научная статья по теме РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Социология

Текст научной статьи на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

общественно-политической и экономической жизни и возрастание социальной напряженности могут спровоцировать подобные настроения.

Выводы

В Азербайджане ислам не играет такой существенной роли, как, скажем, в мусульманских странах Ближнего Востока. Ислам в республике уважают, однако он не является доминирующим фактором общеполитической жизни. Сказываются 70-летняя атеистическая пропаганда и то, что Азербайджан - светское государство.

В настоящее время народ "возвращается в ислам", рассматривая его как органическую часть своей культуры, духовно-нравственного возрождения. В данном отношении эта религия способствует консолидации общества. Однако в обществе имеются некоторые силы, стремящиеся связывать ислам с политикой и использовать его в своих целях. В осложнении религиозной и общественно-политической жизни страны не последнюю роль играют радикальные исламские течения и организации. Государство в изменившихся условиях пытается найти адекватные решения, стремясь придать своей деятельности демократический характер. Институциональный ислам проявляет лояльность к государству и принимает строгие меры против проявлений религиозного радикализма. Общие усилия как государства, так и институционального ислама содействуют политической стабилизации и укреплению основ формирующегося гражданского общества в стране.

Успешное национально-государственное развитие Азербайджана требует консенсуса различных социальных групп относительно создания демократического общества. Создающиеся в этом случае благоприятные условия для экономического роста, как представляется, сделают неактуальным обращение к каким-либо абстрактным и религиозно-политическим альтернативам развития общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Последняя в конце марта 2002 г. покинула ряды ОПА из-за различий в подходах к некоторым проблемам политической стратегии.

2 Автору удалось выяснить это в беседе с зампредами партий Мусават и ПННА.

3 Мнение экспертов. См.: Рзаев И. Религия - пока не инструмент политики. Эхо, 11 августа 2001.

4 См.: Эхо, 9 августа 2001.

5 См.: Гасанов Р.М. Ислам. Демократия. Гражданское общество. Баку, 2000. C. 66-67.

© 2003 г.

Г.Т. ТЕЛЕБАЕВ

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

ТЕЛЕБАЕВ Газиз Турысбекович - доктор философских наук, директор Департамента внутренней политики (г. Астана, Республика Казахстан).

Многими экспертами признано, что в последние годы личностная идентификация людей по отношению к религии существенно изменилась во всех постсоветских государствах. В Казахстане данные процессы, безусловно, специфичны. Для выяснения подобных изменений в Казахстане исследовательской группой Министерства культуры, информации и общественного согласия с участием специалистов областных Управлений информации и общественного согласия осуществлены специальные социологические исследования. Опросы проводились в ноябре 2000 и

2001 гг., а также в марте 2002 г. (число респондентов составило соответственно 2151, 1934 и 1998) во всех 14 областях республики, в гг. Алматы и Астана (при этом в областях - в областном центре, малом городе и двух селах).

Динамика изменения отношения к религии

Превалирующая в последние годы в Казахстане тенденция - рост религиозности, самой общей причиной которого большинство экспертов считают размытость идентификационных критериев в массовом сознании населения в транзитный период. Неадекватность социальных, статусных, этатистских идентификаторов предшествующего периода новым реалиям способствует появлению идеологического вакуума, одновременно маргинализируя массовое сознание. В подобной ситуации естественная потребность людей жить в "духовной защищенности" вынуждает их обращаться к религии как основе моральных ценностей.

Показателем того, что религия выступает сегодня в качестве, прежде всего, этнокультурного идентификатора, являются данные исследования в марте 2002 г. Так, из всех опрошенных 51,6% отнесли себя к исламу, 22,8% - к православию, 1,4% - к католицизму и 0,2% - к протестантизму (см. также табл. 1). При этом речь идет об общей численности отметивших близость к той или иной религии. Среди них немало тех, для кого отнесение к религии означает культурную либо этническую идентификацию, кто уважает духовные ценности, не участвуя активно в религиозной жизни. Подобная дифференциация проводилась нами в исследовании 2001 г., и анализ показал, что среди "неатеистов" доля соблюдающих все религиозные установления составляет примерно 18%; верующих, но не участвующих активно в религиозной жизни - около 47%; соблюдающих религиозные обряды по традиции - около 20% и уважающих религиозные ценности - примерно 15%.

Еще одно свидетельство - давность исповедания религии. 47,2% опрошенных ответили, что религия, к которой они себя относят, исповедуется ими с рождения. По сути дела, религия выступает в качестве элемента национальной культуры, традиций, обычаев, воспринимается как аспект преемственности поколений, уважения к предкам, их духовному наследию.

Рост религиозности может быть представлен в трех аспектах: рост интереса к религии всего населения (такая религиозность, как указывалось, в условиях идеологического вакуума выполняет, скорее, функцию социокультурного идентификатора, одновременно компенсируя издержки социально-психологической фрустрации); рост числа приверженцев традиционных конфессий, прежде всего ислама и православия, являющийся результатом свободного духовного самоопределения в условиях идеологического плюрализма; рост сторонников "нетрадиционных", новых для Казахстана, в основном, протестантских конфессий.

Последнее явление приобретает все большее распространение в последние годы, и его причины, на наш взгляд, следующие: во-первых, достаточное число людей с религиозной неопределенностью, колеблющихся между верой и неверием, которые рассматриваются миссионерами как основной объект пропаганды своей веры; во-вторых, зарубежные миссионеры - это, в основном, протестанты, а в учениях протестантских конфессий делается упор на предпринимательство и финансовый успех. Поскольку страна взяла ориентир на частное предпринимательство, то можно считать, что и количество обращающихся к протестантизму будет увеличиваться как следствие поиска лучшей жизни через служение богу; в-третьих, почти у всех протестантских конфессий, а особенно у западных миссионеров, накоплен огромный опыт приспособления к самым различным условиям, что обусловливает их гибкость, умение действовать с учетом обстановки, психологии различных групп населения, значительную ориентированность на молодежь, ее меняющиеся потребности и вкусы; в-четвертых, нетрадиционные для Казахстана религии, в отличие от ислама и православия, больше открыты для новшеств, учитывающих меняющиеся вкусы подрастающих поколений. К тому же для новых религий характерны своеобразные процессы дедогматизации и даже секуляризации, дающие возможность быть их приверженцем любому человеку.

В последние годы рост религиозности наблюдается в большей степени среди активно верующих, т.е. тех, кто состоит в общине и соблюдает все ее установления (динамика 2000-2001 гг. -от 11,9% до 17%). Увеличилось также количество тех, кто верует, но не участвует в религиозной жизни (с 41,4% до 42,8%), и придерживающихся религиозных обрядов по традиции (с 15% до 18,2%). В то же время за последние два года уменьшилось число противников религии (с 2% до 1,4%) и равнодушных к вопросам религии (с 7,6% до 3,4%) (табл. 2).

Распределение ответов на вопрос: "К какому вероисповеданию Вы себя относите?" по этническому признаку, март 2002 г. (в % от числа опрошенных)

Вероисповедание Казахи Русские Немцы Узбеки

Ислам 82,2 5,4 12,7 86,8

Православие 1,1 62 12,7 1,9

Католицизм 0 1,2 29,1 0

Буддизм 0,1 0,5 0 0

Протестантизм 0,1 0,3 0 0

Я атеист 4,1 5,7 7,3 1,9

Ни к какому не отношу 7,7 18,8 23,6 3,8

Таблица 2

Динамика изменения отношения к религии в 2000-2001 гг. (в % от числа опрошенных)

Отношение к религии 2000 2001

Верующий, состою в общине 11,9 17

Верующий, но в религиозной жизни не участвую 41,4 42,8

Не верующий, но по традиции придерживаюсь обрядов 15 18,2

Не верующий, но уважаю религиозные чувства верующих 13,3 12

Я противник религии 2 1,4

Я равнодушен к вопросам религии 7,6 3,4

Затрудняюсь ответить 7,4 3,8

Без ответа 1,3 1,4

Экстраполируя социологические данные, можно обнаружить, что в 2000 г. число тех, кто состоит в общине, составляло примерно 1 млн. 107 тыс. чел. (11,9% от генеральной совокупности в 9 млн. 302 тыс. взрослого населения). В 2001 г. подобное число - около 1 млн. 580 тыс. Цифры приведены по оценкам населения, причем их величина зависит от множества объективных и субъективных факторов, потому считать их абсолютно достоверными, конечно, не следует.

Личностная религиозная идентификация

Как показали данные наших исследований, за последние годы произошли изменения в религиозной идентификации отдельной личности. Отметим, что данная идентификация оценивалась в сравнении с другими типами - этнической, языковой, гражданской. Увеличилось число тех, кто относит себя (в первую очередь) к христианам: с 12,5% до 15,1%. Возможно, это результат визита Папы Римского Иоанна Павла II в Казахстан, антитеррористической кампании, взрывов в США. В то же время уменьшилось число тех, кто относит себя к мусульманам: с 50,6% до 39,8%.

Тем не менее, удельный вес тех, кто относит себя к мусульманам, остается наиболее значительным. К тому же именно в этносах, представители которых исповедуют ислам (казахи, узбеки, чеченцы, татары, уйгуры, курды), наибольший процент респондентов, которые из идентификационных критериев предпочитают религию.

Например, у казахов идентификация сегодня такая (см. табл. 3): я - мусульманин - 64,4%; я -тюркоязычный - 1,7%; я - представитель своей национальности - 16,6%; я - представитель рода (жуза) - 1,4%; я - сын отечества - 10,3%. У русских: я - христианин - 40,1%; я - мусульманин -1,6%; я - русскоязычный - 18,1%; я - представитель национальности - 19,2%; я - сын отечества -10%. Сравнение показывает, что у казахов более выражена религиозная

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком