научная статья по теме РЕДКИЕ СЛОВА В ПОЭЗИИ В. МАЯКОВСКОГО Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «РЕДКИЕ СЛОВА В ПОЭЗИИ В. МАЯКОВСКОГО»

Л. Л. ШЕСТАКОВА, А. С. КУЛЕВА

Москва

Редкие слова в поэзии В. Маяковского

Слова единичного употребления в поэзии В. Маяковского рассматриваются на основе данных «Словаря языка русской поэзии XX века».

Ключевые слова: редкие слова; словарь поэтического языка; аббревиатура; имя собственное; заимствование; рифма.

Редкими обычно называют слова низкой частоты употребления, непонятные или не вполне понятные современному носителю языка. В последние десятилетия таким единицам уделяется специальное внимание, поскольку именно в это время «особенно заметными стали существенные изменения в лексиконе усредненной языковой личности, обусловленные целым рядом социокультурных причин» [Козырев, Черняк 2000: 181]. Редкая лексика, как правило, систематизируется в словарях устаревших, забытых, малоизвестных и т. п. слов, лексических трудностей [Макаров, Матвеева 1993; Редкие слова 1997; Сомов 2006 и др.]. Отдельное место среди таких словарей занимают справочники, составленные по произведениям писателей прошлого (например, [Бахвалова, Попова 2007]).

Слова редкого употребления составляют немалую часть поэтического лексикона В. Маяковского. Говорить об этом позволяют наблюдения, сделанные в ходе работы над многотомным «Словарем языка русской поэзии XX века» [СЯРП]. Материалом для Словаря, объединяющего в себе черты регистрирующего и объяснительного справочников, послужило творчество десяти выдающихся русских поэтов, в число которых вошел и Маяковский. По данным СЯРП, из более чем 20 тысяч редких единиц, к которым были отнесены слова с частотой 1, свыше трех тысяч принадлежат Маяковскому. Чаще, чем у него, редкие слова встречаются у

Шестакова Лариса Леонидовна, доктор филол. наук, ведущий научный сотрудник ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН.

E-mail: lara.shestakova@mail.ru

Кулева Анна Сергеевна, кандидат филол. наук, научный сотрудник ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН. E-mail: an.kuleva@gmali.com

Цветаевой и Пастернака; близок к этим трем поэтам Хлебников. Стилистическая (футуристическая) близость Маяковского, Хлебникова и Пастернака очевидна, сходство поэтического мировидения Пастернака и Цветаевой хорошо известно, и об особом интересе Цветаевой к Маяковскому, их своеобразной близости «от противного» написано уже немало.

Говоря о данных по низкочастотной лексике у Маяковскго, надо учитывать, что в СЯРП использован хотя и представительный, но далеко не весь корпус текстов Маяковского (в качестве источника было выбрано, в силу разных причин, однотомное издание [Маяковский 1969]). Следует иметь в виду также, что принципу отнесения к редким словам единиц с частотой 1 отвечает большинство неологизмов. Их включение в состав редких слов не бесспорно, хотя трактовка прилагательного редкий толковыми словарями позволяет сделать это. Ср. определение третьего значения прилагательного в четырехтомном «Словаре русского языка» (МАС): 'не часто или мало встречающийся, необычный'. Неология Маяковского изучается давно и плодотворно, в том числе лексикографически [Колесников 1991; Валавин 2010], поэтому данного массива слов мы коснемся лишь слегка.

Устаревшие слова составляют основную группу редких слов. У Маяковского это разные по механизму и времени устаревания единицы преимущественно предметной и признаковой семантики1: алчъ ('то же, что алчность'), блузник ('тот, кто носил рабочую блузу; рабочий'), денной ('дневной'), лабазник ('тор

1 Имеются в виду и слова, ставшие устаревши-

ми уже после Маяковского.

говец, владелец лабаза'), омнибус ('многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров'), пезета (вариант к песета 'денежная единица в Испании'), тай-пистка ('машинистка') и др. При всей тематической пестроте таких слов среди них можно выделить ряды однотипных единиц, например наименований лиц по профессии, роду деятельности (блузник, лабазник, тайпистка).

В составе редких представлены также специальные и близкие к ним слова, например: аллитерация ('поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных звуков'), брамсель ('самый верхний парус судна'), статут ('узаконенное положение'); ср. также суффикс, флексия и т. п. Устаревшие и специальные слова часто вовлекаются в контексты иронического, шутливого звучания, выступают в составе тропов, например:

ЖАНТИЛЬНЫЙ \ycmap. разг.-, жеманный, кокетливый] Вокруг, / в поощренье / жантильных манер, / дорожки / полны статуями. Ирон. М925 (158)

АППЕНДИЦИТ Желудку ничем болеть нельзя, / кроме аппендицита и холеры! Шутл. М915 (43)

БОРНАЯ [субст. прил.; борная кислота] [монахини] трезвые, / чистые, / как раствор борной. Ирон. М925 (170)2.

Среди нечастотных слов у Маяковского много таких, которые, не являясь новыми с точки зрения индивидуально-авторского словотворчества, стали новыми для языка поэзии. Исключительно чуткий к происходящему в мире, обществе, поэт вводит в стихи самую неожиданную лексику. Это, например, слова, отражающие актуальные для того времени явления в области социально-политической жизни, техники, быта:

2 В словарных статьях используются следующие основные сокращения: англ. - английский, вар. - вариант, глаг. - глагол, знач. - значение, Ирон. - иронически, прост. - просторечное, РП- речь персонажа, рфм. - рифма, субст. - субстантивированный и нек. др. Каждый контекст сопровождается шифром, включающим сокращение фамилии Маяковский (М), год написания произведения, страницу в указанном издании сочинений поэта.

АВИАМАТКА [морское судно, оборудованное для взлета и посадки аэропланов] Разными / газами / воняя гадко, / тучи / пропеллерами выдрав, / с авиаматки / на авиаматку / пе- / ре- / пархивают «гидро». М927 (557)

БОГОИСКАТЕЛЬ [сторонник богоискательства - религиозно-философского течения, получившего распространение в среде рус. либеральной интеллигенции в нач. XX в.] Интеллигентки / ушли от всего / и все изгадили. / Заперлись дома, / достали свечки, / ладан курят - / богоискатели. Ирон. М924 (482)

ЭЛЕКТРОРЕКЛАМА А для рекламы -/ не храм, / а краса - / старайся / во все тяжкие. / Электрорекламе - / лучший фасад: / меж башен / пустить перетяжки, / да буквами разными: «Signe de Zoro», / чтоб буквы бежали, / как мышь. М925 (¡56).

Ср. также встречающийся в поэме «Про это» (1923) окказионализм синемато-графский - вариант прилагательного синематографический, образованного от устаревшего синематограф ('кинематограф'):

Рассвет. / Подымаюсь сенскою сенью, / синематографской серой тенью. / Вот -/ гимназистом смотрел их / с парты - / мелькают сбоку Франции карты.

Характерная черта эпохи - обилие в языке различных сокращений, аббревиатур - нашла у Маяковского яркое отражение именно в корпусе редких слов. Такие номинации выступают в стихах и как черта повседневности:

ДИПКУПЕ [сокр.: дипломатическое купе] Помнишь, Нетте, - / в бытность человеком / ты пивал чаи / со мною в дипкупе? [рфм. к покипел]. М926 (262)

ПОЛПРЕДСТВО [сокр.: полномочное представительство] Что / против пушек / стреленка твоя!.. / Под пытками / умер Гва-тёмок. / И вот стоим, / индеец да я, / товарищ / далекого детства. / Он умер, / чтоб в бронзе веками стоять / наискосок от полпредства. М925 (¡95)

ЦЕНТРО [первая часть сложных слов со знач. являющийся центром3] По первой реке в российском сторечье / скользим... / цепе-

3 См. в Словаре Ушакова: [Центро] (нов.) Первая часть составных слов в знач. являющийся центром (см. Центр в 6 знач.), напр. Центросоюз, Центроспирт.

64

неем... / зацапаны ветром... А за волжским доисторичьем / кресты, да тресты, / да разные «центро». М927 (284),

и как средство создания сатирического, комического или, напротив, высокого, па-фосного звучания стихов:

ВАПП [сокр.: Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (основана в 1921 г.); позднее - РАПП] Огромная площадь; / прорезав вкривь ее, / неслышную поступь дикарских лап / сквозь северную Скифию / я направляю / в местный ВАПП. М927 (284)

КООПСАХ [сокр.: кооперация сахарной промышленности] Но поэзия - <.. .> / существует - / и ни в зуб ногой. / Например, / вот это - / говорится или блеется? / Синемор-дое, / в оранжевых усах, / Навуходоносором / библейцем - / «Коопсах» [рекламные плакаты и вывески кооперации изображали сахарную голову на синем фоне с расходящимися оранжевыми лучами] М924 (123)

СОВКИНО [сокр.: советская фотокинематографическая государственная организация и кинокомпания] На улицах, / под руководством / Гарри Пилей, / расставило / сети / Совкино, - / от нашей / сегодняшней / трудной были / уносит / к жизни к иной. М927 (309).

ГОСПЛАН [сокр.: Государственная комиссия СССР по планированию] Не хочу, / чтоб меня, как цветочек с полян, / рвали / после служебных тягот. / Я хочу, / чтоб в дебатах / потел Госплан, / мне давая / задания на год. М925 (235).

Как видно, энциклопедические сведения с привязкой к определенному историческому моменту в словарных статьях зачастую просто необходимы. Кроме того, незнание стоящих за редкими словами реалий затрудняет понимание текста, затемняет комический эффект, мешает понять изобретательность словоупотребления поэта. Например, в известном стихотворении «Прозаседавшиеся» (1922) встречаются слова Гукон 'Главное управление коннозаводства' и Тео 'Театральный отдел Главполитпросвета'. Напоминая внешне антропонимы, они создают в сочетании своих смыслов весьма неожиданный стилистический эффект:

Заявишься: / «не могут ли аудиенцию дать? / Хожу со времени она». - / «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать - / объединение Тео и Гукона».

В некоторых случаях важно отметить и вариативность встреченных у Маяковского аббревиатур по отношению к нормативным единицам. Образующая отдельную словарную статью номинация из лексикона поэта фиксирует произношение аббревиатуры, что интересно и с точки зрения истории языка:

ВЕЭСЭНХА [вар. к ВСНХ; сокр.: Высший совет народного хозяйства (19171932)] Несется / жизнь, овеивая, / проста, / суха. / Живу / в домах Стахеева я, / теперь / Веэсэнха. М927 (563)

ЭНКАПЕЭС [вар. к НКПС; сокр.: Народный комиссариат путей сообщения] Сегодняшних дней убежденный житель, / выправьте / в энкапеэс / на бессмертье билет / и, высчитав / действие стихов, / разложите / заработок мой / на

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком