научная статья по теме Реализация прогрессивного подхода к женскому образованию в России во второй половине XIX - начале XX вв Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Реализация прогрессивного подхода к женскому образованию в России во второй половине XIX - начале XX вв»

реализация прогрессивного подхода к женскому образованию в России во второй половине XIX - начале XX вв.

Ю.И. Титаренко, доцент кафедры информатики Ульяновского педагогического университета им. И.Н. Ульянова, кандидат педагогических наук И.А. Чуканов, заведующий кафедрой регионоведения и международных отношений Ульяновского государственного университета, доктор исторических наук, профессор

В статье анализируются взгляды русских педагогов второй половины XIX - начала XX вв., направленные на совершенствование и укрепление демократических начал женского начального, среднего и высшего образования в России.

Ключевые слова: школа, образование, семья, прогрессивные движения, воспитание, интеллектуальное развитие, равенство, теоретические основы.

Общеизвестно, что главной теоретической основой процесса становления и развития женского образования явилась русская прогрессивная общественно-педагогическая мысль. На развитие теоретических основ женского образования и воспитания середины XIX в. оказали значительное влияние педагогические взгляды, изложенные в трудах И.Ф. Богдановича, А.А. Ширин-ского-Шихматова, И.И. Соловьева и др. Их стараниями в русском общественном сознании возникла модель женского образования, в основу которой были положены не социальные, а нравственные идеалы. Эти педагоги призывали к формированию умственных и нравственных качеств личности учащихся

женских учебных заведений, а уже проблемы социального, полового воспитания женщин отходили на второй план.

Важное значение для формирования общественно-педагогического подхода к образованию девушек в России имела книга И.Ф. Богдановича «О воспитании юношества» (1807 г.), в которой постановке женского образования и воспитания была посвящена часть труда «О воспитании россиянок». Здесь автор особенно обращал внимание на умственное и нравственное воспитание женщины. В частности он указывал на то, что «...образованный ум и приготовленное сердце к терпению и там найдут удовольствие, где другие от задумчивости и душевной тревоги мучаются

истерикой» [1, с. 113]. Автор призывал в ходе организации женского образования особое внимание обращать на физическое развитие воспитанниц, так как он считал, что «.. .воспитание девиц в физическом смысле хотя и не столь должно быть сурово, как мужчин.од-нако не худо их. ..отвращать от жизни, расслабляющей тело». Среди основных направлений женского воспитания он видел формирование правильного морального поведения, развитие ума и совести, а также выработку умения вести домашнее хозяйство и заниматься рукоделием [1, с. 112].

И.Ф. Богданович резко выступал против сложившегося в обществе убеждения о том, что женщина «уступает мужчине в интеллектуальном развитии», что лежало в основе имевших место в общественном сознании российского общества предрассудков, об «изначальной неполноценности и ущербности женщины». Этот педагог был изначально убежден в том, что женщина физиологически одарена в полной мере такими же способностями, как и мужчина, поэтому ей также доступны для усвоения науки и литература [1, с. 113].

В поддержку педагогических убеждений И.Ф. Богдановича выступил и другой выдающийся педагог-теоретик женского образования А.А. Ширинс-кий-Шахматов (1822-1864 гг.). В своем известном труде «Письма о воспитании благородной девицы и обращении ее в мире» он опубликовал ряд своих практических наблюдений по этим проблемам и выработал ряд полезных советов по первоначальному воспитанию и обучению девушек. В этой связи на

первое место А.А. Ширинский-Шахма-тов выделял умственное развитие на основе благонравия и нравственности, для чего, считал, что каждую науку «необходимо приспособить к нравственной пользе воспитанницы» [2, с. 527]. Не менее важное значение упомянутый выше автор уделял учебному процессу. Он указывал: «.. .преподаваемое чтение надобно сделать более приятным.на-добно приспособлять к этому, метод преподавания, слова и речи, тон голоса, жест лица и самое место, где производится учение» [2, с. 196].

Дальнейшее развитие теоретических основ женского образование произошло во второй половине XIX в. Учеными-педагогами этого периода в учебно-воспитательный процесс женского населения страны были внесены некоторые коррективы и поправки, касающиеся, в первую очередь, изменения традиционных подходов к теории и практике женской школы. В связи с этим общественные взгляды на женское воспитание и образование выходили за рамки границ «чисто педагогического вопроса», и затрагивали этическую и правовую проблематику.

Прогрессивный подход в деле женского образования олицетворяли труды таких общественных деятелей и педагогов, как В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, К.Д. Ушин-ский, а в более позднее время К.В. Ель-ницкий, Д.Д. Семенов, П.Ф. Каптерев. Например, Н.А. Добролюбов предостерегал от того, чтобы в ходе образования и воспитания женщин не учитывались их психологические особенности. Он писал: «.известно, что...у девочек в особенности, чувство господствует над

рассудком и воображение постоянно вмешивается в дело памяти. Поэтому, учитель должен, в первую очередь, позаботиться о развитии воображения своих учениц и о «здравом направлении их чувства», иначе эти способности постоянно будут мешать правильности направлений рассудка и памяти [3, с. 70]. Он призывал к тому, что «... нужно больше заботиться об умственном и праведном развитии учениц еще больше, нежели о сообщении им полезных сведений» [3, с. 73]. В этой связи он призывал прививать девушкам не только любовь к знаниям, но и умения самостоятельно и логически выражать свои мысли и чувства.

Проблеме женского образования посвятил некоторые свои работы Д.И. Писарев. В статье «Значение матери в юношеском воспитании», опубликованной в 1859 г., он указывал, что «.участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но и необходимо, так как от влияния матери во многом зависит будущий характер ребенка» [4, с. 50]. В своей другой статье «Мысли Фирхова о воспитании женщин» он впервые в России заявил о полезности получения женщинами общего и специального образования, а не абстрактного «закрытого семейного». При этом важную роль он отводил привитию женщинам педагогических навыков, так как это, по его мнению, является важным шагом на пути к их вовлечению в активную общественную деятельность [4, с. 187].

Если в 1850-1860-е годы русские революционные демократы только выдвигали идеи о необходимости и совершенствовании системы женско-

го образования в стране, то в более позднее время, в 1870-1880-е годы такие русские педагоги либеральной направленности, как Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский стали претворять их в жизнь. Как известно, они разработали первые проекты женских образовательных учреждений и запустили их на практике. Немаловажную роль сыграли труды Д.Д. Семенова, В.Я. Стою-нина, К.В. Ельницкого и др.

Н.И. Пирогов в статье «Вопросы жизни» отмечал: «.не положение женщины в обществе, но воспитание ее, в котором заключается воспитание сего человечества - вот, что требует перемены. Так же, как и мужчина, женщина должна быть образованным человеком, развивая свое мышление и волю, но, вместе с тем, никогда не пренебрегая развитием лучших дарований своей природы» [5, с. 50-51].

С целью повышения качества преподавания и воспитания в женских образовательных учреждениях по его предложению были учреждены заседания педагогических советов, на которых решались вопросы, связанные с преподаванием тех или иных предметов и распределением часов. В одной из своих работ он указывал: «. научный рациональный контроль в женских училищах еще необходимее, чем в мужских . внимание необходимо уделять развитию языков и совершенствованию умственных способностей девушек».

Педагогические новации, сформулированные Н.И. Пироговым, были высоко оценены его ближайшим сподвижником К.Д. Ушинским, которые по его утверждению, стали «настольной книгой каждого русского человека,

которому дорого отечественное просвещение» [6, с. 84]. К.Д. Ушинским на основе преимущественно либеральных подходов был разработан план реформы женского образования, в основу которого как раз и вошли идеи революционных демократов о демократизации женского образования и его равенства с мужским. Цели и средство женской общеобразовательной школы в этом проекте определял принцип гуманизма.

Другая, не менее важная идея К.Д.Ушинского заключалась в том, чтобы не устанавливать ограничительных пределов образования для женщин, так как чем больше интеллектуальна и образованна будет будущая мать, тем больший интеллектуально-развивающий заряд она может дать своим детям. Однако следует сказать о том, что К.Д. Ушинский, выступая за либеральные принципы в организации женского образования, призывал органически учитывать и сформировавшиеся в далекие исторические времена традиционные подходы. Тот же Ушинский считал, что нельзя разделять либеральные и традиционные элементы в образовании женщин, при этом он указывал: «.прочная основа воспитания и образования женщины строилась природою, жизнью, наукой и религией», поэтому противопоставлять эти элементы друг другу ни в коем случае нельзя.

Он считал, что «.христианское воспитание в духе красоты, истины и добра должно было возродить в женщине стремление к новой жизни». Поэтому труды К.Д. Ушинского для постановки женского образования и воспитания в стране важны, в первую очередь, тем, что они соединяют вместе традицион-

ные и либерально-прогрессивные основы его организации, проводят между ними своеобразный мостик и не дают противопоставить их друг другу [6, с.129-130]. Преемники и соратники К.Д. Ушинского Д.Д. Семенов, В.П. Острогорский, В.Я. Стоюнин предложили расширить систему Ушинского прибавлением ряда либеральных элементов: всесословности, доступности любых предметов учебного курса для всех слоев населения, открытия учительских семинарий для женщин, получение образование женщинами нерусской национальности и т. п.

Активным сторонником идей К.Д. Ушинского об объединении в условиях организации женского образования в России прогрессивно-либерального и традиционного подходов стал выдающийся пед

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком