научная статья по теме РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В НЕМЕЦКИХ ЛАГЕРЯХ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В НЕМЕЦКИХ ЛАГЕРЯХ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

Под ред. И.В. Гессена и А.И. Каминки. Изд. 2 . СПб., 1905. С. 527-551; С.А. Муромцев: Сб. статей. М., 1911. С. 385-406; Право. 1905. < 21, 29 мая.

22 РГА СПИ, ф. 279, оп. 2, д 224, л. 16.

23 Там же, л. 47.

24 Там же, л. 111 об; Проект Основного государственного закона Российской империи. Составлен одним финляндским политическим деятелем... С. 8.

25 РГА СПИ, ф. 279, оп. 2, д. 224, л. 45-46.

26 ГА РФ, ф. 1190, оп. 1, д. 16, л. 16 об.

27 РГА СПИ, ф. 279, оп. 2, д. 224, л. 46, 48.

28 ГА РФ, ф. 1190, оп. 1, д. 16, л. 16 об.

29 Медушевский А.Н. Указ. соч. С. 402.

30 К мнению меньшинства частного совещания земских деятелей 6-8 ноября 1904 года. М., 1905. С. 29.

31 Проекты Основного Закона Российской империи // Конституционное государство... С. 536; С.А. Муромцев. Указ. соч. С. 395-396; Проект Основного государственного закона Российской империи. Составлен одним финляндским политическим деятелем... С. 13-14.

32 Проект Основного государственного закона Российской империи. Составлен одним финляндским политическим деятелем... С. 16.

33 Право. 1905. 29 мая. < 21.

34 Программы политических партий России. Конец XIX - начало XX вв. М., 1995. С. 328.

35 Шелохаев ВВ. Указ. соч. С. 37.

36 Программы политических партий России... С. 350-351; 358.

37 Партия «Союз 17 октября». Протоколы съездов, конференций и заседаний ЦК. В 2 т. Т. 1. Протоколы съездов и заседаний ЦК. 1905-1907 гг. М., 1996. С. 341-342.

38 РГИА, ф. 869, оп. 1, д. 1283, л. 41 об.

39 Партия «Союз 17 октября»... С. 341.

40 Подробнее об этом см.: Шелохаев В В. Указ. соч. С. 29-33.

41 Милюков П.Н. Указ. соч. С. 193-194.

42 Вернадский В.И. О Государственном совете // Свобода и культура. 1906. № 5. С. 332.

43 Гессен В.М. Указ. соч. С. 235-236.

44 Милюков П.Н. Указ. соч. С. 194, 196; Протоколы Центрального комитета конституционно-демократической партии. 1905-1911 гг. Т. 1. М., 1994. С. 370; Государственная дума. Созыв I. Стеногр. отчет. Т. 1. СПб., 1906. С. 169.

45 Гессен В.М. Указ. соч. С. 232.

46 Там же; Милюков П.Н. Указ. соч. С. 196.

47 ГА РФ, ф. 523, оп. 1, д. 33в, л. 11 об.

48 Шелохаев В В. Указ. соч. С. 53.

49 Государственная дума. Созыв I. Стеногр. отчет. Т. 1. С. 169.

50 Герье В.И. О конституции и парламентаризме. М., 1906. С. 17.

51 Партия «Союз 17 октября»... С. 173.

© 2008 г. О. С. НАГОРНАЯ*

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В НЕМЕЦКИХ ЛАГЕРЯХ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Исследователи, изучающие процессы секуляризации и трансформации религиозного самосознания в первой половине XX в., отмечают, что в экстремальной ситуации люди не только обращаются к традиционной «религиозной смысловой системе», но и вырабатывают новые формы «популярной религиозности», включающей в себя различные суеверия и ритуалы (конкретные черты данного явления довольно расплывчаты и ситуативны)1. Работы о соотношении конфессиональной и «популярной» религиозности на Восточном фронте Первой мировой войны пока немногочисленны2. Причем в них явно недостаточно освещена религиозная жизнь российских военнопленных.

* Нагорная Оксана Сергеевна, кандидат исторических наук, сотрудник Южно-Уральского государственного университета.

Между тем в ходе войны только в немецких лагерях для военнопленных оказалось около 1.5 млн солдат и офицеров русской армии3.

Трудности организации требоисполнений

Для приведения религиозной жизни военнопленных в соответствие со ст. 18 Гаагской конвенции в Германии первоначально планировалось использовать уже существовавшую к началу войны военно-церковную организацию, не привлекая «гражданское» духовенство. Согласно расчетам Прусского военного министерства, координировавшего работу с военнопленными в Германской империи, на каждые 3 тыс. солдат и офицеров противника полагался один священник, проводящий богослужения не реже, чем один раз в 2-3 недели4. Неожиданная длительность войны и высокая численность военнопленных, постоянное дробление рабочих команд и нехватка священников заставили существенно скорректировать эти предположения5. Несмотря на то, что для проведения богослужений в рабочих командах были задействованы не только местные пасторы, но и военнопленные священники, число обрядов для крупных формирований пришлось уменьшить до одного раза в 6 недель, а в небольших и далеко расположенных друг от друга бригадах они были вовсе отменены6. Однако даже эта сокращенная программа оказалась трудно реализуема. Хозяева поместий, особенно в разгар сельских работ, отказывались отпускать военнопленных в ближайшую церковь7. В Саксонии посещение местных служб сочли нежелательным после того, как около 100 русских и французских военнопленных были заведены на богослужение в придворную капеллу Пильница, где в тот момент находилась королевская семья8. В целом германские власти признавали, что удовлетворить религиозные потребности находящихся в рабочих командах военнопленных было невозможно, и лишь немногие из них могли участвовать в богослужении9.

Организация религиозной жизни военнопленных из Российской империи представлялась наиболее проблематичной. Постепенно к окормлению сравнительно небольшого числа католиков, протестантов и иудеев были привлечены немецкие священники, раввины или теологи из окрестных университетов. Что касается православных и мусульман, практически все коменданты и инспекции сообщали об отсутствии богослужений в течение более чем полугода вследствие отсутствия духовенства и предметов культа10. В Военное министерство Пруссии регулярно поступали заявки о предоставлении православного священнослужителя, но удовлетворялась из них лишь каждая десятая11. Нехватку священников немецкие военные власти пытались восполнить за счет направления в лагеря духовных лиц из оккупированных прибалтийских и польских губерний12. К службам пытались привлечь и находившихся в лагерях французских католических священников, однако многие из них «из религиозных соображений» отказывались отпевать православных и тем более иудеев. Поэтому чаще всего представителям этих конфессий приходилось обращаться к протестантским пасторам13.

Усилия российской стороны по организации религиозной жизни военнопленных не представляли собой продуманной системы и по сути ограничивались посылкой в лагеря книг и предметов культа. Для удовлетворения религиозно-нравственных нужд русских военнопленных при Св. Синоде была учреждена комиссия под председательством протопресвитера военного и морского духовенства о. Георгия Шавельского (при этом представителей неправославных конфессий практически оставили без внимания). В ее задачу входило «командировать в Германию и Австрию для пастырского попечения о военнопленных священников, снабжать их необходимыми для богослужений принадлежностями, ...посылать ...военнопленным в духовную помощь и утешение соответствующие издания религиозно-нравственного, научного и общелитературного содержания»14. Этому должны были способствовать и решения Копенгагенской конференции 1916 г., предоставившие воюющим странам возможность отправить «потребное число духовных лиц с условием, чтобы они не имели права до конца войны выезжать из этой страны без разрешения правительства этой страны». Однако какие-либо при-

меры добровольной или организованной отправки духовных лиц из России в германские лагеря неизвестны. Более того, пленные военные священники порою досрочно возвращались на родину, вопреки желанию протопресвитера, призывавшего их оставаться в плену до конца войны, «дабы все время подавать духовное утешение военно-пленным»15.

Неудивительно, что, хотя Прусское военное министерство строго запрещало местным священникам склонять военнопленных к переходу в другую веру, во многих лагерях возникли баптистские общины и различные секты16. Заметную роль в духовной жизни военнопленных играли и такие религиозные организации, как Ассоциация молодых юношей-христиан (УМСЛ). Издававшийся ею «Вестник военнопленного» (тираж которого составлял 41 тыс. экземпляров) распространялся в лагерях на французском, русском, немецком и английском языках. В нем велась внеконфессиональная проповедь христианских идей и нравственных принципов17. Одной из своих задач представители данной организации считали побуждение пленных к изучению Библии, но, как они отмечали, православные не проявляли к этому особой склонности18. Тем не менее организация религиозных праздников и лагерного досуга принесла Ассоциации популярность среди пленных, посылавших в ее адрес многочисленные благодарственные письма19.

Религиозные меньшинства: католики, протестанты, мусульмане и иудеи

Российские военнопленные католического вероисповедания, как правило, посещали службы вместе с попавшими в плен французами, бельгийцами и итальянцами20. При этом, как свидетельствовали немецкие военные священники, поляки, в отличие от остальных, были очень благодарны за эту возможность и прилежно исповедовались21. Немногочисленным протестантам (немцам, латышам, эстонцам) был разрешен контакт с местными пасторами. Позже из оккупированных западных областей Российской империи в лагеря начала поступать литература религиозного содержания и сборники псалмов на родном для военнопленных языке22.

Отношение к военнопленным мусульманам в Германии определялось, прежде всего, пропагандистскими целями. Стремясь сформировать из военнопленных боеспособные части, которые предполагалось отправить в турецкую армию, и надеясь вызвать среди мусульман прогерманские настроения, немецкие власти всячески подчеркивали свое уважение к исламу. Помимо общения с муллой, пленные мусульмане, переведенные в агитационный лагерь Вайнберг под Берлином, получили возможность посещать специально выстроенную мечеть, пользоваться школой и библиотекой. С большим размахом здесь отмечался байрам: заключенные освобождались от работ и обеспечивались праздничной едой, торжественные службы проходили в присутствии немецких генералов, турецких представителей и делегаций из других лагерей23.

На положение военнопленных иудейского вероисповедания большое влияние оказывали еврейские организации Германии и нейтральных стран, сумевшие наладить контакт с военным ведомством. Активно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком