научная статья по теме Развитие меценатства в дореволюционном Башкортостане в XIX – начале XX века Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Развитие меценатства в дореволюционном Башкортостане в XIX – начале XX века»

Сафина Г.Ф.

РАЗВИТИЕ МЕЦЕНАТСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ БАШКОРТОСТАНЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX века

Статья посвящена истории развития меценатства в Башкортостане в дореволюционный период. Анализируется вклад башкирских меценатов в культурное наследие республики, влияние на уровень образования в обществе. Рассматриваются основные сферы вложения частного капитала, а также цели и мотивы благотворителей.

Ключевые слова: меценатство, купечество, благотворительные общества, социальная политика государства.

Safina G.F.

DEVELOPMENT OF PHILANTHROPY IN THE PREREVOLUTIONARY BASHKORTOSTAN OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURY

The article deals with the history of development of philanthropy in Bashkortostan in the prerevo-lutionary period. The contribution of Bashkir philanthropists to the cultural heritage of the Republic and the impact on the level of education in society are analyzed. The basic sphere of private capital investment, as well as the goals and motives of philanthropists are considered. Keywords: philanthropy, merchants, charities, social policy of a state.

f\

\ -

-

Сафина Г.Ф.

В современной общемировой историографии история благотворительности обоснованно рассматривается в широком контексте формирования и развития социальной политики в целом. Важнейшим результатом развития социальной политики в XX веке стала концепция «государства всеобщего благоденствия», реализуемая на практике в развитых странах Запада. Экономические и духовные предпосылки сбалансированной социальной политики в нашей стране возникли в XIX веке, когда государственные органы начали осуществлять функцию заботы о гражданах, пытаясь уменьшить размеры бедности.

Во всех отношениях этапным для российской благотворительности явился XIX век. Продолжая во многом дела предыдущего столетия, этот период вместе с тем внес принципиальные дополнения. Благодаря целому ряду законодательных мероприятий все формы благотворительности вместе взятые -государственная, общественная и частная - начинают обретать определенный системный вид.

Немаловажную роль сыграли и события второй половины XIX века. Так, Крестьянская реформа 1861 г., Земская реформа 1864 г., ставшие очередным этапом в процессе модернизации страны, породили существенные изменения в социальной структуре российского общества, что привело к ряду важных социальных последствий, учет и понимание которых необходимы при исследовании развития феномена российского благотворения.

Необходимо учитывать, что интенсивный рост промышленного производства на основе внедрения новой техники имел наряду с положительными и негативные последствия: безработицу, понижение заработной платы, невозможность приобретения предметов первой необходимости, что создавало угрозу политической стабильности общества1.

Нараставшее в общественно-политической жизни противостояние требовало от государства совершенно иных подходов и решений в управлении, соответствующих действий.

1 Рождественская Н.Ю. Нищенство и борьба с ним в России во

второй половине XIX - первой половине XX в. // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1. - С. 34.

В течение второй половины XIX века в России произошёл постепенный переход функции социальной поддержки населения от общественно-государственных к частно-общественным органам призрения. Особенно это проявилось в финансовом обеспечении социальных учреждений. Причиной подобного сдвига явилось то, что государство не способно было на этом этапе развития и в сложившихся условиях своевременно и эффективно решать возникающие проблемы.

Известно, что в конце XIX века государство обратилось к общественной благотворительности как к средству, способному коренным образом переломить ситуацию к лучшему. Дело попечения о нуждающихся должно было перейти к обществу, которое путем самоорганизации обеспечило бы им помощь со стороны отдельных групп населения, добровольцев. Задача же государства должна была состоять только в том, чтобы направлять общественные организации, указывать им путь и общегосударственную цель и приходить на помощь в тех случаях, когда они не в силах обойтись своими средствами. В результате к началу XX века общественная самодеятельность развивалась быстрыми темпами, и социальная помощь перестала быть уделом немногих ведомств и учреждений, став общим делом.

Необходимым условием успешного развития меценатской деятельности на территории всей дореволюционной России являлась ее высокая организация на местах, т. е. в губерниях и областях. Не секрет, что крупные города и густонаселенные зоны Российской империи были полиэтничными и поликонфессиональными. И меценатство было тем полем общественной деятельности, где эта полиэтничность ярко отражалась. Особенно это видно на примере Поволжья. Изучая историю благотворительности Уфимской губернии, мы видим, что здесь были замечательные башкирские меценаты -купцы Ахмет, Гани и Махмут Хусаиновы, потомственные почетные граждане Чижовы, купцы, промышленники и общественные деятели Яушевы и др.

В сфере филантропии интересы всех, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, были направлены на решение проблем бедности, улучшение общей обстановки в родном городе. Выросшие, как правило, из народных

Евразийский юридический журнал

№ 11 (54) 2012

низов предприниматели во втором-третьем поколении не утрачивали духовной связи с народной толщей, но по своему образовательному и культурному уровню принадлежали уже к элите российского общества.

Мобильная, социально активная, преуспевающая буржуазия Уфимской губернии уже со второй половины XVIII столетия начинает формировать солидный благотворительный капитал, исчислявшийся сотнями тысяч рублей. Филантропы и меценаты из предпринимательской среды строили театры и народные дома, больницы и другие социальные объекты. Их эстетическое чувство всегда было связано с идеей просвещения, развития национальной культуры, для поддержания которой они многое сделали. Деньги для них являлись не только средством безбедно прожить свой век, но и способом остаться в благодарной памяти потомков.

Кроме того, представители стремительно богатевшего башкирского предпринимательства с помощью систематических пожертвований пытались вырваться за узкие сословные рамки, подняться на более высокий уровень общественного положения. Финансирование крупных социальных программ и неотложных государственных нужд, активное участие в попечительских советах различных учреждений и работе благотворительных организаций имели решающее значение при награждении правительством отдельных представителей предпринимательства почетными званиями, широкими льготами, правами. Примечателен здесь пример обращения потомственного почетного гражданина Федора Егоровича Чижова с заявлением на имя городского головы г. Уфы А.А. Мальцева, в котором выражалось пожелание пожертвовать городу для учреждения постоянной больницы полукаменный двухэтажный крытый железом дом со службами и усадебным местом, находящийся на Телеграфной улице. Вместе с тем Ф.Е. Чижов отдал городу и построенный на Сафроновской пристани на арендованном у города месте двухэтажный деревянный дом со всеми при нем постройками. В заключение жертвователь обещал на свой счет поставить со всею обстановкою 30 коек, все внутреннее убранство помещения больницы и просил о следующих указаниях: во-первых, выразить благодарность щедрому жертвователю Ф.Е. Чижову предоставлением депутации устно или поднесением особого адреса, во-вторых, уполномочить управу на совершение дарственной записи на подаренный дом с усадьбою на телеграфной улице, в-третьих, по открытии больницы наименовать такую согласно воле жертвователя «Городская больница, основанная Ф.Е. Чижовым», в-четвертых, в приемном покое больницы поместить образ Св. Феодора Студита - ангела жертвователей и перед этим образом ежегодно 11 ноября совершать богослужение, в-пятых, повесить в приемном покое фотографический портрет жертвователя, в-шестых, о таком выдающемся пожертвователе довести до сведения Его Превосходительства Городского Губернатора2.

таким образом, анализируя данные архивные материалы, можно сделать вывод, что побудительные мотивы меценатства у башкирских предпринимателей были сложными и далеко не однозначными. В большинстве случаев одновременно действовали как эгоистические, так и альтруистические побудительные мотивы: присутствовали и деловой, хорошо продуманный расчёт, и уважение к науке и искусству, а в ряде случаев это был особый род подвижничества, восходящий сво-

2 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан, и. 311, оп. 1, ед. № 8. Доклады, журналы и баллотировочные списки Уфимской городской думы. - С. 198-200.

ими истоками к национальным традициям и религиозным ценностям.

Особое место занимало исламское предпринимательство. Его отличительной чертой была особая мусульманская экономическая система, в которой сочетались этические, этнические и религиозные элементы. Исламская буржуазия сыграла решающую роль в коренных переменах социальных и культурных отношений внутри башкирского общества. Базисом преобразований являлась традиционная мусульманская благотворительность.

Характерно, что меценаты - представители мусульманской буржуазии финансировали строительство новых и реформирование старых конфессиональных учебных заведений с условием введения в них звукового метода обучения и обязательного преподавания светских дисциплин. Учебные заведения Уфы были одним из центров культурной жизни города и всей губернии, сыграли огромную роль в подготовке кадров, поэтому интерес благотворителей к данной сфере был достаточно велик. Люди различных сословий приняли посильное участие в создании образовательных учреждений. Организовывались подписки на пожертвования, составлялись реестры жертвователей на учреждение училищ и школ.

Л.А. Ямаева отмечает, что подавляющее большинство мектебов и медресе Уфимской губернии финансировались за счет частных субсидий. так, широкую известность в конце XIX - начале XX столетия получила меценатская, благотворительная деятельность купцов-миллионеров братьев Ахмета, Гани и Махмута Хусаиновых. На их средства

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком