научная статья по теме РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ПРАВОСЛАВНОГО МОНАШЕСТВУЮЩЕГО ДУХОВЕНСТВА В «СВОДЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» (ИЗД. 1876-1917 ГГ.) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ПРАВОСЛАВНОГО МОНАШЕСТВУЮЩЕГО ДУХОВЕНСТВА В «СВОДЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» (ИЗД. 1876-1917 ГГ.)»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ПРАВОСЛАВНОГО МОНАШЕСТВУЮЩЕГО ДУХОВЕНСТВА В «СВОДЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» (ИЗД. 1876-1917 ГГ.)

БАБКИН Михаил Анатольевич,

доктор исторических наук, профессор Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, профессор Московского педагогического государственного университета. E-mail: babkin.mikhail@gmail.com; сот. тел.: 8-916-784-74-20

Краткая аннотация: в статье говорится о регулировании имущественных прав православного монашествующего духовенства в «Своде законов Российской империи» (изд. 1876-1917 гг.).

The article talks about regulation of the property rights of Orthodox clergy in «Code of laws of the Russian Empire» (ed. 1876-1917).

Ключевые слова: имущественные права; духовенство; свод законов; Российская империя. Property rights; clergy; Code of laws; Russian Empire.

Какие имущественные права на рубеже Х1Х-ХХ вв. имели монашествующие Русской православной церкви (РПЦ)1? Ответ на этот вопрос с разной степени точности даётся на страницах ряда работ специалистов в области истории РПЦ2, церковного и гражданского права3. При этом лишь в некоторых из тех трудов

1 В законодательстве Российской империи и в других официальных как светских, так и церковных документах (вплоть до 1942 г.) использовалось название «Православная Российская Церковь». Однако зачастую употреблялись и названия «Российская Православная», «Всероссийская Православная», «Православная Кафолическая Грекороссийская», «Православная Греко-Россий-ская» и «Русская Православная» церковь. (В «Гражданском уставе» РПЦ говорится, что РПЦ «до 1942 года именовалась "Поместной Российской Православной Церковью"», см.: Журнал Московской патриархии. 1991. № 10. С. 11.) По причине того, что 8 сентября 1943 г. решением Собора епископов РПЦ титулатура патриарха московского была изменена (вместо «...и всея России» стала «...и всея Руси»), то и Православная церковь стала называться «Русской» (РПЦ). Соответственно, и в историографии установилось использование аббревиатуры «РПЦ», а не «ПРЦ».

2 Смолич И.К. Русское монашество: 988-1917 гг. Жизнь и учение старцев. Приложение к «Истории Русской Церкви». М., Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 1999. С. 286-290, 307-308; Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М.: Вербум-М, 2002. С. 17.

3 Ивановский В. Русское законодательство XVIII и XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей. (Опыт историко-канонического исследования). Харьков,

Типография Губернского правления. 1905. 174 с.; Анненков К.Н.

Система русского гражданского права. СПб.: Тип. М.М. Стасюле-вича, 1909. Т. 6: Права наследования. С. 16, 26, 35; Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной церкви. Казань, Типо-литография Казанского университета. 1913. С. 965967; Красножен М.Е. Краткий курс церковного права. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1913. С. 59-62; Павлов А.С. Курс церковного права. [Курс лекций, прочитанный в Императорском Московском университете в 1900-1902 гг.] СПб.: Лань, 2002. С. 159-161; Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 3-х ч. М.: Статут, 2003. Ч.

приводятся точные ссылки на законодательные акты. Кроме того, в современных условиях своды законов Российской империи являются библиографической редкостью, и их можно найти лишь в крупных библиотеках страны4. По этим причинам значительная часть исследователей российского права и истории государственно-церковных отношений в ходе своих работ сталкивается с соответствующими трудностями.

Поскольку в императорской России не был подготовлен (и, соответственно, не был издан) свод законов по ведомству православного исповедания, то представляется актуальным опубликовать комплекс тех нормативно-правовых актов, которыми в России5 в предреволюционные десятилетия регулировались имущественные права православного монашествующего духовенства.

Настоящая публикация особо актуальна в свете достаточно широко идущего в РПЦ с 30

2: Права семейственные, наследственные и завещательные. С. 284-285; Цыпин В.А., протоиерей. Курс церковного права: Уч. пособие. Клин: Христианская жизнь, 2004. С. 246-247.

4 В начале XXI в. петербургские историки-архивисты начали научную публикацию полного «Свода законов Российской империи». Однако к настоящему времени издан лишь один том. И акты, составляющие основу настоящей публикации, в него не вошли. (Свод законов Российской империи. Сводный текст за 1832-1917 гг. / Отв. сост. А.Р. Соколов, Д.И. Раскин. СПб., Изд. Аврора. 2007. Т. 1 / Сост. тома Д.И. Раскин, Н.М. Корнева. 1324 с.)

5 О статусах различных наименований России в XVII-XXI вв. см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского ун-та МВД России. М., 2010. № 5. С. 119-123.

мая 2012 г. обсуждения проекта «Положения о монастырях и монашествующих»1. Этот проект составлен в недрах особого церковного органа -Межсоборного присутствия специально созданной комиссией по вопросам организации жизни монастырей и монашества, и переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева). В проекте «Положения...» говорится, среди прочего, об «общем имуществе» монашествующих, об «имуществе монастыря», предоставляемом монашествующим во «временное личное пользование» (гл. I, п. «Ь»; гл. IV, п. "И"), но при этом обходятся стороной вопросы, связанные с личным имуществом и личными денежными сбережениями монашествующих2. Публикация же «монашеско-имущест-венных» законов Российской империи может способствовать преодолению названных «пробелов» при выработке итогового «Положения о монастырях и монашествующих».

Основной массив соответствующих законодательных актов, которыми, в частности, определялся порядок наследования личного имущества духовенства РПЦ, был создан в XVIII-XIX вв. (см. док. № 1 и 2). Одним из его ключевых, неизменных положений было то, что все без исключения монашествующие (включая, разумеется, и архиереев) были лишены прав наследования, а также приобретения и владения недвижимостью. Эта норма, впервые прозвучавшая в Соборном уложении 1649 г. (гл. XVII, ст. 42-44)3, на протяжении двух с полови-

1 Проект «Положения.» опубликован на ряде сайтов РПЦ. См., например, официальный сайт Московского патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/2255384.html «Положение.» должно было появиться примерно четверть века назад, поскольку о нём, как о реально существующем, в настоящем времени говорилось ещё в Уставе РПЦ 1988 г. (гл. IX, п. 9), а также в ныне действующем с 2000 г. аналогичном Уставе (гл. XII, п. 8).

2 Те же вопросы обходятся стороной и в ныне действующих Уставе РПЦ, Гражданском уставе РПЦ, уставах монастырей (автор настоящих строк ознакомился с теми из них, которые удалось обнаружить в сети интернет), о них умалчивается и в определении Поместного собора РПЦ 1917-1918 годов «О монастырях и монашествующих» от 31 августа (13 сентября) 1918 г., а также в прежнем Уставе РПЦ 1988 г.

3 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года

(далее - ПСЗ-1). СПб., Тип. II отделения Собственной Е.И.В. канцелярии. 1830. Т. 1: 1649-1675 гг. (ст. 1). С. 96-98. К концу

XVII в. Русской церкви (в лице патриарха, епископов и монастырей) фактически принадлежало до трети всей земли и крепостных страны, а также огромное количество недвижимой и движимой собственности. (Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государ-

ной веков по различным поводам была около десяти раз повторена в высочайших актах, решениях Сената и определениях высших органов церковного управления. Например, 24 июня 1812 г. был выпущен указ Сената, название которого в полной мере соответствовало его содержанию: «Об устранении монашествующих, по пострижении их, от права на наследство и на приобретение недвижимости»4.

Законодательство же, регламентирующее права монашествующих завещать своё личное движимое имущество, не было неизменным. Первоначально оно было полностью ориентировано на церковную норму - на монашеский обет нестяжания, согласно которому принимающий постриг не должен, строго говоря, иметь никакой собственности5. Так, в мае 1722 г. император Пётр I подписал «Прибавление к Духовному регламенту. Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского». В том документе звучало (ст. 61): «По смерти архиереев, архимандритов и игуменов и

ства. В 2-х т. СПб.: Изд. Дмитрий Буланин, 2003. Т. 1. С. 383-384; Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., Изд. дом «Территория будущего». 2005. С. 613-619). Вместе с тем среди специалистов существует мнение, что данные представления о таком богатстве российского духовенства несколько преувеличены. Однако те же исследователи не ставят под сомнение тот факт, что владения духовенства в России были весьма значительны. По причине же отсутствия полных сведений о всей церковной собственности степень этой значительности точно оценить не представляется возможным. (Милютин В.А. О недвижимых имуществах духовенства в России. М.: Университетская типография, 1862. С. 121-124.)

4 ПСЗ-1. 1830. Т. XXXII: 1812-1815 гг. (ст. 25162). С. 373. Термин «недвижимость» появился в российском законодательстве со времён императора Петра I. Например, понятие «недвижимое имущество» впервые применено к строениям в высочайшем указе «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуще-ствах» от 23 марта 1714 г. (ПСЗ-1. 1830. Т. V: 1713-1719 гг. (ст. 2789). С. 91-94). Ранее, в материалах Стоглавого собора 1551 г. «недвижимыми вещами» назывались сёла, пашни, луга, поля, леса, виноградники, воды, источники вод, озёра (Стоглав. Казань, Тип. Губернского правления. 1862. [Гл. 75.] С. 340-342). В Соборном уложении этот термин не встречается.

5 Принимающие монашество по особому богослужебному чину -«Последование малого образа» дают несколько обетов: 1) отречения от мира и всего мирского, «по заповеди Господней»; 2) пребывания в монастыре и постн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком