» (1981 г.) и др.

Грандиозное строительство Казахстанской Магнитки, трудовые подвиги строителей и металлургов оставили глубокий след в поэтическом творчестве Григория Фемистокловича Григориади. Он писал о городе, о людях труда и с болью в сердце о тяжелых днях войны, запечатлевшихся в его сознании на всю жизнь.

Жизнь Караганды и области в 60-е гг. нашла свое отражение в творчестве поэта М. Балыкина. Горнякам особенно полюбилась его повесть в стихах «Марианна», в основу которой положены конкретные исторические события, связанные с историей города. В предисловии к ней известный советский поэт Алексей Марков писал: «В лучших своих строчках поэт поднимается до вершин подлинного мастерства. Надо сказать, что Михаил Балыкин один из немногих в стране поднял в поэме сугубо рабочую тему».

В конце 50-х - 60-е гг. издаются сборники стихов, рассказов и очерков А. И. Брагина: «Близкое и далекое» (1958 г.), «Две судьбы» (1962 г.), «У истока реки»

(1964 г.), «Предгорья» (1967 г.), «Десять тысяч рассветов» (1971 г.), «Дороги и встречи» (1974 г.) и др. Работая в газетах «Комсомольская правда», «Правда Южного Казахстана», сочетая труд журналиста с писательской деятельностью, он переводил на русский язык стихотворения и поэмы Джамбула, романы С. Муканова и др.

Особое место в жизни А. Брагина занимало творческое содружество с С. Мукановым. Он перевел на русский язык почти все романы С. Муканова. Очарование ума, могучая сила многогранного таланта и человеческой доброты влекли А. Брагина и к Канышу Сатпаеву. Он первый написал книгу «Сокровища медного купола». Эта книга о блестящей плеяде казахстанских геологов и ученых, среди которых особое место занимает колоссальная фигура К. И. Сатпаева.

Н. Н. Кузнецов пришел в Карагандинское городское литобъединение в 1961 году. Стихи Кузнецова пронизывает чувство быстротечности жизни, ее красоты и неповторимости. И острое сожаление о том, что главное, самое главное — еще не написано, не сказано, не сделано. Таковыми являются стихотворения «Ваша светлость, Весна!», опубликованные в «Индустриальной Караганде» в 1965 г., «Бури», «Шелестят и шелестят страницы» (1967 г.), «Новые лирические стихи», «Опять в селе», «Седая сестра», «Степь, меня береги» (1968 г.), «Спойте, птицы», «У гранитной плиты», «Это осень...» (1969 г.), «Юрта» (1970 г.) и др.

Среди ученых, писателей, поэтов, певцов нашего края известно имя Сайдиля Талжанова, который начал творческий путь с небольших рассказов, газетных очерков и переводов с русского на казахский язык еще в 1927 г. В разные годы им были переведены на казахский язык произведения М. Горького, В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Н.А.Добролюбова, Ю. Н. Тынянова и др.

Сапаргали Лямбекову было 15 лет, когда районная газета опубликовала его первое стихотворение «Песни труда». Главными героями его творений стали исторические личности, оставившие свой след в истории края. В 1966 г. увидела свет его первая документальная повесть «Арбасу», затем повесть о каркаралинском большевике Ныгмете Нурмакове — «Белдесу». На суд читателей была представлена первая книга-роман «Тайталас» об Угаре Жанибекове. Второй роман «Дорогами отцов» был посвящен жизни чабанов. И, наконец, главный труд писателя — роман «Таттимбет», о жизни и творчестве замечательного казахского композитора-импровизатора Таттимбета Казангапова. Роман, изданный в 1994 г., получил высокую оценку критиков.

О том, что литература играла важную роль в общественно-политической и культурной жизни страны свидетельствует организация в Целинограде 11 сентября 1965 г. первого слета писателей и начинающих литераторов края. На слете были обсуждены задачи творческой интеллигенции целины в подготовке к 50-летию Великого Октября и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Также именно здесь оформляется писательская организация Целинного края [1, 22].

Напряженно работает в рассматриваемый период А. Абишев. В эти годы вышли в свет его пьеса «Дружба и любовь», сборники пьес, рассказов, роман «Гроза» (1969 г.).

Продолжалось развитие писательского сообщества Центрального Казахстана. В 1966 г. Карагандинское отделение Союза писателей Казахстана объединяло 9 членов. В области трудилось около 70 начинающих литераторов. В это время вышло в свет несколько произведений местных авторов — «Вторая весна» М. Е. Зуева-Ордынца, «Кто, если не ты?» Ю. М. Герта, «Повести и рассказы» Жораса Ахметова, произведения местных прозаиков и поэтов печатались на страницах областных и республиканских газет и журналов [2, 26].

Таким образом, подводя итоги рассмотрения становления и развития творчества писателей и поэтов Центрального Казахстана в 60-е гг. ХХ в., следует отметить, что литература сыграла важную роль в развитии культуры региона в рассматриваемый период. На протяжении рассматриваемого исторического периода, в обстановке изменяющейся общественно-политической, экономической и культурной жизни,

литература выступала просветителем народных масс, выразителем идей и интересов трудящихся Казахстана. Список литературы

1. ГАКО, ф. 1П, оп. 7, д. 894.

2. АП РК, ф. 708, оп. 3/1, д. 1095.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.В. ХОЛОПОВА В УСТЬ-СЫСОЛЬСКЕ

В 1918-1925 ГГ. ЗЫРЯНСКИЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кочерган Л. И.

ГУК «Национальная галерея Республики Коми»

В конце XIX - первые десятилетия ХХ вв. в общественную, научную, художественную жизнь многонациональной России влились талантливые представители национальных окраин. Одним из них был коми архитектор-художник Холопов Александр Викентьевич (1880 - 1942). Он первым из уроженцев Коми края получил профессиональное художественное образование: окончив архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, продолжил образование в Петербургской Академии художеств. В 1910-е годы занимался архитектурной практикой в Петербурге. После революции вернулся на родину, в Усть-Сысольск, который в 1921 году из уездного города превратился в столицу Коми автономной области.

Период становления Коми автономии отличается особым подвижничеством и энтузиазмом в деятельности тех людей, кто работал на благо процветания Коми края. Сферами деятельности А.В. Холопова были архитектура, музейное строительство и педагогическая работа. Данная статья посвящена его вкладу в развитие образования Усть-Сысольска в конце 1910-х - первой половине 1920-х годов. Основными источниками в работе над ней стали документальные материалы, хранящиеся в ГУ РК «Национальный архив Республики Коми», произведения А.В. Холопова и В.Д. Холоповой-Новодворской из собрания ГУК «Национальная галерея Республики Коми», а также публикации 1918 -1920-х годов в газете «Зырянская жизнь».

Интеллектуальный труд в уездном Усть-Сысольске, как и множестве других подобных центров Российской империи, был востребован, прежде всего, на ниве просвещения. До революции в Усть-Сысольске в качестве самостоятельного предмета преподавалось рисование, оно было включено в программы городского училища, женской и мужской гимназий, учительской семинарии.

Послереволюционное реформирование начального и среднего образования, приведшее к созданию двухступенчатой Единой Трудовой Школы, сохранило преподавание рисования в программах школ 2 ступени. Поскольку уроки рисования уже велись, то вернувшийся на родину в мае 1918 года А.В. Холопов стал преподавать в школах 2 ступени историю искусства - предмет, впервые введенный в образовательные программы Усть-Сысольска.

Наибольший вклад в педагогическое поприще А.В. Холоповым был внесен в систему подготовки школьных работни

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком